Новейший завет 2

               
- О, какие гости! Привет, Николай. Проходи – отец Павел мыл руки.
- День добрый – ответил на приветствие Николай Иванович, - и пригнувшись, чтобы не ударится о низкий косяк, перешагнул порог.
  Отец Павел вытер руки, поздоровались.
- Присаживайся, капитан – сказал он приветливо, - или как тебя лучше называть, учитель?
- Да всё равно. Можно просто по имени, Николай и всё.
- Хорошо – улыбался священик, - присаживайся к столу, ужинать будем.
- Ужинать – это хорошо – Николай Иванович достал из кармана бутылку водки и держа её пока в руке, спросил, - не побрезгуешь?
- Есть необходимость? - отец Павел продолжал улыбаться.
- У нас необходимость всегда можно придумать – засмеялся Николай Иванович. Про себя же отметил: «Молодец, старлей, нос не морщит. А то мог бы начать глаза закатывать»
    Отец Павел поставил на стол большую сковороду с жареной картошкой. Достал из холодильника сальца, на столе появились огурчики, лучок и ... рюмочки.
    Николай Иванович пока не знал, как лучше начать. Хорошо, что батюшка, на правах хозяина, сам балагурил и для затравки разговора задавал дежурные вопросы про житьё-здоровье. Потом пригласил к столу и просто сказал: «Ну, рассказывай»
- Так а что рассказывать, думы всякие-разные одолевают. Библию читал, а вместо ответов одни вопросы. Не поможешь?
- Вопросы – это хорошо.– одобрил отец Павел. Почему бы и не помочь.
- Ну и хорошо. Только это ... – Николай Иванович замялся, - давай выпьем для разугрева, а то я что-то того... волнуюсь очень.
- Ну давай выпьем. Только мне половинку, пожалуйста.
   Николай Иванович с готовностью разлил в рюмочки, поднял и сказал: «Ну, со встречей, старлей!»
   Выпили.
   Николай Иванович снова, как и тогда, во время их первой встречи на реке, обратил внимание на руки батюшки. Подумал: «Серьёзные руки у батюшки, работящие»
   Отец Павел неспеша потянулся за картошкой, ждал, когда его гость начнёт свою исповедь, не торопил. А Николай Иванович никак не мог решиться, медленно закусывал и было видно, что он собирается с духом. Прожевал, положил вилку на край сковороды и достал из того же кармана, из которого доставал бутылку, средних размеров Евангелие. «Я тут закладочки делал, чтоб проще было цитировать» - пояснил он, открыл книгу на первой закладке, но открыв, положил её на стол. «Можно я пока своими слова?» - волнуясь спросил он?
- Конечно, можно.
- Так вот ... Не-е, слушай, давай ещё по одной, а?
- Нет, извини, я всё. Ты не волнуйся, никто тебя тут за твои думы не побьёт.
- Да? – выдохнув, спросил Николай Иванович.
- Точно тебе говорю, капитан – искренняя улыбка снова озарила лицо отца Павла.
- Ну так вот – Николай Иванович резко выдохнул, как-будто перед ним стоял полный стакан водки и его надо было выпить залпом, - читал я значит про то, как Моисей свой народ из Египта выводил. С помощью Господа своего, разумеется. И неожиданно поразила меня одна вещь – а когда это, в какой момент библейского повествования, Господь вдруг стал Богом этого одного народа? Ведь до этого он был всеобщий! Так? А тут я читаю следующее – Николай Иванович наклонился на книгой стал читать писание: «Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь...»
- Батюшка, вот ты мне объясни - эти египтяне почему вдруг чужие стали? Откуда вдруг такая ненависть к целому народу? И ладно бы прогневили египтяне Бога, ну наказал бы он их - его право, но в угоду одному народу ненавидеть другой! И тут я засомневался сильно - неужели Бог милосердный мог так поступать!? Слушай, зачем те, кто это писал, из Бога какого-то монстра сделали? И смотри, что дальше...
«И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского [и рабов его], и он погнался за сынами Израилевыми»
- Паш – от волнения Николай Иванович совсем уж панибратски заговорил с батюшкой, - а не проще было бы просто не ожесточать сердце фараона? Всё же во власти Бога! Сказано же, что ни один волос не упадёт с головы без Его воли. Не ожесточай сердца, пусть фараон отпустит сей народ с миром. Если уж Господь посчитал, что народ Моисея достоин свободы.
- Ну, возможно он хотел их научить через это, показать своё могущество.
- Тогда я не понимаю, за что он назначил их избранным народом, если они ему не верили до такой степени, что ему приходилось прибегать к таким вот методам? Извини меня, батюшка, но даже если избранный народ не верил в своего Бога и всё время сетовал и плакал, то я что-то вообще ничего не понимаю. Кто тогда вообще верил во что-то? Или не такие они и избранные? – Николай Иванович начал разгонятся.
- То есть?
- Да просто всё. Умные просто очень, этого не отнять. Овладели грамотой, мозги на месте, ну и написали одними из первых трактаты, что они де самый святой народ и что общий Бог – это их Бог, а других и произносить нельзя. Экстремизм, однако, какой-то...
- Антисемитизм , однако, какой-то – улыбнулся отец Павел.
- Вот и ты туда же – горько усмехнулся Николай Иванович, - понимаю, что шутишь, но всё же. Вот ведь как ловко вывернулись – слова не скажи, сразу антисемит. И главное, Бога на помощь призвали. И приватизировали его.
- Ох, Николай Иванович, всё богохульствуешь...
- Я не богохульничаю! Я Бога люблю. Мне просто обидно, что из него то садиста какого-то делают, то под себя подминают, когда кому-то это очень выгодно. А не заврались те, кто всё это писал? Все пошли от Адама! Так? Какие враги евреев, скажи мне? Египтяне на тарелке что ли прилетели из космоса и начали угрожать евреям?
- Это всё от гордыни в тебе. Ты пытаешься божий промысел не сердцем смиренным принять, а своим, человеческим умом понять.
- Я не умом пытаюсь понять, а задаю всего лишь детские вопросы. А детям принято разъяснять непонятные вещи. Вот и разъясни мне хотя бы общую суть.
- Божий замысел никому не дано познать до конца
- Ну дак тогда так и скажите, что не дано. Зачем книги умные писать? Скажите просто – Бог есть! Но понять не дано. Всё!
- Ну люди нуждаются в объяснениях.
- Да тут такие объяснения, что только путают. Получается, что все народы должны умыться? Все автоматически враги богоизбранного народа?
- Ну почему сразу враги?
- Да так получается. Если признаёшь их богоизбранным народом – значит друг, а если нет - значит враг. Смотри, как они ловко это вывернули – Николай Иванович снова взял в руки Писание, открыл нужную страницу и стал читать - «вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.»
- А ты бы как объяснил? Ну так, чтобы всем народам было понятно и приемлемо.
- Да просто всё на самом деле. Бог един. Это значит, что в космосе есть только одна сила, которая всё это логично, гармонично и красиво создала. Я специально не определяю эту силу никакими именами, назовём её Создатель. Так вот, сделал он нас всех по своему подобию одномоментно, как создавал всё живое на земле, практически, одномоментно. Птицам небо, рыбам воду и так далее. Ну, а чтобы нам не скучно было, оставил кучу тайн и загадок. Когда мы начали осваивать разные способы передвижения, мы поехали открывать другие земли и с удивлением открывали для себя другие виды природы и другие разноцветные народы. Но только уроды могли придумать расизм, чтобы выпячить свою нацию (или расу) как какую-то правильную, а, например, чёрных – ущербными. Но ведь это чушь! И в чёрных африканцах, и в жёлтых китайцах, и в красных индейцах, и в замёрзших эскимосах течёт красная кровь и органы расположены у всех на одних и тех же местах. И служат для одного и того же. У всех! Но кто-то решил вырваться вперёд, подключив к этому не просто пропаганду, а религию. И каждый начал выдумывать свои религии, доказывая остальным, что его-то религия и есть самая правильная. Но! Если учесть, что создатель един, то кто-то из всевозможных земных конфессий заблуждается. Но кто? Ты вот возьмёшь на себя смелость утверждать, что это не мы? Я вот чего-то не уверен. Можем ли категорично что-то такое утверждать? Знаю только одно – Бог любит меня, тебя, китайца и индейца одинаково, потому что все мы его дети. Ну или внуки, не суть. И не верю я, что наш Бог мог сказать – «...не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их.»
Разве может нормальный отец науськивать одного своего ребёнка на другого? Разве может говорить одному, что станет вместе с ним врагом для другого? Зачем же они так с Создателем поступают? У меня сердце плачет...
- Ну это ты цитируешь Ветхий завет. Иисус своим пришествием отменил его.
- Зачем же его выпускают, если отменил? И вообще, странная штука получается – раз сам Создатель отменил свои же первоначальные правила, значит он понял, что изначально в чём-то ошибся? Что-то пошло не так и он попробовал исправить этот мир? Но тогда ничего у нас не выйдет, друг мой. Если даже Создатель пошёл на крайние меры, то в людях уже всё это было закоренелым и уже тогда не поддавалось исцелению.
- Ну Иисус же и пришёл дать надежду людям и спасти мир.
- Тогда почему не донесли эту надежду до всех? Где в это время, например, мусульмане были? А индусы? И почему эта весть благая не на крыльях летела, а даже в европе распространялась на мечах крестовых походов? А ведь наши предки тоже поди верили и молиться умели. Никогда не поверю, что они раньше пробками бездуховными жили.
- Пожалуй, нет, но то было поклонение идолам языческим..
- Да перестань ты, то было такое же поклонение божьим проявлениям – солнцу, огню, воде. Надо не делить людей по религиозным убеждениям, а искать что-то общее, как наша общая красная кровь! А знаешь, например, что объединяет все религии?
- Что?
- Небо! Обрати внимание, все конфессии и религии смотрят в небо и понимают, что создатель там. Значит это уже тянет на истину. Вот такое маленькое, очень примитивное моё открытие. Только прикол ещё в том, что точно так же все религии объединяет то, что они - Николай специально сделал паузу, чтобы привлечь внимание к чему-то главному, ключевому и потом закончил – не смотрят в небо!
- Это как это? – удивился теперь отец Павол
- А так. В книжки – Николай постучал пальцем по Библии – заставляют смотреть, не в небо. Книжку заставляют штудировать и ей верить, а не на небо на закате смотреть и удивляться красоте Божьей...
    Николай неожиданно замолчал. Отец Павол тоже не хотел нарушать создавшуюся вдруг тишину. От таких речей ему было неловко, а как правильнее возразить, он не знал сейчас. И скорее, внутренне радовался образовавшейся паузе. Николай молча налил и так же молча выпил. Желваки заходили на скулах, как-будто его только что страшно обманули. Понадобилось время, чтобы он подуспокоился и потом продолжил: «А ещё трава во всех концах света зелёная и вода в океанах солёная. А деревья хоть и разные сами по себе, а кислород вырабатывают одинаково для всех. Да мало ли таких совпадений на земле? Нужно только присмотреться и прислушаться к Создателю. Не думать, как себя самого умнее других выставить, а просто присмотреться и принят всё, как есть. Много ведь открыто и вполне понятно без дополнительной религиозной литературы. Но мы в кучки сбиваемся, пытаемся что-то друг другу про Бога доказать и поэтому ничего этого не видим, как мне кажется. Хотя я ничего не утверждаю, мне просто так кажется. Может через какое-то время мне откроется что-то такое, что я приду к тебе с покаянием. Но пока мне кажется так. И от этого я задыхаюсь в толпе людей. И грустно мне делается, когда вижу, как кто-то пытается учить других, важно раздувая щёки и наслаждаясь своей властью над людьми. А сам ничего мне объяснить не может! Ни на один прямой вопрос не отвечают, только заученные штампы своей религии повторяют и всё. Краснеют все от таких вот вопросов, как американцы от слова «негр» глазки закатывают. Мол, нельзя так, не принято. С тобой вот пытаюсь говорить, потому что ты - боевой офицер, хоть вздрагивать не будешь от крепкого словца...»
- Да уж, много вопросов без ответов. Нет, ответы, конечно, есть, но устроют ли они всех? Или вот тебя сейчас.
- Паш, скажи честно, как офицер офицеру - в церкви локоточками толкаются, чтобы места занять получше да продвинуться подальше? Ну или, чтобы не обижать тебя, могу спросить по-другому: В церкви как в армии? Солдат мечтает стать генералом?
- Видишь ли – отец Павел засомневался, стоит ли говорить про это, но всё таки решился на фоне откровенного разговора, - в церкви, как и везде. Если существует  какая-то иерархия, какая-то лестница, то обязательно найдутся люди, которые будут желать двигаться по ней вверх. Насколько у нас это делается тактично и без злых умыслов - не мне судить, но общая суть в том, что все мы слабы в своих грехах и страсти одолевают нас. Но мне кажется, что в церкви таких людей меньше... Не знаю, может мне просто везло на хороших людей. Но совсем между нами, я и уехал к вам в деревню именно от всех этих потенциальных разочарований...
- Вот видишь. А ведь этого не должно быть! Нигде. Ну это на мой взгляд. Либо уж, если вы принадлежите к какой-то особой касте, то и знания у вас должны быть особые. От Бога! Чтобы я, заблудший баран, пришёл к тебе с вопросами детскими, а ты мне, раз-раз и всё по полочкам. И я пошёл счастливый домой. Ты не обижайся, друже, я не про тебя и не про нашу церковь, я в общем. Система-то везде и у всех одинаковая – толкаются локоточками. Хотя, если посмотреть на людей ... нам и вправду без пастуха никак. Кнут должен свистеть иногда над головами. Но может это как раз потому, что народ не знает всей правды о Боге? Ему мешают самому думать о высоком, ибо как сегодня не думай – либо в антисемиты запишут, либо в богохульники. Не богатый выбор, честно признаться.
   Николай Иванович разлил по рюмочкам, поднял, призывая отца Павла. Тот отказался. Снова выпил один.
- А что, Паш, может поэтому и пьёт русский мужик, а? Ведь не дурак, а думать не дают. Вот душа и разрывается.
- Может и поэтому...
- Прости великодушно, загрузил тебя опять.
- Слушай, так ты, получается, против церкви? В том смысле, что человеку она и не нужна по-твоему? Верить и без неё можно, так?
- Да нет, не против. Не всё так просто. Церковь своё огромное дело сделала в своё время. Да и сейчас... Умотается, например, бабулька по лесу, тащит свой туясок с ягодами ли, с грибами, сил уже, кажется, нет никаких. А вывалится из леса на дорогу, увидит на холме церковь, перекрестится и вроде сил сразу добавилось. Стало быть и хорошо, что кто-то её построил когда-то... Не, как я могу быть против? Сам крещённый, детей тут крестил. В намоленность мест верю! В сакральность некоторых вещей верю! Что-то в этом есть, безусловно. И вот ничего не могу с собой поделать, но если я иду к священику, я должен быть уверен, что душа, помыслы и дела у него светлы и чисты. Вот если сможешь сохранить это в себе, то желаю тебе удачи на этом поприще. Кто-то же должен за нас, грешных, молиться. Может и правда из ваших намоленных мест молитвы до Бога лучше доходят, а?
- А то! - отец Павол неожиданно рассмеялся.
- Ну и ладушки! – Николай громко хлопнул себя по коленям и одновременно с этим встал – Вот такие батюшки мне по душе! Честные и терпеливые. – весело добавил он.
- Спасибо, Николай. Буду стараться быть честным и терпеливым. Ты никак собрался? – спросил стоящего гостя.
- Да, пойду, пожалуй. Пройдусь по бережку ещё, подумаю... На закат полюбуюсь. Ах, и славные у нас закаты! Рекомендую – Николай Иванович подмигнул батюшке.
- Что рекомендуешь?
- Солнцепоклонником иногда быть и на закаты любоваться. Тоже вот чудо чудное – вроде медленно всё движется, даже стоит, а два раза моргнул, солнышко уже и за горизонт упало. О, как! Бывай, старлей, прости ещё раз, если что не так...


Рецензии