Творческая спираль

ТВОРЧЕСКАЯ   СПИРАЛЬ

Руководитель литературного кружка станкостроительный завода как и договаривались  три месяца назад,  снова пригласил поэтов  для встречи со своими  рабочими прозаиками и писателями.
Была высказана просьба рабочими, чтобы больше времени дали на освещение их творчества.

А так как в прошлый раз  много полезного  времени убивалось на теорию стихосложения, то договорились по телефону  больше внимания уделить разбору стихов  новых поэтов.

И вот снова на станкостроительный завод прибыла делегация из членов администрации Центрального округа и нескольких активных членов общества поэтов и прозаиков. Они  приехали по приглашению профкома завода, чтобы поделиться с рабочими своими творческими изысканиями.

Накануне созданный литературный кружок пополнился новыми членами.

Прибывшие делегаты привычно заняли места в президиуме.

Снова слово  представили маленькому круглому лысому прозаику- поэту.

Как он сам говорил в прошлый раз, выступать с трибуны ему  нравилась с молодых лет.

И вот он снова стал излагать  методику создания  стихов.

"Привычка - вторая натура"- как говорится в народе.

-Вы рабочие, только прикоснулись к высокому искусству стиха, а мы,-он указал на президиум,- уже погрузились в него глубоко.

-По уши? -тут-же последовал уточняющий  вопрос с первого ряда от новоявленного поэта, одетого в замасленную фуфайку.
Его видно руководство принудительно заставило пойти на мероприятие для количества и он этим очень тяготился.

Зал доброжелательно засмеялся. Они понимали ответившего вопросом на вопрос.
Чувствовалось, у того и своих забот кроме этого было по горло.

-Будут вопросы, потом отвечу!-не дал сбить себя с поэтического настроя лектор.

-Вы вероятно не владеете приёмами создания стиха,-он с ласковой интонацией как к больному наклонился в сторону зала.

-Но вы же нам поможете,-подыграл ему пред. профкома.

-Конечно,-непременно!- кивнул лектор с трибуны своему помощнику.

-Так вот в знаменитом  стихотворении Константина Фофанова, поэта серебряного века, есть строки:

Чем смертоносней влага в чаше,
Тем наслаждение полней.
И чем страшней бессилье наше,
Тем жажда жизни тяжелей.

-Здесь намеренное сочетание противоречивых понятий. Но вы с этим скорее всего не сталкивались, наклонился он к человеку в замасленной фуфайке в первом ряду.

-Ну почему же!- сразу обиделся тот. Встав и  повернувшись к залу сразу выдал:

Сейте разумное, вовсе не вечное-
слово творите со свечой поднебесною...
Дайте родится   новым стихам,
тем что потом улетят к облакам.

-Вы,  вероятно,  говорите о своих творениях? Они явно очень слабы. - кивнул с трибуны залу.

-А вот мало кто слышал о метафоре, т.е. скрытом сравнении, - того же автора, -пояснил выступающий.

Наш век больной - в его безверье
Мы вопли веры узнаём .
И, стоя к новому в преддверье,
Влачим как пытку день за днём.

-Здесь скрыто сравнение века с больным,-догадалась поэтесса, приехавшая большим автобусом и сидящая в президиуме.

-Ну, кто нам ещё приведёт скрытое сравнение,-поинтересовался лектор, обращаясь к залу.

 Он явно хотел посотрудничать с аудиторией.
Вновь встал новоявленный  поэт из первого ряда:

Всем нам  обещан светлый путь,-
Так дайте  денег на дорогу!

Смех девятым валом прокатился по залу. Уже несколько месяцев на заводе  не платили заработную плату.

И этим все  были сильно озлоблены. Но никто не организовывал протеста. Была боязнь за отдалённую перспективу.

-А, что вам даже на дорогу  денег не хватает?-спросил  шутливо лектор  зал?
 
-Не то что на дорогу, даже на хлеб нет! Три месяца не платят! Как жить можно? -стали обращаться рабочие к президиуму.
Но там царила безразличная  творческая тишина.

Там народ как будто никто и  не слышал.
 
-Не та тема!- понял народ.

Лектор  как бы в тему зачитал следующее четверостишье, по образному выражению Игоря Северянина «короля поэтов»:

Горды надломленные крылья,
И смел коснеющий язык,
И грустно мне, что в дни усилья
Наш век бессилием велик.

-Здесь очень трудно вам понимать творчество и поэзию и поэтому перейдём к следующему разделу, -стараясь не давать больше слова сидящим в фуфайках, заметил лектор.

- Но это вы зря!Мы понимаем , к чему они стремились и к чему нам надо стремиться, -заметил ещё один поэт из первого ряда.

-Можно я  поспорю с тем, прошлой жизни поэтом? -приподнялся ещё один новоявленный  поэт из первого ряда.

- Это конечно интересно! Давайте,но только коротко.

Этот поэт был одет в белую рубашку и костюм, правда,  без галстука.
Он больше был похож на инженерного работника.
Из  сильно помятой тетради он неожиданно с высоким чувством прочёл:

Расправим творческие крылья!
А над страной промчится весть-
И  радость  будет над державой-
Свой  век - в величии  обресть!

-Всё это неплохо. Но теперь до конца читать буду только я, чтобы не затягивать лекцию,-снова,  как и в  первый приезд подвёл черту лектор, отсекая другую поэзию.

Ему  снова порядком надоела самодеятельность новоявленных поэтов и главное их непредсказуемая творческая энергия, которая, неизвестно куда может пойти.

Закончив лекцию,  лектор сел в президиум.

Ведущий стал представлять поэтов, приехавших автобусом.

И он давал им поочерёдно слово... Поэты  читали свои стихи.
 Надо сказать некоторые были по душе рабочему люду.

Ведь некоторые поэты и писатели вышли из простого народа.

Конечно они не могли писать стихи с критикой существующей власти, чтобы  не навлечь на себя хулу и поругание.

А так  в элите литераторов и пользуются почётом.

Вторая встреча высветила противоречие уже получивших статус писателя или поэта и только начинающих.

Сидевшие в президиуме подвергали стихи новоявленных поэтов такой ожесточённой критике, что те себя чувствовали себя лишними не только в этом зале, но и в обществе.

Кто уже пробился наверх, тот сам всеми силами топил, топил как котят, тех кто пробовал приблизиться к их официально признанному  статусу и творческому союзу.

И при разборе стихов новоявленных поэтов они с большим усердием, опираясь на богатый литературный опыт, громили их некоторые неумелые попытки, ни разу не указав и не отметив,  где встречаются хорошие строки.

Очередной, увенчанный лаврами,  поэт Угоднев прочёл с трибуны  как ему казалось стихи, достойные стать классикой.

Ему по большому блату удалось издать бесплатно из бюджетных денег поэтический сборник «Нервом издёрганным».

Он всегда  оправдывал хорошее  отношение к нему  власти, посвящая руководству восхваляющие стихи.

И всем стало понятно его отношение к власти и обществу.
О чаяниях  народа там и не вспоминалось.

Тогда один новоявленный  из первого ряда попросил его ответить на такой вопрос:

-А что вы скажете о таких строках:

В пряже солнечных дней
Время выткало нить …

-А что тут говорить. Это не поэтично,-сходу последовала реплика из-за трибуны.

 На трибуне  и предположить не хотели даже гипотетически, что из первого ряда может прозвучать что-то дельное.

-Рассматривается какая-то дерюга или материя.  Нет! Такие стихи писать нельзя!-резюмировал титулованный поэт, стоящий на трибуне.

Но вдруг  в президиуме вдруг кто-то и что-то вспомнил.

 Понимая, что это был конечно   вопрос "на засыпку" и грозит провалом всей миссии приехавшей делегации, этот самый старый из прибывших поэт взял слово,  не выходя на трибуну.

 Взволнованно встав, чтобы люди не приняли всех прибывших за дилетантов, стал уточнять,  что про солнечную пряжу написал талантливый российский поэт Сергей Есенин.

И,  по его мнению, это  замечательные строки.

Даже новоявленные поэты, подготовившие этот вопрос, согласно закивали головами.

Этот ответ,  как бы стал волнорезом, разделившим  прибывших на две категории.

Тех, кто действительно глубоко  изучает талантливых предыдущих поэтов и учится на их творчестве. И тех кто выпячивает новомодные течения в стихах и навязывая новомодных поэтов для изучения.

Мода не всегда выбрасывает наверх лучшее, иногда поднимая наверх и мусор.

И вот такие вопросы заставляют задуматься, что всегда ли наверху самые талантливые? Ии стоит ли к их безапелляционным  суждениям серьёзно прислушиваться?

-Так что меньше слушай других и сам выбирай свой путь,- сделали многие вывод.



Рецензии
Как говориться, "фильтруй базар".
В каждом деле есть свои профессионалы, таланты, мастера.
А есть и нахрапистые выскочки дилетанты.

К мнению профессиональному, доброжелательному прислушиваться стоит.

С уважением к автору,

Доротея Литвак   28.01.2015 12:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.