Волжане. роман. продолжение. 3

3

            Город встретил приезжих  ярким солнцем  и чистым голубым небом,   на котором не было ни одного облачка. Весна, такая ранняя  и теплая, завладела городком и бушевала в садах его   во всей красе.  Буйно цвели яблони и вишни, удивляя своим цветом ,  казалось, бело- розовые  цветы яблонь соперничают  в красоте   с белоснежными цветами вишен.   Душистая сирень, очаровывала своими голубыми  гроздьями, цвела в каждом дворе и почти возле каждого дома и ее терпкий аромат нежно заплывал в душу, и оставался там, казалось на всю жизнь.
           По улице  городка,  утопающего в зелени и цветах, тихо шла толпа людей. На перекрестке она остановилась и люди,  простившись, разошлись в разные стороны.  На дороге остались  молодой мужчина  с живыми глазами,  которые его делали очень симпатичным и интересным, и женщина стройная,  черноволосая, очень красивая.  Она держала на руках ребенка.   Впереди них шли два мальчика, каждый из них  нес в руках  связанные в узелок платки. И конечно, больше всего, досталось нести мужчине, на нем были и сумки,    сшитые в ручную, связанные между собой веревками,   и одеяла, ватные,  скатанные с трубочку, самодельные ,стеганные в домашних условиях.
          -Федор, далеко нам еще? 
          -Да нет, вот до конца улицы дойдем  и свернем к речке,  а там несколько домов, и наш первый с края.  Если устала - отдохни,  вот лавочка, можно немного посидеть, теперь мы дома, торопиться не куда.
          -Нет, пойдемте потихоньку. 
          -Смотрите, восьмилетняя школа номер 6,- прочитал Федор.- Вот куда будут ходить дети-рядом.
           Мальчик, что постарше остановился и стал разглядывать старое одноэтажное, выбеленное добела здание  с множеством  больших окон. 
          -Десять,- сосчитал  он. - А в середине еще и дверь, какая темная  среди белых окон.
           Они прошли улицу и завернули в переулок, и сразу перед ними открылся водный простор.Синяя спокойная вода  переливалась на солнце, окрашиваясь то в золотой цвет, то в серебряный.
          -Волга,- проговорил отец.
           Раздался гудок парохода, а вот он сам показался и закачался на волнах, небольшой однопалубный с белой трубой, из которой валил серый дым.
          -Пушкин,- прочитал название Федор, и все повторили его слова.
           Впереди выстроились в два ряда  с двух сторон улицы несколько деревянных домов, посередине было что-то вроде парка или аллеи, не огороженный цветущий кустарник, старый огромный корявый дуб.
          -А это–наш дом,- проговорил Федор и остановился возле первого  в правом ряду улочки дома. -Крайний-это наш. 
          На них глянул серый деревянный дом с белой беленой завалинкой, тремя глазами  окон и не очень длинным некрашеным и треснутым забором, который венчала небольшая калитка. Он, казалось, приветствовал вновь прибывших хозяев. Дом стоял на берегу реки, высоко на пригорке, а внизу тихо шептали волны. Он был высокий, и не возможно было дотянуться до окон,  которые украшали резные красивые ставни. Возле дома росли два дерева, они придавали непередаваемый уют и радовали глаз своей зеленью.
          Хозяева вошли  во двор, заваленным разным  мусором. Он казался квадратным  со вставленными в него сараями и летней мазаной кухней с одним маленьким окошечком. Сам же дом красовался во дворе  одним окном с такими же ставнями, как и на улице, и высоким деревянным крыльцом, ведущем в сени.  Федор открыл  ключом замок, висящий на двери, и все   очутились в небольших сенях.. Маленькое окошечко смотрело в  сад, который благоухал цветами яблонь и вишен.. Прямо рядом  с ним  цвела белоснежными цветами вишня–раcплетка, ее ветки касались окна и  придавали саду божественную красоту. Аннушка распахнула окно  и почувствовала аромат сада.
         -Прелесть - то какая,-  проговорила женщина, глядя в сад.
          Вверх шли ступени крепкие дубовые. 
         -Наверно, на чердак,- догадалась Анна. 
          Она и не заметила, как загорелись любопытством глаза ее старшего сына, когда он увидел ступени.
          И наконец, в дом вела большая дубовая  дверь, которая открывалась еще одним  ключом. О внутреннем  замке сельские хозяева даже и не слышали.
          Они вошли в маленькую  беленую кухонку. Она была светлой и веселой от яркого утреннего солнца, которое светило в единственное окно.  Большая печь  с лежанкой, тоже беленая,  занимала почти  треть места.    Маленький столик, видно оставленный прежними хозяевами, стоял возле  окна. Рядом с ним находились две старые некрашеные табуретки.
         -И на этом спасибо,- проговорил Федор и улыбнулся.
          Просторный зал  был пуст. Одиноко смотрели в комнату два окна  пустые без занавесок. Федор кинул на пол одеяла и сумки, и наконец, облегченно выпрямился.
         -Все, прибыли,- проговорил он.
          Мальчики радостно прыгали, казалось, им нипочем длинная изнурительная дорога, так измучившая родителей. Родители  расстелили одеяла прямо на полу и положили  на нее спящую дочку.
         -Отдых  пятнадцать  минут, - скомандовал отец и сел на табурет.  Он обнял жену и посадил ее на колени. -Отдохни немножко.
          Мальчики  легли на одеяла и сразу заснули.
         -Сыро в комнате, печь надо топить.
         -Это потому, что никто давно здесь не жил. Сейчас я дрова поищу. 
          Федор вышел и через несколько минут вернулся с колотыми дровами.
         -Там в сарае есть дрова немного, на первое время хватит,потом запасемся.               
          Он разжег печь. 
         -Сейчас прогреется и будет тепло и сухо. Я уйду на некоторое время, а ты отдохни пока дети спят.
          Но Аннушке спать не хотелось, счастье переполняло ее, душа пела. Она  что-то мурлыкала себе под нос, очень тихо, боясь разбудить детей.  Вынула кастрюлю и продукты, и начала варить.
          Когда Федор вернулся, в доме вкусно пахло поджаренным луком и  супом с сушеными грибами. Он молча выложил на стол несколько буханок хлеба…
         -Есть будешь?
         -Давай,- Федор посмотрел на спящих детей. -Их  бы  накормить.
         -Проснутся–накормим.
          Они быстро поели, несмотря на то, что суп был очень вкусным, да еще особенно с горячим хлебом. Но поскорей хотелось освободиться  и осмотреть повнимательнее  дом и двор.
         -Теперь тебе и печь хлеб не надо, в столовой можешь покупать, она вон через дорогу, прямо напротив нас.
         -Мы еще сад с тобой не видели,– подумав, добавил он.
          Они вышли во двор,  дверь в летнюю кухню была открыта.
         -Я мазанку  открыл, пойдем  посмотрим  погреб.
          Мазанка представляла собой небольшую комнату с земляными полами,  почти посередине красовался открытый погреб.
         -Чтоб не задохнулся,- проговорил Федор.
         -Надо закрыть, дети же.
         -Закроем пока на замок.
          Они вышли и прошлись по двору. За крыльцом виднелась калитка в сад.  Сад всей красотой весеннего цветения, встретил новых хозяев.
         -Небольшой, а все есть, и вишни, и яблони, – показала Аннушка.    
         -А это что такое?
         -Баня, я же тебе говорил.
         -Красота–то, какая, надо истопить да детей помыть.
         -И то правда,- довольно улыбнулся  муж. Он обнял жену и крепко поцеловал ее в губы. Она ответила чуть заметной лаской и зарделась как девушка.Они прошли да конца сада и увидели  деревянный старый и перекошенный  туалет.
         -Надо поправить.
          Когда они вернулись домой,  дети уже не спали.  Старший сын Георгий играл с малышами.
         -Молодец, на него можно всегда положиться,- проговорила мать, и отец кивком головы согласился с ней.
          Вскоре дети были покормлены и Анна, успокоенная,  занялась домашними делами-надо было разобрать вещи и повесить занавески на окна.
          Малыши играли на полу. Олег возился со Снежаной, пытался накормить ее конфетой, которую дала ему мать, но девочка безразлично смотрела на сладость.  Он развернул фантик  и вертел перед глазами сестренки шоколадную конфету, но все напрасно.
          Аннушка улыбнулась.
         -Она не ест  конфеты, ешь сам сынок.
          Мальчик удивленно посмотрел на мать.
         -А почему?
         -Наверно, просто не нравятся, – проговорил отец, а сам  удивленно смотрел на малышку.
          Старший сын Георгий  вышел во двор и огляделся, его приманила калитка, и он вошел в сад.  Весело пели птицы, славя весну, и мальчик  засвистел, повторяя их свист. Несколько минут он слушал  пение птиц, наконец, довольный отправился назад и вошел в сени. Вот лестница,ведущая на чердак, куда его так сильно тянуло с тех самых пор, когда он впервые  увидел ее.
          Чердак был большой и темный. Единственное окно было закрыто и завязано цветастой тряпочкой. Жора развязал бантик, откинул окно и сразу яркий луч солнца скользнул по стенам и осветил помещение. Чердак был завален коробками и мешками, стопками лежали листы газет  и исписанные тетради.  Мальчик поднял с полу лампу,  рядом лежало и стекло от нее, несколько изломанных деревянных статуэток привлекли его внимание, и он долго рассматривал их. Какие-то детские потрепанные книги, но еще с ясными видимыми картинками  обрадовали мальчика, и он их решил взять с собой, что бы показать малышам. Тут его внимание привлекла кровать с никелированными ручками  и пружинистым матрасом, он сел на нее  и покатался.
          Анна не заметила, когда ушел муж,  сообразила только, когда он вернулся с колыбелью для дочери.
         -Ты где ее взял?
         -Я ее еще прошлый раз заказал, когда приезжал сюда, и вот сделали, а ничего получилась, правда? 
         -Правда, хороша.
          В это время в комнату вошел сын, в руках он держал настольную керосиновую лампу.   
         -Я это на чердаке нашел, там еще есть кровать.
          Через некоторое время в доме стояла двуспальная кровать и висела люлька, в которой так тихо и спокойно спала дочь.
          Жорка каждый день лазил на чердак и разбирал его завалы. Он находил там много разных вещей на первый взгляд никому не нужных, но отец был на все руки мастер, он забирал найденные части у сына и скоро в доме появился маленький кухонный шкафчик, который поставили  возле столика у стены. В него поместили  всю посуду да мешочки с продуктами. Пару стульев со спинками,  различные полочки для игрушек и книг, и большой круглый стол, который поставили в передней угол зала, и выдвигали его по вечерам почаевничать или когда приходили соседи поиграть в лото. Кстати и подошли два стула со спинками, их пододвинули прямо к столу.
        - Папа, я сегодня нашел мешок с деньгами,-проговорил вошедший Жора.
         -Какой мешок?- не понял отец. 
         -Там на чердаке  мешок полный денег.
          Аннушка от неожиданности чудь не выронила тарелку,  которую вытирала белым вафельным полотенцем.
          Федор спустился с чердака вместе с большим мешком, который был набит до краев  бумажными деньгами.  Каких только там не было купюр,  царские-огромные, с  царицей Екатериной, и революционные Керенские, и еще какие-то незнакомые бумажные  ломти, большие и бестолковые, но деньги были все старые и никакой ценности уже не имели… Долгие годы потом дети играли стопками красивых денег, а что были  рваненькие родители обклеили туалет, остальные хранились в доме и были вместо игрушек.
          Очень любил играть в денежки и младший сын Федора и Анны трехлетний Олег. Он подолгу сидел на полу и разглядывал цветные, никому не нужные бумажки. Красивый светловолосый мальчик,  полюбившийся сразу соседям, был всегда в центре их внимания. Каждый пытался взять его на руки,  или угостить конфеткой или пряником.
          И только маленькая Снежана  не интересовалась деньгами, она просто часто сидела уставившись в одну точку, как будто о чем-то думала серьезном на удивление  для своего возраста. Маленькая и худенькая с редкими светлыми пушистыми волосиками, с огромными серыми глазами, вечно чего-то ищущими вокруг, она удивляла своих родителей тем, что никогда не плакала, даже когда падала, и не  болела, как впрочем и ее старшие братья. <Не мой волос, не мой: от бабушки получила в подарок>- вздыхала мать...
                4


Рецензии