Ето сё?

Первые вьетнамцы появились у нас в городе в конце 70-х годов. Победивший в войне США аграрный Вьетнам решил перековать часть своей крестьянской молодёжи в рабочий класс. Так как своих промышленных предприятий во Вьетнаме ещё не было, Компартия Вьетнама решила отправлять молодёжь в братский Советский Союз.
Вьетнамцы заворачивали в бумагу эмалированную посуду, фасовали гвозди по картонным коробкам, в общем, перековывались.
Одного паренька прислали и к нам в бригаду. Ему на день рождения мы с мужиками в складчину купили велосипед. Этот подарок он долго не хотел брать, объясняя, что для него это очень дорогой подарок. Кое-как мы втолковали имениннику, что доля каждого из нас в стоимости подарка составила незначительную сумму, меньше, чем стоит бутылка водки, и для нашего бюджета это совсем не ощутимо.
Отхэппибёжженный расплакавшись от счастья сообщил, что у них во Вьетнаме иметь велосипед это всё-равно, что у нас в СССР иметь машину. Теперь он богатый человек.

Рядом с моим домом было несколько общежитий, в которых жили только вьетнамцы.
В соседнем продовольственном магазине стою в очереди в молочный отдел за сметаной. Помните разливную? Движение очереди замирает когда перед продавщицей оказываются двое вьетнамцев с большой сумкой.
- Вам что?
Спрашивает продавщица. Вьетнамцы переглянулись.
- Смятяня есь?
- Есть, баночку давайте.
Вьетнамцы снова переглядываются и опять:
- Смятяня есь?
-Есть, есть сметана, вы мне баночку дайте, я вам налью и взвешу сметану.
Вьетнамцы не понимают. Тогда продавщица демонстративно берёт у стоящей следующей в очереди тётки пустую поллитровую банку, показывает её вьетнамцам, ставит на весы, алюминиевым черпаком крутит в сорокалитровой фляге со сметаной и наливает в банку. Написав на обрывке бумажки стоимость, отдаёт банку со сметаной тётке.
Вьетнамцы понятливо кивают головами, переглядываются, шарят руками в сумке, достают эмалированный трёхлитровый чайник и со счастливой лицами ставят его на весы.
- Смятяня есь?
Продавщица и очередь в отпаде.

В начале 90-х открыл свою фирму, взял кредит в банке и на бирже купил вагон украинских кухонных комбайнов (электромясорубка с насадками) по 10 рублей. Сдал их в промтоварный магазин на реализацию по 30 рублей . Торговля шла бойко, кредит скоро вернул, пошла чистая прибыль. Но часть мясорубок оказалась с мелким браком, в основном контакты в вилке не были закручены. Отбракованные мясорубки забирал домой, ремонтировал и отвозил снова в магазин. Но ремонт достал и за последним десятком мясорубок я подъехал с мыслью отвезти их на ближайшую свалку. Поставил машину у крыльца магазина, выхожу с первой коробкой. Появляется группа вьетнамцев, главный тычет пальцем в коробку:
- Ето сё?
- Это электромясорубка.
- Сикока сисёить?
- Тридцать рублей.
Получаю деньги, отдаю товар и ухожу за следующей коробкой. Картина повторяется десять раз подряд.
Выхожу с последней коробкой.
- Ето сё?
- Это электромясорубка.
- Сикока сисёить?
- Эту не продам!
- А сисё хосю?
Показываю пальцем на симпатичную вьетнамочку:
- Её хочу.
Вьетнамцы сбиваются в кучку, шушукаются, потом, подталкивая ко мне скромно потупившую глазки подружку, тычут пальцем в коробку:
- Ето сё?


Рецензии