Размышления о попсе

  Прочитала у уважаемого Д. пост  о пытке бездарной российской эстрадой, и захотелось поразмышлять о природе сего явления и тактике поведения в условиях «боевых действий», когда ты, например, едешь в маршрутке или гуляешь по торговому центру.  Пытаться просто заткнуть уши, как правило, бесполезно, она громкая и въедливая, и всегда находит лазы к болезненно сжимающемуся мозгу.
  Почему-то сразу пришел на ум рассказ Битова «О — цифра или буква» из моего любимого цикла «Преподаватель симметрии» (надо его перечитать!!). Там простодушный главный герой как истинное сокровище хранит набор стареньких открыток — фотографий шлюх (может, все же актрис?). В минуты досуга, подальше от всех, он доставал и любовно, бережно перебирал и рассматривал пустые раскрашенные лица. И весь начинал светиться, исполненный одухотворения, как не светится ни один эстет при созерцании подлинных шедевров. Однажды, заглянув через его плечо, герой-повествователь изумился, что вместо примитивных и глупых шлюх в боевой раскраске, он вдруг увидел простые, но душевные, немного усталые лица , но в каждом — своя удивительная мечта, своя история...
    Мне удается иногда смотреть любимые индийские фильмы глазами ребенка, какими видела я их 35 лет назад, не замечая штампов, картонной наивности, сказочной декоративности героев, и отбросив «опыт» искушенного зрителя — получать истинное удовольствие от просмотра.
    С гораздо большими усилиями и гораздо реже удается увидеть «мечту» в живописных кичевых полотнах современных «романтиков». Этого, конечно, легко избегать, никто не принуждает специально любоваться ими, они не навязываются так беспрестанно и жестоко, как попсовая музыка.
    Помню, как не смогла сдержать возгласа: «Боже, зачем ты повесила этот кич?!» - придя в гости к двоюродной сестре, учителю математики. Это был нежно прописанный пейзаж с «неземным» флером , плоский, до невозможности. Я еще попыталась ей объяснить, почему это плохо и бездарно... Признаюсь, теперь мне очень стыдно за свое поведение. Если кто-то видит и слышит мир иначе, чем мы, если ему еще не открылись прелести примитивизма и современного формализма, с его богатством фактур, если он слушает совершенно непереносимую нами музыку — это не значит, что мы «духовней», чем он, что мы на ступень  «выше» - просто мы живем на разных волнах. Ведь 35 лет назад и я бы без сомнения считала эту картину замечательной, и я слушала Антонова и, может, Малежика, и обожала индийское кино.
   Нет предела духовному совершенству, даже не ангелам, а просто «прозревшим» наша лучшая музыка может казаться надуманной, вычурной и плоской, но не поверю, что они брезгливо зажимают уши и с жалостью и недоумением смотрят на наш «кайф».
    Амплитуда развития — бесконечна, если проводить аналогии — от инфразвуковых до ультра- и гиперзвуковых волн, и наш диапозон восприятия ничтожно мал. Но эволюция, как и все в этом мире, идет по спирали, и каждый последующий виток, через стадию «отрицания» приходит к подобию ровно над той же точкой предществующего. Содержание ломает тесную ему форму и на следующем витке само становится формой, в которой уже зародилось и теплится новое содержание. « Разве можно отделять форму от содержания?» - спросил бы умный человек. Но я невежда, и как дураку мне позволено залезать в любые дебри, где умный человек рискует свернуть себе шею. Мне не стыдно признаться,что в «Черном крадрате» Малевича я не вижу никакой особой глубины и потусторонних смыслов, и вглядываться не буду, чтобы их найти. Для меня это только яркий пример того, как содержание становится формой (или наоборот): это просто первая демонстрация факта, что сами по себе форма и цвет достойны быть предметом искусства. Это была дверь для современной абстрактной живописи, где нет ничего, кроме цвета, линий и фактур. И это куда сытнее теперь питает наш дух, нежели детализированные пейзажи и портреты.
    Там же у Битова была озвучена мысль, что колесо всегда больше, сложнее машины или телеги. Интуитивно она показалась мне верной и занимательной, но на тот момент я не могла себе этого объяснить. По сути, наверное, изобретаю велосипед, но это мое любимое дурацкое занятие. Образ всегда больше содержания всей картины, форма — больше образа, а цвет больше формы. Слово всегда сложнее и больше предложения, а звук больше слова. И напоследок, для ученых (как не посмаковать): клетка сложнее тела, атом сложнее электрона, нейтрон сложнее атома...
    Ну еще капельку пожую.
   На дубе висел последний желтый лист.
 Будучи связанными контекстом, слова, как правило, имеют один конкретный смысл.
   Желтый лист.
  В отдельном словосочетании у нас уже возникает целый ряд смысловых ассоциаций: лист может быть уже и кленовым, и тополиным, и березовым; он может лежать или лететь, или покоиться между страницами книги.
   Лист.
 И смыслов здесь уже куда больше: он может быть уже и зеленым, и красным, и бурым... И белоснежным бумажным. И даже композитором.
   А звуки — о, здесь ассоциативный ряд почти неисчерпаем, из них образуются все известные нам слова. И дальше — уже даосская тишина, праматерь всех звуков и смыслов.
     Но вернемся к нашей попсе. Ведь и Ободзинский, и Майя Кристалинская тоже когда-то были ею. И пусть меня закидают тапками, но разве не флер времени и память детства, или даже прапамять превращают теперь эту попсу в ностальгическое искусство? Да что Ободзинский, недавно услышала «Свадьбу» Лещенко, и то, что в 15 лет меня так раздражало, развернулось вдруг щемящей картиной чего-то утраченного.
    Конечно, обширный поток нынешней попсы изобилует редкостными по своей бездарности примерами, убогими смысловыми контекстами. Но дерзну предположить, что если я доживу до 70, кто знает, может, вызывающая приступы  боли и тошноты « Не сыпь мне соль на раны..» - заставит меня вдруг плакать по утраченному?..
    Нельзя судить тех, кто от созерцания телеги получает такое же удовольствие, как мы от созерцания колеса. Между нами не такая уж большая разница — пара десятков лет или всего одна жизнь. Значит можно попробовать при атаке попсой постараться услышать ее ушами ребенка, где каждое слово ново, лежит в отдельной коробочке и рождает твой собственный ассоциативный ряд. Или представить, что мы уже умерли и долго были во мраке и пустоте, и вот, откуда-то милостью божьей до нас долетает: «Не сыпь мне соль на раны...»
                9.05.2014.


Рецензии
И всё-таки, лучше начинать жизнь сразу с симфонического оркестра, чем с барабана шамана...

Спасибо за поднятую тему, раскрыта хорошо, заставляет анализировать.
С уважением,

Коза-Дереза   14.07.2015 09:54     Заявить о нарушении
Спасибо!!! Так приятно быть понятым..)) Это я как "напоминалку" себе и близким по духу - чтоб помнили, все растем из одного корня, ноты и краски все используют одни, разная только "волна" восприятия.

Ольга Семеновская   15.07.2015 12:31   Заявить о нарушении
А это как в притче о талантах. Кому дано много, с того и спрос больше.

Коза-Дереза   15.07.2015 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.