Приморский бульвар. Потемкинская лестница

Выстроившийся в одну линию парадный ряд зданий бульвара прерывается ансамблем полукруглой площади, образованной двумя вогнутыми зданиями. Гармонично увязана с ней гигантская лестница Боффо. Это самое значительное творение зодчего, вершина его архитектурно-инженерного мастерства. В постройке с блеском воплотился градостроительный дар архитектора, эстетическое чувство соразмерности и масштабности.
Лестница - первый запроектированный объект оригинального оформления спуска к морю, который в те времена, в отличии от спусков дорог, имел чисто художественное значение: с ее вершины было удобно любоваться морской далю, а нижние ступени пропадали в пенистых волнах прибоя.
Благодаря хорошо найденным размерам ступеней и площадок лестница получила уклон, выгодно оттеняющий монументальность постройки. Разница в ширине нижнего и верхнего маршей создают перспективный эффект. По обеим сторонам "ступенчатого гиганта" разбит теннистый парк.
Лестница привнесла элемент романтичности в восприятии всего комплекса бульвара и стала его архитектурной доминантой. В её новом названии запечатлена память о восстании черноморских моряков на легендарном броненосце "Потемкин".

Одновременно со строительством лестницы велись работы по сооружению вогнутых домов, проект которых выполнил известный петербургский зодчий Мельников А.И. (1827-1830). Оба здания трехэтажные. Фасад "Присутственных мест" оформляет пятипролетная галерея первого этажа, пилястры ионического ордера, объединяющие два верхних этажа, высокие прямоугольные окна, парапет и стройная балюстрада. Фасад противоположного здания симметрично повторяет архитектуру "Присутственных мест", отличаясь лишь пилястрами, которые здесь коринфского ордера. Постройка выполнена в духе позднего классицизма, величественная и монументальная. Установленная на фасаде "Присутственных мест" мемориальная доска напоминает о том, что здесь в 1916 году за революционную деятельность царский суд приговорил Г.И. Котовского к смертной казни, которая затем была заменена вечный каторгой. Второе здание, где ныне размещается Главное морское агентство, было жилым домом.
В центре площади возвышается памятник губернатору города Дюку де Ришелье. Этот первый монумент города установлен в 1928г. Интересен как талантливое произведение русских мастеров И.П. Мартоса и А.И. Мельникова, авторами известного памятника Минину и Пожарскому в Москве. Фигура губернатора поднята на высокий гранитный пьедестал, голова Дюка увенчана лавровым венком, тяжелая тога ниспадает складками с плеч, правая рука указывает на стоящий внизу порт, а в левой зажать свиток, символ власти. Ясность форм и одухотворенность образа являют собой пример классической скульптуры. В лицевую сторону пьедестала влита бронзовая доска, рассказывающая о деятельности Ришелье в Новороссии. Боковые стороны украшают барельефы, символизирующие торговлю, правосудие, земледелие. Статуя и боковые доски отлиты в Петербурге мастером Ефимовым. Скульптура и архитектура подчинены одной идее, воспринимаются как единое целое.


1988г.

Продолжение:
Приморский бульвар. Здание городской Биржи
http://www.proza.ru/2014/05/11/1522


Рецензии