Часть вторая. Тетрадь

Часть вторая. Тетрадь.
Вот эти послания.

 
Письмо первое:
«...
Я жду того дня не дождуся
Когда службе окончится срок
С друзьями когда я прощуся
Уеду к тебе на восток
Может быть весной или летом
Ведь окончена нами война
Ожидай меня утром с рассвета
У знакомого дуба одна.
Жди меня непременно вернусь я
Я к тебе на Московский простор
Силой чести солдата клянуся
Дорогая ты Аня моя.
Из дня на день сижу, жду машину
С ней я весточку жду от тебя
Как дождусь я работу покину
Пред глазами лишь вижу тебя
И сердце моё так забъётся
Когда пред собою в руке
Увижу знакомые строчки
Знакомые сердцу и мне
Привет свой горячий в письме посылаю
И парочку слов я хочу дописать
Что лучшее в жизни тебе я желаю
И так же почаще меня вспоминать
Прими мой привет и мои пожеланья
Счастливо и радостно век тебе жить
Пока дорогая моя до свиданья
С тобою хочу вечно быть

г.Бромберг 4.3.1946г.»
 

С 1945 по 1984 годы в Легнице дислоцировался штаб Северной Группы Войск (СГВ)  СССР (польское название — Po;nocna Grupa Wojsk Armii  Radzeckej, PGWAR) на территории Польши (первым командующим СГВ был маршал К. К. Рокоссовский), а также Управление 4-й  воздушной армии ВГК(он).
   Размещение советских войск в Силезии и Померании,  передаваемых от Германии, в связи с решениями Ялтинской  конференции союзников, в состав Польши, было определено
договором между СССР и ПНР от 21 апреля 1945 года.
Главный штаб СГВ расположился в городе Легница (до 1945 года немецкий город Лигниц).
Письмо второе:

 
«Вот год прошёл как я расстался
Покинув край родной тебя
Но в сердце у меня остался
Завет твой. Светлый облик дня.
Хотя вот этот год разлуки
Прошёл для нас незнамо как
Но ведь скрепили дружбой руки
В счастливый день тогда для нас.
И долго ,долго буду помнить
Вставая быстро поутру
Твой милый взгляд, твою улыбку
И нежность девичью твою.
Теперь я думаю немного,-
Настанет тот счастливый час
И улыбнётся нам природа
Счастливыми увидев нас.
Ты это помни я с тобою
Всегда, где б ни был я сейчас
И сердце думой успокоив
Я вспоминаю вас не раз.
И я смотрю не отрываясь
На стан твой лёгкий и живой
Ты стала для меня роднее
И сердцем я всегда с тобой.
И так проходят ни минуту
Сижу я на тебя смотрю
Ты так вот на груди скрестила руки
И молча смотришь на меня мой друг.
Но я счастлив с тобой бываю
И улыбаяся всему
Ты дорогая Аня знаешь
Мою улыбку и мечту.
И ты родная не печалься
Не долго ведь осталось ждать
Того кто всей душою любит
Тебя моя жена и мать
Мои мечты всегда с тобою
Летя через земной простор
Чтоб передать тебе родная
Всю боль души моей живой.
Конечно можешь посмеяться
Что здесь тебе я написал
Но я писал. Писал от сердца
Что голос сердца подтверждал.
И мне хотелось что-то больше
Прижать к груди , обнять тебя
Расцеловать вот так покрепче
Как вспомни год назад любя.
И не плохое впечатление
Одни хорошие мечты
Я мысленно с тобой бываю
Сердца мой друг у нас одни.
Пускай любая непогода
Метель иль дождь, гроза иль снег
Я знаю ты всегда со мною
Мы не страшимся всяких бед.
И этот  небольшой портретик
Что дорог и для сердца мил
Я посылаю дорогая , с чужих краёв
С другой земли.
Но чувство нежности любви
Ты видишь мной не позабыто
Посмотришь на него не раз
И разгадаешь в думе скрытой
Все чувства нежность и любовь
Которым не родиться вновь
Они тебе принадлежат
Ты только можешь их понять.
Прошу одно пиши мне чаще
Не забывай меня ни где
Тогда лишь только наше счастье
Возьмёт своё всегда везде.
4.4.1946 года Гор. Лигниц.»
 
  Легко и трепетно читать стихи уже послевоенных лет. В них жизнь наполнена естественными мечтами, желаньями, надеждами. Я имею ввиду лёгкие лирические стихи.
   И вот снова передо мной тетрадь неизвестного солдата с его письмами-стихами. Не тщеславия ради, но только чтоб обрели его стихи, его чаянья вторую жизнь после стольких лет забвенья. Где и кто он? Его адресат? – покрыто тайной времени. А время умеет хранить тайны, которые растеряли человеки,  может даже и не по своей вине.
   Третье письмо пропитано грустью разочарования в любви. Возлюбленная его вернувшись к жизни мирной, видимо позабыла дружбу фронтовую. Но ни кого не нужно осуждать. Жизнь всегда сложнее , чем мы о ней думаем.
Письмо третье.
 
«Пишу письмо тебе родная
Всем сердцем трепетной души.
Прочтёшь его и разгадаешь
Мученья дружеской души.
     Я не пойму зачем смирилась
     Ты с детской выходкой своей
     И обещанья провалились
     Как  снег растает в тёплый день.
Ты обещала, но забыла
К друзьям вернулася родным,
И жизнь начав совсем другую
Забыла дружбу фронтовую.
     Ну чтож играй и веселись
     С друзьями мирными мирись,
     Они тебя научат жить,
     Свободу юных лет любить.
У нас пока без изменений
Я прибыл в часть , учу бойцов,
И вспоминаю ежедневно
Твой голос в тишине ночной.
     Но я смутится не хочу,
     Давали мы ведь обещанья
     Но ты нарушила признанья,
     Душа твоя всегда лгала.
Зачем же было увлекаться,
Манить меня куда-то в даль,
Но чувств своих, души терзанья
Я их тебе не передам.
     И не подумай что плохое
     Таю в груди я у себя,
     Души секреты я открою,
     Не стану огорчать тебя.
Но всё ж я часто буду помнить
Морозный вечер, чуя полночь,
И ты стояла со мной рядом,
Смирясь со всем своим нарядом
Смотрела в даль.
     Теперь я вижу ты другая
     Одета в штатское пальто,
     И не волнует тебя взглядом
     Теперь ни кто.
И я пишу – я не последний
Забыт не буду я судьбой
И всё ж о дружбе многолетней
Я буду вспоминать порой.
     Не знаю как, с улыбкой гневной
     Прочтёшь последние слова
     Ты в ясности представишь всё как было
     И не осудишь здесь меня.
Я в будущем надежды не питаю,
     В тебя я веру потерял сейчас,
     И всё из-за чего, ведь ты всё натворила,
     И насмеялась надо мной.
На этом я писать кончаю,
Прошу прочти его не раз,
И вспомни всё что говорила
На фронте в Бромберге у нас.

  Польша г. Бромберг
12.2.1946 года»
 

Любовь находит людей везде и во все времена. Когда её долго нет, когда души напряжены, когда силы почти на исходе, а жажда жизни, жажда будущего всё же переполняет людей, тогда появляется она. Как порыв страсти, как невозможность осуждения измены или предательства по отношению к другой любви. Что было между ними? Что у каждого было до этой любви? Таких историй было множество. А иначе и победы могло не быть. Ведь жажда жизни, вера в будущее строится только на силе любви, любви к Родине, к семье, к родителям, к женщине, к будущему. Люди , которые не видят своего будущего не способны побеждать. Но разочарование иногда постигающее в любви оно так же устремлено в будущее, оно открывает эмоциональные порывы души, оно открывает в людях поэзию души.
   Скорее всего объект его любви вернулся к мирной жизни, вернулся вновь срастаясь с тем, от чего был оторван лихолетьем войны.
 
Письмо четвёртое.
«В чужой стране и в дали от любимой
Я время своё провожу
А сердце всё бьётся. Всё бьётся сильнее
Когда на тебя я смотрю
И образ твой нежный встаёт предо мною,
И хочется нежно прижаться, обнять…
Но эта мечта , остаётся мечтою,
И я начинаю сильнее скучать.
Ты там не одна, веселишься, играешь,
И время быстрее пройдёт у тебя,
О друге своём ты , я знаю , мечтаешь,
И не забудешь его никогда.
А он за границей, вдали от любимой
Мечтает лишь только всегда об одном,
И ждёт всё – когда же настанет то время,
Настанет день встречи с тобой.
И где б ты ни была сейчас- Тебя я вспоминаю,
И сердцем и мечтой своей Всегда с тобой бываю.
И мне легко из-за того,  что ты моя родная
В письме своём мне говоришь
и лаской согреваешь.
Но ты пойми мне без тебя
искать не нужно счастья
И жизнь моя как ясный день
угаснет быстро так же
Но знаю я – не будет зла,
ведь мы живём на свете,
И ты мечтаешь как и я
и всё былое на примете
\…………………………………………\
Берёт сейчас своё весна,
Но сердце этим не встревожить,
Когда в груди сидит тоска.
Тоска по Родине - любимой
Не покидает грудь мою,
Мне грустно, тяжело бывает,
Когда я вспомню ту весну,
Ведь та весна дала нам счастье,
Предел судьбы был нам решён,
А эта , что – сулит разлуку,
Совсем другой ненужный сон.
Но всё равно храню я свято
Завет свой, юность и любовь
И через все преграды света
К тебе пробьётся голос мой
К тебе одной мои стремленья
И взор мой так же обращён.
Я жду твоих , родная писем,
Которые дадут мне сон.

гор. Лигниц 24 мая 1946 года»
 
Письмо пятое пронизано тоской о невозвратном. Вспыхнувшая страсть молодых людей всё же угасла, но оставила неизгладимые воспоминания.  Могли ли они подумать , что спустя столько лет любовь их снова оживёт на этих страницах?
 
«Ты ни чего не скажешь мне, я знаю
Зачем слова, здесь ясно всё без слов
Ты стала для меня совсем чужая
И не вернётся это время вновь.
Но память о счастливой встрече,
Когда любовь во мне цвела
И радовался я всему на свете
Из-за того , что ты была моя.
Но всё прошло, как в сказке стало
И не вернётся оно вновь
Одна тоска в груди моей запала
И жжёт мне душу пламенем-огнём.
Я знаю не вернуть мне больше
Ты далеко теперь от нас ушла
И ты на всё с презреньем смотришь в тайне
Как бы не замечая и меня.
Ну чтож живи, пока живётся
Раз жизнь и участь наша такова
Я знаю время это к нам не возвратится,
Хотя частенько думаю об этом я.

Гор. Варнбрун 1 августа 1946 года»
 
Письмо последнее написано уже в санпоезде по долгожданному возвращению на Родину. Что было дальше? Возможно, они когда-нибудь встретятся, а может быть и нет. 
Где-то  на неизвестной станции он сошёл с поезда… морозно, заснеженно. Начиналась новая жизнь. Витя , сосед по купе спохватился об оставленной им тетради, но было уже поздно – поезд катил дальше по просторам Великой Родины. Так тетрадь и осталась у моего деда, Виктора Николаевича Салтыкова, а потом , через шестьдесят лет попала и ко мне.
 
«Вот они кругом знакомые места,
Где юности наше детство протекало,
Где чувство первое любви
Во мне призывно прозвучало,
А всё же вспомнить не грешно.
Не знаю я к чему стремился,
Где счастье мне своё искать –
Та жизнь былое не примчится.
Оно прошло не знаю как.
Я мало жил, но много видел,
И в этой жизни небольшой
Моя любовь была как дым –
Она как утренний туман,
То явится , то исчезает.
Но это всё прошло как сон,
И для тебя не ясен он.
Я мог бы много говорить,
Ведь сердце и моё болит,
Оно порой волнует кровь
И я качаюсь как шахтёр.
Да, это всё к твоим словам,
Пусть это будет правда вам.
И вдалеке, в краю родном
Я не забыл, и обо всём я часто вспоминаю
И песни так же распеваю.
Ну что мне делать, ты скажи?
Открой мне истину пути,
Тогда я буду жить, любить
И всё кругом благодарить.
Чтоб мог я глубоко вздохнуть,
И на тебя опять взглянуть.
Санпоезд 3 декабря 1946 г.

Da shlaft mein armes Heszel
Спи моё бедное сердце.
Kein Lieb Wekt`s mehr auf!
Больше нет никакой любви.»
 
«Спи моё бедное сердце…»,- как будто звучит где-то песня с дивным голосом Петра Лещенко, пары танцуют танго, порывы их страстны, как будто вместе они в последний раз, они прощаются со своей любовью, завтра всё уже будет не так, но сейчас… Сейчас время над ними не властно, и то, что произойдёт в будущем уже не важно, важен этот стон души, эти трепещущие ресницы, эти трепетные объятья. И будто бы не было войны, будто бы любовь своим живительным бальзамом воскресила души людей для торжества мира , света и тепла будущим поколениям.
«Помнишь, как ты меня ласкала?
Как бьется сердце вновь без тебя,
И слез сдержать нет сил.
Надо начать всю жизнь сначала,
Счастье свое забыть, как я тебя любил…»* 
 Он шёл заснеженной дороге, а в душе его звучало прощальное танго любви.  Кто знает, может  быть они когда-то и встретились, но это была уже совсем другая история.
*Стихи и музыка - Оскар Строк «Спи моё бедное сердце» 1933 год.
Алексей Салтыков. 30.03.2014.


Рецензии