Двуглавый орёл над Россией. История герба

Когда в конце 1991 года правительство новой, демократической России предложило восстановить в качестве государственного герба старинного российского двуглавого орла, общественность откликнулась бурно и разноречиво. Одни, демократически настроенные люди приветствовали, увидев в этом свидетельство восстановления Россией своей истории, прерванной связи времён. Другие, с коммуно-советскими взглядами, выражали категорическое неприятие: «символ царизма», «царский хищник», «возврат к имперскому мышлению». У третьих были сомнения: «имперский орёл не к лицу демократической России» и т. п. Некоторые стали предлагать для герба России вообще новые символы – веточку берёзы, медведя, даже ласточку… Такие предложения, например, публиковались на страницах общероссийской газеты «Известия». Подобными символами авторы этих предложений пытались выразить русскую национальную особенность, русский дух.
В середине 1993 года Геральдическая служба России подготовила проект нового Государственного герба. 30 ноября 1993 года он был утверждён Указом первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина. Так Россия, Российская Федерация обрела свой новый-старый Герб. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла под тремя коронами на красном геральдическом щите. Орёл держит в лапах символы государственной власти – скипетр и державу. На груди орла старинный и ныне тоже восстановленный московский герб – красный щит с изображением всадника, небесного покровителя Москвы Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона. Надо отметить, что золото на красном – цвета, которые использовались в геральдике России ещё допетровского времени. Тысячелетняя Россия восстанавливала прерванную в ХХ веке связь времён.

Нынешний Государственный герб России имеет более чем 500-летнюю историю. Эту историю отечественная историография ведёт от оттиснутой в 1497 году на красном воске двусторонней печати к меновой грамоте Великого князя Московского Ивана III, который принял титул «Государя всея Руси». На лицевой стороне печати изображён всадник, «ездец», который колет змия (надпись говорила, что это – сам князь), на оборотной – двуглавый орёл. По описанию знаменитого историка Василия Татищева, «орёл пластаный с опущенными крильями и двеми коронами над главами». Другой выдающийся отечественный историк Николай Карамзин считал, что символика российского герба берёт своё начало от этой красной восковой печати.
По традиционной исторической версии считается, что Иван III заимствовал двуглавого орла из герба Византии после брака в 1472 году с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога. И это означало преемственность власти московских государей от Византии – Восточной Римской империи. Эта идея в начале XVI века была сформулирована монахом Филофеем: Москва – третий Рим и четвёртому не бывать.
Само появление орла о двух головах обычно связывают с образованием двух римских империй – Западной и Восточной, каждая из которых имела право на орла, а так как они были соединены под одним скипетром, то оба орла составили одно тело. Двуглавого орла  использовала православная Восточная империя, а затем от неё по преемству этот символ перешёл к православной России.
Есть и другая, более красивая, но менее авторитетная у историков версия-легенда. По этой легенде двуглавый орёл установлен цесарем  в память предвещания – при его въезде в Рим орёл, летевший над его головою, убил и бросил оземь под ноги цесарю двух коршунов. Красиво, ничего не скажешь…
Впрочем, ряд как зарубежных, так и российских историков оспаривает даже традиционное объяснение. Так, академик Николай Лихачёв, собравший большую коллекцию византийских печатей и много лет изучавший их, ещё в начале ХХ века поставил под сомнение сам факт, что двуглавый орёл был гербом Византии, поскольку не зафиксировано византийских государственных печатей с изображением двуглавого орла. В империи, полагают эти историки, вообще не было государственной печати, а документы скрепляла личная печать императора. Все сведения о принятии Римом двуглавого орла как государственной эмблемы носят характер легенд, которые родились в XV-XVI веках в Западной Европе. И двуглавый орёл не мог выражать имперской идеи. Однако золотые орлы украшали одежду и обувь византийской знати, получили значение знака императорского двора, а позднее двуглавый орёл стал родовым гербом Палеологов. Кстати, после штурма и взятия Константинополя турками в 1453 году тело погибшего императора  Константина XI Палеолога было опознано именно по золотым орлам на его сапожках. Иван же III, поместив на свою печать «византийского» орла, тем подтвердил факт соединения дома Рюрика с домом Палеологов. Одновременно он «повысил» орла до знака государственной власти.
Впрочем, какие бы ни были версии и толкования, бесспорен исторический факт: двуглавый орёл, прилетевший к нам из Византии и севший сначала на великокняжескую печать, а затем на государственный герб, прижился на Руси, даже полюбился, стал своим и утвердился на многие века, став символом великой России.
Кстати, орёл, птица гордая и независимая, на Руси издавна считался символом мужества и проницательности и почитался – его изображения в разных видах и с различными украшениями встречаются на древнерусских печатях, зданиях, в заголовках книг.
Что касается двуглавого орла, то почти все исследователи отмечают его восточное происхождение. Если заглянуть в глубь истории, то его изображения встречались в Древнем Египте, у хетов задолго до нашей эры. У древних существовало поверье, что сдвоенные фигурки изгоняют нечистую силу справа и слева, охраняя с двух сторон. Обычно изображения двуглавых орлов помещали над входом в храм, на дверях домов, где они выражали идею охраны левой и правой сторон. Особую охранную роль играли орлы с двумя головами на одежде. На Руси изображения двуглавых орлов обнаружены на южных дверях древнерусского (XIII век) собора в Суздале, на оплечье великокняжеской одежды Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского), на одеждах святых князей Бориса и Глеба в новгородской храмовой живописи.
Таким образом, охранная идея двуглавого орла намного древнее политической имперской идеи. В России двуглавый византийский орёл наложился на древнюю народную традицию охраны справа и слева, получив в государственном гербе совершенно новое геополитическое значение. Символика двуглавого орла, одна голова которого смотрит на Запад, другая на Восток, охраняя Россию с разных сторон, необыкновенно удачно подошла великому государству, раскинувшемуся на огромных пространствах Европы и Азии и соединившему две части света.

Если же говорить о рисунке орла в российском гербе, то он в течение веков довольно сильно изменялся. Изменялось также количество корон над головами – две, одна, три. Крылья были опущенными практически до царствования Алексея Михайловича (XVII век). С того времени орёл их расправил и поднял.
Именно при Алексее Михайловиче окончательно сложился российский государственный герб со всеми его атрибутами. На персях (груди) орла утвердился московский герб – всадник, поражающий копием змия (дракона). Над головами – три короны. (При Петре I, принявшем титул императора, великокняжеские, царские короны были заменены императорскими.) В правой лапе – скипетр, в левой – держава, которые должны были означать «милостивейшего государя, самодержца и обладателя». Кстати сказать, по законам геральдики правой стороной герба считается левая от нас, зрителей, – это как бы часть щита, защищающего правое плечо воина, который находится напротив нас.
Эмблемы на крыльях орла появились позднее, уже в петровские времена. На императорской печати Петра I на крыльях орла можно увидеть гербы главнейших городов Руси, бывших столицами  княжеств – Киева, Новгорода и Владимира, а также трёх царств – Казанского, Астраханского и Сибирского. Затем гербы городов уступили место гербам присоединённых территорий. Так, по Указу 1832 года на правом крыле орла были размещены гербы Казанского, Астраханского и Сибирского царств, а на левом – Польского, Таврического царств и великого княжества Финляндского. В дальнейшем количество и расположение таких гербов менялось.
До XVIII века орёл был как чёрным, так и золотым («палеологовского» цвета). При Екатерине I в 1726 году определены цвета российского герба – чёрный орёл (его ещё называют императорским) на золотом (жёлтом) фоне, всадник на белом коне на красном поле. Ещё через четыре года был утверждён рисунок государственного герба, а в его описании всадник на московской эмблеме впервые назван святым Георгием Победоносцем. Этот святой считался небесным покровителем московских князей и Москвы. Культ храброго Егория, как отважного воина, защитника, покровителя воинов, земледельцев и скотоводов, почитался, был очень популярен в народе и широко распространён на Руси ещё с XI века.
В конце XIX века, а точнее – в 1882 году, помимо Малого и Среднего был утверждён Большой Государственный герб (второй вариант). Большой герб выражает идею единства и могущества России. В его основе, в центре – на золотом щите чёрный двуглавый орёл под тремя императорскими коронами с московской эмблемой на груди. Главный щит с двух сторон держат архистратиг Михаил и архангел Гавриил. На золотой сени надпись: Съ нами Богъ. К этому и вокруг добавлено множество самых разных геральдических деталей, в числе которых гербы земель, составляющих империю. Описывать все их не берусь. Предлагаю самим посмотреть изображение Большого герба Российской империи. Он создает монументальный образ великой, единой и неделимой России.

После Февральской революции 1917 года, свергнувшей в России самодержавие, было решено сохранить двуглавого орла, многовековой символ российской государственности, в качестве традиции и как эмблему Российской республики. Однако новое время потребовало нового изображения. Известный художник Иван Билибин нарисовал орла с опущенными крыльями, без московского герба на груди и без атрибутов самодержавия – корон, скипетра и державы. Добавилась новая деталь: под орлом в овале было помещено изображение Таврического дворца, где  тогда заседала Государственная дума. Двуглавый орёл впервые стал служить республике и демократии, однако это служение было недолгим – до октября, когда произошёл большевицкий переворот, имевший трагические последствия для страны и народа.
Хочу также отметить, что в 1917 году при Временном правительстве конкуренцию двуглавому орлу составляла свастика – крест с загнутыми концами (вращающийся), древний, известный практически у всех народов мира знак, символизирующий движение жизни, Солнце, созидание, плодородие, благополучие, удачу, счастье. Кстати, по этой причине изображение свастики попало и на первые советские деньги. По одному из проектов свастику намечали и на первый советский герб.
Со временем изменяется и значение геральдических символов. Так, сейчас вряд ли кому в голову придёт упрекать россиян, американцев, австрийцев, поляков, сербов или албанцев, имеющих на своих государственных гербах орлов (а сербы и албанцы, как и россияне, – двуглавого) в приверженности к монархии, самодержавию. Орёл – птица не только царственная, но и гордая, независимая. С 1994 года двуглавый орёл вновь взлетел над Россией, осеняя её своими крылами.
По-разному можно относиться к фактам, событиям, традициям отечественной истории. Однако несомненно одно – их нужно прежде всего знать, понимать и относиться к ним с уважением.

(Май 2014 года)

На рисунке: Большой герб Российской империи (1882 г.)


Публикации автора на эту тему:

Двуглавый орёл над Россией. «Неделя», 1993 г., № 34.
Возвращение двуглавого орла. «We/Мы» (российско-американская газета, учредителем которой с российской стороны была газета «Известия»), 1994 г., № 1.


Рецензии