3. Необыкновенная удача Отто Веддигена

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/05/10/1792

Топить беспощадно

Часть 3. Необыкновенная удача Отто Веддигена

Немцы смотрели на подводные лодки несколько иначе. Во-первых, при назначении на подводные суда не очень считались с желаниями. Подводник лейтенант Шписс вспоминал: «…я, вопреки своему желанию, был назначен в подводное плавание. В то время я служил вторым минным офицером на линейном корабле «Поммерн». Мое стремление заключалось в том, чтобы попасть на миноносец — предмет мечтаний каждого молодого офицера — минного специалиста».

Подводной лодкой U-9, на которую назначили лейтенанта, командовал капитан-лейтенант Отто Веддиген. Эта подводная лодка относилась к серии с U-9 по U-18, безнадёжно устарелых подводных судов. Тем не менее, немцы на них воевали, хотя из десяти лодок уцелели только две. Насколько опасно было плавать на тех посудинах, можно судить по случаю, о котором Шписс рассказал в своих воспоминаниях.

Во время перехода из Киля в Вильгельмсгафен Шписс нёс вахту в боевой рубке, когда услышал взрыв внутри корпуса, после чего по трапу выскочили из люка два обожжённых человека, унтер-офицер и машинист. Оказалось,  что взорвалась топливная систерна. Усилиями команды пожар на лодке был потушен.

Следует отметить энтузиазм, и даже, можно сказать, азарт, с каким служили немецкие подводники на своих опасных судах. Они старались как можно больше удлинять свои крейсерские походы, чаще делать погружения, хотя и не рисковали уходить на глубину более пятнадцати метров. Ещё до войны они совершали походы по несколько подводных лодок в группе, выходили в море в штормовую погоду, тренировались в стрельбе торпедами по старому пароходу «Гамбург».

На морских маневрах в мае 1913 года подводная лодка U-9 по оценке посредников вывела из строя три линейных корабля. Поэтому будущий успех капитан-лейтенанта Веддигена был закономерным результатом напряжённой работы и учёбы.

Когда началась война, двенадцать германских подводных лодок вышли в Северное море на поиск английского флота. Но немцев ждало разочарование – английский флот спокойно находился в хорошо охраняемых гаванях. Зато сами немцы понесли потери - две подводные лодки не вернулись на базу.

На одной из них, U-15, вышел из строя двигатель, и она дрейфовала в густом тумане недалеко от острова Фэр-Айл. К горю немцев и радости англичан её заметили с лёгкого крейсера «Бирмингем». Англичане услышали в тумане стук внутри корпуса лодки, очевидно, команда пыталась исправить двигатель. Артиллеристы крейсера открыли по лодке огонь, но стреляли плохо, промахнулись.

 Тем временем немецким подводникам удалось, наконец, запустить двигатель, и она стала уходить на глубину. Тогда командир крейсера скомандовал «Полный вперёд», и тараном перерезал лодку на две части. Она отправилась на дно вместе с экипажем, не спасся никто. Это была первая боевая потеря германского военно-морского флота.

Исчезнувшая без следа при патрулировании подводная лодка U-13 считается погибшей вместе со всем экипажем из двадцати пяти человек в результате несчастного случая или подрыва на мине 12 августа 1914 года.

Опасаясь, что англичане высадятся на бельгийском берегу, немцы развернули вдоль побережья свои подводные лодки, чтобы атаковать транспорты с десантом. 22-го сентября во время патрулирования подводной лодки U-9 в южной части Северного моря вахтенный офицер заметил на горизонте мачты кораблей. Подводная лодка пошла на сближение с неизвестными кораблями.

Вскоре выяснилось, что шла в боевом строю эскадра из трёх броненосных крейсеров «Абукир», «Хог» и «Кресси». В 6.20 утра Отто Ведиген атаковал крейсер «Абукир» попав торпедой в середину корабля. Через двадцать минут крейсер затонул, унеся с собой 527 жизней английских моряков.

U-9 осталась незамеченной, поэтому командиры английских крейсеров решили, что их коллега подорвался на мине. Оба крейсера застопорили ход и их экипажи приступили к спасению людей, плававших в воде. Такого подарка судьбы Веддиген даже не ожидал, но упускать случай он не стал. Командир подводной лодки приказал перезарядить торпедный аппарат. Обычно это осуществлялось в надводном положении, но Веддиген обучил свою команду делать перезагрузку под водой. Такая операция впервые была произведена под водой в боевых условиях.

  Капитан-лейтенант атаковал ближайший к нему крейсер «Хог». Он попал в него двумя торпедами. Только тогда командир последнего уцелевшего крейсера «Кресси» сообразил, что их атакуют подводные лодки. Он приказал в машинное отделение «Полный вперёд», но было уже поздно. Отто Веддиген атаковал «Кресси», потопив броненосный крейсер двумя торпедами.

Подводная лодка скрылась, когда её командир заметил спешившие на помощь эсминцы, которые получили сигнал бедствия. Всего с трёх потопленных крейсеров спасли 837 человек. 1397 матросов и 62 офицера погибли. Такой военной удачи не было ни у одного подводника в мире. Неудивительно, что Веддигена встретили как выдающегося героя. Его наградили Железным крестом 1 степени, а всех остальных членов команды – Железным крестом второй степени.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/05/12/1592

На рисунке: пропагандистская германская открытка времён первой мировой войны
 


Рецензии
Уважаемый Владимир!!
Прочитал с интересом и удовольствием.
Об этом случае, вошедшем во все хрестоматии по войне на море, я знаю. Он, кстати, упоминается у любимого мной писателя Алистера Маклина в книге "Полярный конвой" (в другом варианте перевода - "Крейсер Ее Величества "Улисс").
Именно после удачи Отто Веддигена родился такой закон морской войны, дикий, на взгляд обывателя да и простых моряков,но обязательный к исполнению и спасший многие человеческие жизни: не оставаться вблизи пораженного судна. спасая его команду... Жестоко, но жестокость этого закона была необходимостью.
Теперь скажу о подводных лодках того времени и о немецких подводниках (простите меня, если мои мысли с Вашими разойдутся). Множество аварий и катастроф с подводными лодками в ту пору, причем, не только с лодками устаревшими, а и с только спущенными на воду, возникали от несовершенства механизмов субмарин и от несоврешенства выучки людей, приставленных к этим механизмам.
Незакрытый вовремя воздушный клапан, захлестнутый водой шноркель, беспечно открытый (вотэто уж - полное разгильдяйство, унесшее на дно не одну лодку)входной люк...
Тем более остро этот вопрос, видимо, стоял в германском флоте, стремившимся укомплектовать больше экипажей таким вот, восходящим к временам галерных рабов, способом. Но, справедливости ради, и на судьбу немецкие подводники не сетовали - продвижение в званиях, очередные Железные кресты заставляли уходитьво все более дальние походы,оставаться в море все дольше, стимулировали повышать навыки - чтобы боевые действия были результативнее.
Из таких подводников - отчаянных смельчаков и прожженных пиратов - был и Отто Веддиген.
Смею также думать, что он бы не всплыл и не стал дожидаться, пока команда тонущего судна сядет в шлюпки, чтобы потом добить судно...
Но, тут же, отмечу:ненизвестно, как бы повернулась судьба к командиру устаревшей субмарины, если бы английские эсминцы нагнали его. Англичане на эсминцах свое дело знали крепко и гибель трех крейсеров ему, конечно же, не простили бы...
Повторюсь еще раз, уважаемый Владимир: читать Вас интересно и познавательно, жаль, что не всегда у меня есть время к Вам зайти...
С глубочайшим искренним уважением к Вам.


Андрей Северьянов   07.08.2016 05:02     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Андрей.
Успехов Вам!
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   07.08.2016 10:57   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Владимир!!!
С глубочайшим уважением.

Андрей Северьянов   07.08.2016 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.