Сурок с ограниченными возможностями

Возвращался я с озёрной рыбалки берегом Ахтубы. В одном месте моё внимание привлекло шевеление высокой травы между моей тропинкой и обрывом к реке. Ну, разве можно пройти равнодушно мимо загадочного шевеления травы? Вот и я не прошёл: свернул с тропы в сторону подозрительного шума и увидел …сурка. Он стоял молча, столбиком. Я уставился на него с расстояния примерно в метр и был удивлён: почему он не скрывается или не прибегнул к своему фирменному способу – притвориться дохлятиной? И тут я заметил, что его правый глаз, направленный на меня, – сплошное бельмо. «Аааа, так вот в чём дело! Он, оказывается, не видит меня». И я продолжал рассматривать зверька с близкого расстояния и ждал, - что же будет дальше? .
      Но вот он повернул слегка голову, и его левый глаз заприметил меня. Сурок понял, что притворяться дохлым уже поздно, убежать не может, ибо, как оказалось, я стою у него на пути. И он громко заверещал. Боже, сколько ужаса в этом прощальном крике! «Да, пожалуйста, беги, я тебе не мешаю!». С этими словами я отступил в сторону. Зверёк правильно понял и мои слова, и мой манёвр: он проскочил мимо меня буквально в полуметре, оказался на «моей» тропе и неуклюже побежал по ней. Иду за ним. Он пробежал метров двадцать и юркнул в траву. Я засёк это место и дойдя до него шагнул в траву: буквально в двух метрах от тропы оказалась его норка.
       Интересно: о чём он сейчас думает?  Возможно о том, как ловко обманул человека? А, может, о том, что нельзя ни на секунду терять бдительность?


Рецензии
Спасибо за рассказ! Никогда не думала, что сурки могут притворяться мёртвыми. В степях, на границе Урал – Казахстан, их очень много. Людей они практически не боятся. А если подходишь поближе - стремительно бегут к своим норкам. Наблюдают, высунув головы.

Рева Тюрина   09.08.2014 15:12     Заявить о нарушении
Хотелось бы уточнить: Вы точно имеете в виду сурков, а не сусликов? Я почему задал такой вопрос? Сусликов я знаю хорошо и Ваше описание подходит для них "...стремительно бегут к своим норкам. Наблюдают, высунув головы." А сурков я до того не знал, но местные называют их именно так. Опишу: величиной чуть больше кошки, бегают как увальни, не очень быстро. Колонии их не видел. Описанный мною случай имел место в районе г. Ахтубинска. Там же, набрёл однажды на заброшенный дачный участок и принялся собирать оставшиеся плоды с вишен, обходя их вокруг. На моём пути лежал дохлый, цвета охры, сурок. Чтобы не наступать на дохлятину, я брезгливо отпихнул его ногой в сторону. Этого толчка ногой он вытерпеть не смог и неуклюже побежал. Так что лично убедился в такой инстинктивной особенности этого зверька.

Виктор Берестюк   14.08.2014 10:34   Заявить о нарушении
Да, Виктор, это именно сурки. И бегают они не быстро, как уволени, и чуть больше кошек. Я почему так хорошо знаю – их просто на самом деле много в степях населённого пункта п. Бреды (Челябинская область). Посёлок находится недалеко от Казахстана, а от самой области 450 км. Мы долгое время там жили. И на гербе посёлка сурок и колосья ржи. Они частенько делают набеги на поля. Но их никто не уничтожает, они под охраной, а естественных врагов практически нет. Волков-то истребили. Они любят стоять на задних лапах, наблюдая за всем вокруг и греясь на солнце. Иногда разваливаются, спят, но всегда на чеку. Спасибо, что терпеливо выслушали.

Рева Тюрина   14.08.2014 11:55   Заявить о нарушении
Теперь я уверен, что не ошибся в названии зверька. Благодарю за разъяснение.

Виктор Берестюк   14.08.2014 15:43   Заявить о нарушении