Шахматные юбилеи

            ШАХМАТНЫЕ  ЮБИЛЕИ

        ФИАСКО ВИЛЬГЕЛЬМА СТЕЙНИЦА
  «Давненько не брал я в руки шашек!»…
  Вот и я, подобно Чичикову, могу воскликнуть: давненько не бросало меня по бурным волнам шахматной истории. А ведь нам с вами, уважаемые любители шахмат, есть, что вспомнить. Ведь 2014 год – год многих особо памятных шахматных юбилеев.
  Круглая цифра «100» просто завораживает и требует начать не иначе как с 1914 года. Я и сам бы рад, но это было бы просто святотатством по отношению к первому и второму королям шахмат – Вильгельму Стейницу и Эмануилу Ласкеру. Ведь ровно 120 лет назад 25-летний Ласкер дерзко «бросил перчатку» царившему последние десятилетия на шахматном небосклоне гениальному Стейницу.
  Правда, пару лет назад Ласкер пытался сыграть  матч с победителем ряда престижных турниров доктором Зигбертом Таррашем, но его ждал холодный отказ. «Молодой человек должен сперва доказать победами в крупных международных турнирах, что он имеет право играть с таким человеком, как я!» - высокомерно заявил Тарраш…   
  Стейниц очень гордился своим титулом первого в истории шахмат чемпиона мира. И здесь и в дальнейшем я позволю себе для более живого восприятия приводимых мною эпизодов немного «поиграть рифмами».
  «Какое величие быть королём,
  Вступившим на шахматный трон! –
  Не по наследию он обретён,
  А волей и острым умом!

  Их много, сидящих на тронах,
  А в шахматах – только один!» -
  С восторгом о чемпионах
  Писал Александр Куприн.
  Участвуя в престижных турнирах, Стейниц на традиционный вопрос: «Кто победит?» неизменно отвечал: «Я! Конкурентам предстоит играть с чемпионом мира, а мне – нет!» Любопытная деталь: шахматные короли последних десятилетий были довольно обеспеченными людьми, а вот Стейниц нередко испытывал нужду. Для поправки материального положения ему приходилось даже обыгрывать в кафе богатого шалопая. Друзья, однако, посоветовали Стейницу, чтобы не потерять состоятельного «клиента», проиграть ему следующую партию. Проиграть столь слабому игроку оказалось … делом нелегким, но все же Стейниц, подставив своего ферзя,  с облегчением сдался. Радости «победителя» не было предела. С восторженным криком: «Я победил чемпиона мира!» он выбежал на улицу и больше в кафе … не появлялся…
  Однажды Стейниц беседовал с двумя английскими профессорами. Речь зашла о модной в то время теории Мальтуса.
  - Бедные люди не должны иметь много детей, - сказал один из собеседников Стейница. – Да и рождаются они умственно неполноценными. – Да, Мальтус был совершенно прав, - поддержал его другой. - А что вы, маэстро, думаете по эому поводу?
  - Мой отец был очень бедным человеком и имел при этом тринадцать детей. Так вот я, Вильгельм Стейниц, чемпион мира по шахматам, был как раз тринадцатым!
  Оба профессора, смущенно улыбаясь, поспешили откланяться …
  До единоборства с Ласкером, шансы которого расценивались невысоко, Стейниц в борьбе за шахматную корону убедительно победил таких выдающихся шахматистов, как Иоганн Цукерторт, Михаил Чигорин и Исидор Гунсберг. Матч с Ласкером начался в Нью-Йорке 15 марта 1894 года. Это состязание 58-летний чемпион мира начал спокойно – с шести ничьих. Однако, в седьмой  партии Стейниц, добившись выигранной позиции, утомленный упорным сопротивлением претендента, грубо ошибся и проиграл. Неудача настолько деморализовала чемпиона, что он почти без борьбы проиграл четыре партии подряд, и Ласкер выиграл матч со счетом 10:5 (при четырех ничьих).
  Да, жизнь коварна и сурова,
  Ничто не вечно под луной –
  Нет формы бытия иной,
  Хоть все это, увы, не ново.

  Триумф в миг высшего размаха,
  Тая грядущее от нас,
  Уже тогда готовит час
  Непредсказуемого краха.

  О, годы старые, седые!
  Они мудрей, чем молодые,
  Но где ж, откуда силы взять,
  Чтоб мудрость эту доказать?! …
  И хотя Стейниц вел себя в высшей степени благородно, трижды воскликнув: «Ура новому чемпиону!», свою неудачу он считал случайной. Состоявшийся спустя два года матч-реванш 60-летний Стейниц проводил совершенно больным. Во время игры возле него неизменно стоял лакей, периодически менявший миски со льдом и снегом, которыми экс-чемпион мира из-за сильных приливов крови вынужден был обтирать голову. А однажды во время одной из партий Стейниц даже потерял сознание. Поиграв матч-реванш с разгромным счетом 2:10 (при пяти ничьих), Стейниц с горечью воскликнул: «Возможности человеческого ума ограничены, но глупости, отнюдь, нет!»
  В заключение в стихотворной форме сообщу оценку Стейница  его роли в истории шахмат.
  «Я в мир иной уже спешу,-
  Сказал он откровенно, -
  Я о себе не напишу,
  Но люди непременно
  Напишут обо мне немало:
  Я, как истории кусок,
  Навек войду в ее анналы –
  Я сделал в шахматах, что мог…»
  12 августа 1900 года в Нью-Йорке скончался гениальный маэстро, первый шахматный король Вильгельм Стейниц. Он оставил будущим поколениям огромное творческое наследие.


Рецензии
Интересный текст... Впечатляет....

Шон Маклех   10.05.2014 17:39     Заявить о нарушении