154. В. Агошков. Ефратово-Тросна. В конце 19в -1
В КОНЦЕ 19 ВЕКА
В Орловской областной библиотеке имени Бунина, хранит-ся «Сборник статистических сведений по Орловской губернии» (Кромской уезд, 1892г). В нём мы нашли немало интересных сведений. Сухие цифры лучше всего говорят о том, как жили крестьяне уезда сто с лишним лет назад.
Площадь удобной крестьянской земли преобладала над всеми прочими и составляла 63,4% от общего количества земли в уезде. Помещики занимали 34,4% земли. Казённой, удельной и городской земли было 0,3%; монастырской и церковной -- 1,9%. Во времена большевиков нам в школе говорили о том, что у крестьян почти не было земли, которая принадлежала дво-рянам и попам. Цифры говорят, что это было не так.
Монастыри и церкви занимали всего-то около 2% земли. Чтобы было понятнее, скажем так: из 100 гектаров земли – двумя гектарами владели церковные служители. Более 63 га было у крестьян, а у помещиков – более 34 га.
Конечно, можно в чём-то согласиться и с большевиками: крестьян было много, а помещиков – мало, но они владели 1/3 частью земли. После 1861 года, когда было отменено крепостное право, пошёл рост населения: так крестьяне отметили отмену рабства. Малоземе-лье толкало людей искать свободные земли, а их в Кромском уезде не было. Куда смотрит сосед, если у него нет лишней зем-ли? Правильно, на соседа. У того тоже нет лишней земли.
И тогда оба объединяются и идут к помещику, но идут не с петициями, на которые даже царь не обращал внимания, а с вилами и топорами: «Отдай награбленное!» Чтобы этого не про-изошло, царское правительство организует переселение людей в Сибирь, на свободные территории. Но не все смогли там орга-низовать своё хозяйство: многие убегали назад…
Всего населения в уезде (напомним, что в него входили территории Кромского, Троснянского и Сосковского районов) в 1887г было -- 111448 человек, из них мужского пола -- 55339 человек и женского пола -- 56109 человек, они составляли 18437 семей. 671 семья не имела земли; а 2065 семей на мо-мент переписи не жиди в уезде, из которых – 185 семей - без-земельных. Ныне, к слову, в трёх районах проживает менее 50000 человек. Так я писал 20 лет назад, в 1994 году. В данный момент – менее 40000 человек.
Большинство крестьян занято исключительно земледели-ем и лишь незначительная часть -- ремесленники и живущие по-сторонними заработками. Поселения и огороды занимали 1,6% площади, конопляники -- 9,9%, выгоны -- 3,1%, покосы -- 11%, пашня -- 73,2%, лес и кустарник -- 1,2%. Крестьян, не имевших лошадей, было 30,6%. У тех, кто не имел земли, лошадь не дер-жали 85% крестьян.
Четвёртая часть крестьян не имела необхо-димого инвентаря, почему сдавали свою надельную землю в аренду, а сами уходили на заработки или нанимались в эконо-миях. В то время лошадь в хозяйстве, наравне с коровой, была большой кормилицей: и огород вспахать, и съездить на станцию за семенами, да и заработать можно, вспахав безлошадному соседу его участок земли. У 30 семей из 100 лошадей не было, что говорит о полунищенском существовании данных крестьян.
И поэтому наличие лошади для крестьян – это знак его мо-гущества и силы. Поскольку большевики объявили, что револю-цию делали самые бедные крестьяне (входившие в эти самые 30,6% безлошадных крестьян) и ничего, кроме цепей, не имев-шие рабочие, то после прихода к власти они обобществили ло-шадей, оставив крестьян с посохом или палкой. Если царь Алек-сандр II, Освободитель крестьянства, сделал реформу таким об-разом, чтобы дать свободу действий наиболее прогрессивным и деловым крестьянам (были, конечно, среди них и аферисты, но ничтожное число), то большевики предпочли опереться на са-мых бедных крестьян, чтобы взять власть.
Представьте деревню в 100 дворов. В 70 домах во дворе стоят лошадь и корова. А следовательно, есть средства, чтобы их содержать. Если есть средства, то и жизнь людей более- менее сносна, имеются хлеб, семена, лишние деньги на учёбу детей, на одежду, книги и прочее. Такие крестьяне вовремя платят на-логи, содержат армию и ничего не требуют от государства, разве что защиты от врагов.
Данная категория людей в основном по-слушна, религиозна, оплот и защита любого строя. А в 30 домах – шаром покати, т.е. на земляном полу ничего нет, кое- какой стол да лавки. Нужда толкает таких людей искать свою радость в жизни – к пьянству. Ничего толком эти крестьяне не умеют, ни работать, ни отдыхать, но зато они впереди всех, если требуется кого-то ограбить, избить. Безусловно, в беспросветную нужду могли попасть и совестливые люди, по разным причинам. Но всё-таки много среди них было просто лодырей, любителей поучать других, ничего не делая…
см. далее.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №214051100029
Алина Черникова 11.05.2014 00:47 Заявить о нарушении
Василий Иванович Агошков 11.05.2014 01:42 Заявить о нарушении