День Победы по байкальскому времени

9 мая 2014 года Москва залита солнцем и теплом. А 9 мая 1955 года в Москве выпал снег. Идя в столовую из своей зоны Г, где жили философы, шёл по слою снега. Он завалил не только двор между зонами В, Г и Е, но и все Ленинские горы. А я вспомнил День победы десятилетней давности в Улан-Удэ, где я учился в пятом классе.

В апреле 1945 года в Улан-Удэ я стал чаще подходить к оперному театру, где была вывешена огромная карта СССР. (Тогда театр находился под горой, на улице Ленина, где сейчас музей природы). На карте ежедневно передвигались флажки, обозначающие освобождённые города. Люди радовались и спорили о том, когда окончится война. О взятии Берлина я узнал по радио 2 мая на Ильинке, куда приехал на праздник.
А о победе услышал от тёти Нади Хогоевой ещё до официального сообщения.
На главпочтамте, где она дежурила в ночь на 9 мая, сообщения о Победе поступили по азбуке Морзе. А рано утром радио сообщило о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. (Разница Байкальского времени с Москвой пять часов, а с Берлином – все семь). Услышав об этом, я побежал в школу. Все ликовали, из репродукторов лилась музыка.
И вдруг на углу улиц Кирова и Ленина я увидел рыдающую женщину. Уткнувшись в стену дома, напротив кинотеатра «Эрдэм», она истекала слезами. Кто-то подошёл узнать, не нужна ли помощь. Она сквозь слёзы ответила, что плачет о погибшем муже. Я тут же подумал о Гере Носкине и его родных. Наверное, и они плачут, что их отец не дожил до победы – погиб за два года до неё.

В это же время в Сотниково, под Улан-Удэ, парторг посёлка Елена Андреевна Хамгашкеева вела митинг, посвящённый победе, и тут к ней подошла почтальон и подала конверт. Открыв его, Елена Андреевна прочитала о гибели её мужа Агвана Дагбаева. Незадолго до того она получила извещение о том, что её младший брат Никита Хамгашкеев пропал без вести. Он был самый высокий из большой семьи, и очень молчаливый. Елене Андреевне было тяжело продолжать митинг, но она как парторг довела его, а в конце лишилась чувств.

Почему я пишу об Агване Дагбаевиче? Дело в том, что он - отец моей жены Валентины Агвановны, дед моих детей и прадед наших внуков. А Елена Андреевна - моя тёща. И я горжусь своим тестем, которого никогда не видел.
Перед войной Агван Дагбаев, которого все звали Борис, жил в Сотниково, под Улан-Удэ, работал заместителем председателя промартели «Кожевник», а его жена Елена Андреевна заведовала детсадом. Ей, парторгу посёлка, приходилось проводить собрания. Беспартийному мужу надоели частые заседания. Он явился на партсобрание, устроил скандал, кто-то пытался успокоить его, в суматохе опрокинулся стол, керосиновая лампа разбилась, вспыхнул пожар.

Бориса обвинили в срыве партсобрания и осудили. Когда создали штрафбаты. Борис Дагбаев попал в один из них, воевал под командованием Рокоссовского в Твери. Кровью смыв преступление, получил офицерское звание, стал старшим лейтенантом. За отличия в боях, он в 1943 году он получил отпуск на родину. Моей будущей жене было семь лет, она помнит тот приезд. Отец хорошо играл на баяне и пел «Тёмную ночь».

гвардии старший лейтенант Агван Дагбаев командовал миномётной батареей, сражался до тех пор, пока его не разорвало снарядом. Это произошло в феврале 1945 года. Останки его нашли с трудом, на поиск и идентификацию ушло несколько месяцев, и потому похоронка задержалась до 9 мая. Агван (Борис) Дагбаев похоронен в братской могиле у села Зуброглаз.
Название села чудом нашёл в Интернете мой внук Саша. Чудом потому, что в списке безвозвратных потерь он означен как Догбаев Борис, не Агван Дагбаев. Это позволило узнать вехи службы, место и обстоятельства гибели прадеда Саши.

Пройдя от Подмосковья до западной границы СССР, Агван Дагбаевич оказался в Чехословакии. Гвардии старший лейтенант, командир миномётного расчёта открыл огонь по немцам у села Зуброглаз, но залпы артиллерийских орудий остановили наше наступление. Миномётный расчёт Агвана Дагбаева был уничтожен залпами хорошо пристрелянных немецких орудий.
Так называемый чехословацкий котёл оказался смертельным для сотен советских бойцов. Трупы погибших отбили и опознали лишь через два месяца. И потому весть о гибели Агвана дошла до Сотниково лишь 9 мая.

он вырвался из лагеря и кровью искупил вину в штрафбате. А трое моих дядей по матери, репрессированных в 1937 году, не дожили до войны, где могли бы отдать свои жизни за родину. Только самый младший - Максим Тасханов сумел бежать из Мольки, спустился в Коновалово, на левом берегу Ангары, где стал трактористом. В годы войны, имея бронь, сумел пойти на фронт и погиб в великом сражении на Курской дуге.
В 2012 году я искал его в списках 10 тысяч погибших. Но в Прохоровском музее мне сказали, что в список включены только погибшие на Прохоровском поле. А дядя Максим умер в госпитале села Болхов Орловской области. Его имя наверняка есть там на обелиске, но туда пока попасть не удалось.
Его дочери, моей кузине, Энгельсине Максимовне Тасхановой, всегда пишу, что помню её отца и моего дядю Максима, брата моей мамы Евдокии Прокопьевны.

Кроме него, ещё трое моих дядей погибли на подступах к Москве в 1942 году - Платон Михайлович Ажеев, Павел Ильич Шангаев (оба под Калинином, ныне Тверью), и Михаил Гергесов (у Смоленска), кузены моего отца. Так что и в нашем доме День Победы тоже праздник со слезами на глазах - день поминовения пятерых родичей, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Вечная память им! И сегодня, в минуту молчания, я подниму бокал за всех, кто сражался за Родину! Не только погибших на фронтах, но и вернувшихся и не доживших до наших дней.
19 часов по московскому времени - в полночь по байкальскому, я помяну всех участников Великой Отечественной, не только своих родичей, но и отца Геры Носкина и других воинов своих друзей.


Рецензии