Дамаск, как Макондо
Открывать новые литературные имена подчас рискованно. Особенно если это не жанровая проза. Особенно когда эта проза идет наперекосяк всем литературным канонам. Запомните это имя – Жан-Мишель Генассия. Его роман «Клуб неисправимых оптимистов» с одной стороны классический образец «романа воспитания», скорее даже «романа взросления», вместившего отрочество и юность главного героя книги Мишеля Марини. С другой стороны – это серия эмигрантских историй, прописанных менее ярко, чем это было у Ремарка. Хотя в «Триумфальной арке» совсем другой Париж и совсем другой герой. Ремарковский доктор Равик, пусть и нелегально занимается медицинской практикой, а вот персонаж из «Клуба неисправимых оптимистов» талантливый ленинградский медик Игорь Маркиш вынужден работать ночным таксистом. И таких персонажей, которые коротают свое унылое время изгоев за шахматными досками в парижском бистро «Бальто» почти десяток. А еще рядом с ними подросток Мишель, а также Жан-Поль Сартр и Жозеф Кессель…
В «Секрете каллиграфа» немало политических примет времени. В «Клубе неисправимых оптимистов» начало шестидесятых годов с войной в Алжире, «железным занавесом», ностальгическими экскурсами в эмигрантское прошлое, время из которого соткано полотно романа. И еще роман Генассии, как и роман Шами так густонаселен персонажами, что пересказывать множество сюжетных линий бессмысленно, обе книги просто взывают к прочтению. Тем более что оба писателя мастерски владеют искусством рассказчика, вызывая те или иные ассоциации. И если у Шами меж страниц бродит дух Маркеса, то у Генассии отголоски Хемингуэя. Первая строка книги «Праздник, который всегда с тобой»: «А потом погода испортилась. Она переменилась в один день – и осень кончилась».
Последняя строка из романа Генассии: «После похорон Саши погода наладилась, и началось лето».
Хотелось бы продолжения…
Свидетельство о публикации №214051100649