Как Доктор Хаус-только без лаборатории

Вспомнил давний случай из своей практики-после того,как посмотрел "Доктора Хауса".
Дело было в 1999 году.Я тогда работал в псих.диспансере г.Альметьевска(Татарстан).
Сижу я,значит на приеме в поликлинике.
Открывается дверь и в кабинет заходит мужчина лет 40.
Тут я должен немного отвлечься и поделиться с тобой,уважаемый читатель,нашим профессиональным "психсекретом".
Дело в том,что у нас,психиатров,есть свой особый(и очень дорогостоящий) инструмент,от которого на 70(а иногда и больше) процентов зависит правильная постановка психиатрического диагноза.
А психиатрический диагноз-штука очень серьезная.Почему?-спросите вы.
Тут я вам еще один секрет открою-потому что в подавляющем большинстве случаев психиатрический диагноз ставится раз-и на всю оставшуюся жизнь...
Психиатры-это врачи,которые,наверное,как ни одни врачи других специальностей,верят и доверяют свои коллегам.И если уж олин психиатр когда-то поставил диагноз(особенно,если этот диагноз_"Шизофрения"),существует очень малая вероятность того,что найдется другой психиатр,который возьмется его опровергать.
И это не наша прихоть и не наша "дурь"(это я сейчас о том,что большинство людей считает психиатров самих "ненормальными").Такова особенность нашей профессии.
Ведь никто не знает,насколько глубоко доверился и раскрылся в своих переживаниях больной человек своему предыдущему доктору.Может быть,он рассказал о том,что никому больше не говорил и говорить не будет?
Или предыдущий доrтор-психиатр видел какой-то симптом болезни,который под влиянием лекарств уже исчез?Или родственники пациента сообщили что-то важное о нем,а родственников тех уже и на свете-то нет?
В общем-очень это серьезное и ответственное дело-первичный психиатрический диагноз.Ведь от него зависит,как сложится жизнь пациента в дальнейшем.Он ведь может потом и работу потерять,и семью...("Ааа,так ты,оказывается,псих...")
Поэтому и беседуют психиатры на первом приеме с первичным больным ЧАСАМИ.
Надо ведь расспросить все о его жизни,семье,переживаниях,интересах и т.д.
(Хотя по новым мед.стандартам на первичного больного выделяется всего ...40 минут).Честно сказать,я эти стандарты никогда не соблюдал,а работал с больным столько,сколько нужно-бывало,и по два часа беседовал.
Но с этим пациентам я быстро управился.Потому что сразу использовал свой дорогостоящий инструмент...Но о нем-позже.
Короче говоря,пациент только в кабинет зашел,а я уже понял,что с психикой у него все нормально.И даже успел удивиться-чего это ко мне отправили нормального человека?Я ведь не на проф.осмотре сижу-на приеме больных.И этих больных-полный коридор.
Начинаем беседу:
-Здрасьте-Здрасьте.
-Зачем пожаловали?
-Меня к вам направили из инфекционной больницы.(Протягивает направление-а там уже инфекционисты и зашифрованный предполагаемый диагноз мне под вопросом пишут-"Шизофрения",мол).А я-то знаю,что нет у него шизофрении!
-Понятно..А вы сами-то на что жалуетесь?
-У меня в языке...черви.
(Тут,конечно,самое время было согласиться с предположением инфекционистов(ведь они-то,"по уму"прежде чем в психушку парня отсылать,должны были у него анализы взять и на червей проверить),написать в карточке"Тактильно-висцеральные галлюцинации.Шизофрения?" и отправить мужика лечиться в психбольницу.А дальше-инвалидность и т.д...)Но я-то свой особый инструмент уже использрвал и знаю,что нет у него никакой шизофрении!!!
Поэтому,как говорил Карлсон,который живет на крыше-"Продолжаем разговор".
-И почему вы решили,что у вас в языке черви?
-Они там шевелятся.("шевеление"-может ощущаться и при галлюцинациях-пропускаем,идем дальше)
-А еще что?
-Потом я чувствую,что на краю языка что-то лопается,оттуда вытекает жидкость-и все затихает.Но через некоторое время снова начинают черви шевелиться.Иногда я мажу пузырьки синькой и они затихают.(Это уже кое-что!)
-Высуньте язык.
Высовывает язык.Вижу пятна синьки по краям и какие-то язвочки.Точно-не галлюцинации и не шиза!Увидев язвочки на краях языка, я уже практически понял,что это такое(хотя это и не мое,не психическое).Но на всякий случай задаю еще несколько уточняющих вопросов:
-А когда глубоко дышите,нет боли в нижних и боковых отделах груди?
-Да,болит,по низу груди и сбоку.
-А глаза не болят,когда смотрите по сторонам?
-Побаливают.
Точно!Теперь я уверен в диагнозе!Уточняю источник:
-Вы охотник?
-Нет.
-Может,на охоту с кем-нибудь ходили?
-Нет.
-Может,быть,вас угощали мясом диких животных:кабанов,медведей?
-Нет.
-А свинину сырую не ели?
-Ну...фарш свиной пробовал,когда готовил.
-Все ясно.Червь Trichinella spiralis.Заражение происходит через мясо свиней или диких животных.Болезнь серьезная-от нее в тайге целые экспедиции погибали.Личинки червей из зараженного мяса пробуравливают стенки кишечника и с током крови разносятся по мышцам, в первую очередь-по самым работающим.Больше всего у людей работают язык,глаза,диафрагма(боль в груди).А также-сердце.Если черви попадают и туда-смерть.
-Идите лечитесь в инфекционной больнице от глистов.Вот вам направление с диагнозом-"Трихинеллез".Психически вы здоровы.
P.S.Да,насчет "особого инструмента"...
Это,дорогой мой читатель-пристальный и внимательный взгляд психиатра.
Как только перед нами появляется пациент ,мы внимательно оглядываем его с ног до головы и оцениваем все детали.Как он двигается,как держит руки,как открывает дверь,как садится,куда смотрит,как одет,как говорит-тысячи мелочей,которые несут нам важную информацию о его настроении,характере и больше того-всей его личности.И самый "дорогостоящий"-ВЗГЛЯД В ГЛАЗА
Глаза пациента говорят нам больше всего-болен он психически или нет,ведь
глаза-это зеркало души.
А почему этот взгляд-самый "дорогостоящий"?Потому что он забирает у нас огромное количество энергии и сил.
Ведь когда ты заглядываешь человеку в душу для того,чтобы узнать ,больна ли она,ты вынужден обнажить свою душу.Так наши души соприкасаются с душами больных людей и узнают о них много важного.Часто при этом мы отдаем больным свое здоровье.Потому так часто и сами психиатры заболевают психически.
Ведь "психиатрия" переводится как "лечение души".
ИЛИ- ЛЕЧЕНИЕ ДУШОЙ...

 


Рецензии