О рок-музыке

Думается, что пришло время попытаться немного осмыслить то явление в музыке и культуре, которое мы называем «русским роком». В чем его особенность, отличие, например, от популярной музыки, «попсы» - по-простонародному, которой он нередко себя противопоставляет? (пример Ю. Шевчука и группы «ДДТ»)

Мы видим, во-первых, что рок строится на словах, слово – его главный материал, а потом уже – музыка. Если у эстрадных песен на первом месте – задача развлечь слушателя, не отягощая его ум сентенциями и размышлениями о природе вещей, то рок – прежде заставляет задуматься, а потом – развлекает.

Особенно ярко последний момент виден на примере творчества группы «ДДТ», которое носит характер социальный, погружает ум слушателей в стихию размышления и философии, бичует пороки общества, и выставляет напоказ язвы человеческой греховной природы, нуждающиеся во врачевании духовном.

Гражданское чувство, патриотизм, вера в добро, в справедливость, неравнодушие к судьбе России, протест против мещанской морали в роке неизбежно проводит демаркационную линию между ним и легковесной попсой, «культурой гламура». Во многих людях чувство гражданское спит, заглушено-задавлено бытом, ложью политиков и СМИ, неразвитостью культурной и духовной. И люди легко меняют «первородство на чечевичную похлебку», высокое и серьезное искусство на мишуру и подделку. Общество, которое основано на потреблении нежизнеспособно. Оно не может существовать долгое время в отрыве от вековых традиций морали; разрушит само себя.

Песни рока звучат набатом в наши дни, призывают вернуться к «корням».

«Черный пес Петербург – есть хоть что-то живое
В этом царстве облеванных временем стен?
Ты молчишь, ты всегда в состоянье покоя,
Даже в тяжести самых крутых перемен.»

(песня «Черный пес Петербург»)

«Ах, Александр Сергеевич милый,
Ну что же Вы нам ничего не сказали,
О том, как искали, держали, любили.
О том, что в последнюю осень Вы знали.»

(«Последняя осень»)

Думается, что рок-поэзия может стать ступенью и к более серьезному изучению классики, привить интерес к традиционной культуре.

Хочется отметить и музыкальную составляющую искусства рока. Известно, что рок и русский рок в том числе вышли из американского джаза и, соответственно, должны носить на себе его колорит. Джаз – это более серьезная музыка, чем эстрада, более сложная, хотя бы даже в плане чисто технического исполнения. Все это отразилось и на роке – почему и возникла сама возможность такой традиции песенной поэзии, с ее глубиной и содержательностью.

На примере последнего сольного альбома Ю. Шевчука “L’Echoppe” – «Ларек» можно увидеть богатство аранжировок на рок-материале, использование фортепьяно и женского вокала, что как раз и доказывает то, что рок-музыка может меняться, нести разнообразное настроение, приближается в чем-то даже к музыке классической. Все это говорит о том, что несправедливо мнение, что рок беден в музыкальном плане, тяжел для слуха.

Конечно, рок может варьироваться от той или иной степени приближенности к эстраде или же попсе. От этой степени мажорности в музыке, думается, будет зависеть и конкретное смысловое содержание песен, текста.

Цель этого очерка состоит в том, чтобы привлечь внимание читателя и слушателя к феномену русского рока, к его богатству идейному и музыкальному, к его неповторимому духу и колориту. И хочется верить, что время для такого обращения уже пришло!..

10.03.10 г.


Рецензии
Мой отзыв вам не понравится так как рок -музыка в своём рваном ритме
негативно сказывается на слушателя, особенно в звучании мощных Децибелов.
Рок - музыка разрушает психику человека и это доказано на кафедре в
Московском Университете им. Ломоносова. Это говорит о низком духовном уровне
исполнителей.

Юрий Иванов 4   07.07.2014 09:40     Заявить о нарушении
Ссылку на исследование МГУ не дадите?

Олег Татков   07.07.2014 14:06   Заявить о нарушении