153. В. Агошков. Ефратово. Отмена крепостн. права2

153. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь. Отмена крепостного права, часть 2

Немалую часть земли, которой пользовались крестьяне, поме-щики отрезали в свою пользу. Оброк за пользование земельным наде-лом был выше оброков, которые платили крестьяне помещикам до реформы. Таким образом, самодержавное государство разрешило очередной социально-экономический кризис за счёт населения стра-ны. Отмена крепостного права прошла по умеренному варианту.

Она не позволила моментально разорить помещиков, но в то же время создала необходимые предпосылки для развития рыночных отноше-ний в деревне, дав определённую свободу самым предприимчивым крестьянам, а также торгово- промышленному капиталу городов.

Кре-стьяне не получили ожидаемой воли и желаемых «справедливых» зе-мельных наделов. Это затормозило социально- экономическое разви-тие русской деревни, но, вероятно, и предотвратило резкий и болез-ненный переход к рыночным отношениям и индустриальной цивили-зации. Реформа 1861г изменила экономическую ситуацию в стране.
 
Рушилась основа сельскохозяйственного товарного производст-ва – помещичье хозяйство. А.Н. Энгельгардт в «Письмах из деревни» зафиксировал для читателя картину четвертьвекового угасания поме-щичьих имений Батищевской округи. Последствия реформы для по-мещиков он характеризует как «разорение», повествуя о получении банковских кредитов под залог имений, об использовании выкупных сумм с крестьян на выплату долгов и поддержание старого образа жизни.

Для компенсации поредевших доходов многие помещики пе-решли на земскую и государственную службу, оставив в имениях на хозяйстве «барынь», которых мы видим и в Троснянском крае.

Большинство помещиков хозяйствовало по-старому, в основном производя малодоходные рожь и овёс, держа скот для навоза, обраба-тывая землю крестьянских трудом в уплату за пользование земельны-ми отрезками. Запашки в имениях уменьшились в 2-3 раза. Некото-рые из дворян пытались перестроить хозяйства.

Кто же мог заменить помещиков в сельскохозяйственном то-варном производстве? По Энгельгардту, лучшие практические хозяева на селе – попы, но у них не тот размах из-за скудости приходов. Также не было крупных капиталов у представителей города: мещан, заводя-щих постоялые дворы и лавки, евреев, содержащих мельницы, кабаки, торговлю, ютящихся около помещиков – винокуренных заводчиков.

Отдельные имения арендовали зажиточные крестьяне и иностранцы (немцы и швейцарцы, развивавшие скотоводство и молочное хозяй-ство, устраивавшие сыроварни), но они были не в состоянии поднять все имения и восстановить производство.

Крестьянская масса была ещё не в состоянии заменить помещика, на одну деревню в среднем приходилось 1-2 зажиточных хозяина. А.Н. Энгельгардт наблюдал в основном бедное крестьянство. По-стоянно, даже при высоком урожае ржи, не хватало хлеба. Чтобы ку-пить хлеб, крестьянин был вынужден за бесценок продавать скотину, занимать у помещика хлеб под будущий урожай. Обычным явлением было нищенство, существовавшее в двух формах: постоянное и сезон-ное, когда с исчерпанием запасов от старого урожая люди побирались «кусочками».

Постепенно ситуация менялась к лучшему.

В середине 1880-х гг. А.Н. Энгельгардт отмечал, что последние 10 лет крестьяне меньше употребляли спиртное, стали лучше удобрять землю, стремились устраивать школы и покупать землю при поддерж-ке банков. Крестьянское хозяйство ещё во многом оставалось тради-ционным, основываясь на производстве ржи и овса, в основном для собственного потребления. В то же время увеличились конопляники, посевы пшеницы и ячменя, поголовье овец.

Большая часть доходов в крестьянский бюджет поступала от продажи конопли, льна и их произ-водных, скота. Все большее распространение в хозяйствах получал плуг, который заменял соху. В сфере землевладения проходил все ус-коряющийся процесс потери дворянами земли и переход её в руки крестьян. Такая же тенденция складывалась и в Кромском уезде Ор-ловской губернии.

Аграрная реформа П.А. Столыпина дала новый толчок модерни-зации деревни. Сущностью столыпинских преобразований стало соз-дание условий для распада крестьянских общин и образования едино-личных крестьянских хозяйств. В пореформенный период в России происходила настоящая демографическая революция, связанная с переходом к индустриальной цивилизации.

Всё это говорит о том, что отмена крепостного права в целом дала народу удивительную надежду на светлое будущее, которое будут обещать и коммунисты. Сейчас мы еле- еле преодолеваем демографический кризис, да и то с помощью материнского капитала. А сама так называемая демократия мало всколыхнула народ, в том числе и предпринимателей.
 
*

(С) В.И. Агошков.


Рецензии