Послесловие к повести Дед и Малыш. Глава 10

                Пришельца не притесняйте и не
                угнетайте его, ибо вы сами были
                пришельцами в земле Египетской.

                Библия. Исход.


       Не могу без умиления наблюдать картину, когда глава государства позирует перед собором или рядом с митрополитом. Невольно представляешь, как этот, наделенный большой властью господин вечерами, отложив все государственные дела, все мирские заботы, садится за стол, надевает очки и раскрывает перед собой Библию. Как время от времени, готовясь к причастию, исповедуется, и его духовный наставник с укоризной говорит ему:

       - Я слышал ваше выступление – ну нельзя же так, нехорошо. Сказано же в Писании: «Пришельца не притесняйте и не угнетайте его». И еще сказано: «Возлюби врагов своих».

       Как не грустно, но спустя две тысячи лет убеждаешься в напрасности призывов возлюбить врагов своих, и по-прежнему к пришельцам откровенно недоброжелательное отношение. Более чем откровенный лозунг националистической партии Свобода «Украина без евреев и русских» наводит на размышления. Конечно не все предвыборные обещания выполняются, но все таки заставляют задуматься. Ну ладно, с русскими и евреями ясно, а как насчет венгров, румын..? Впрочем, этот вопрос уже риторический.

       Я к тому это веду, что большая часть граждан Украины рвутся в Евросоюз. И в Европе вроде бы не прочь породниться с украинцами. Но не все. Какая-то часть европейцев не очень рада чужакам. Там тоже есть довольно влиятельная националистическая партия, влияние которой с каждым годом растет по мере увеличения  численности в Европе пришельцев. Они даже начали понемногу отстреливать разросшуюся популяцию до раздражающих их размеров.

       Не может ли так случиться, что после вступления Украины в Евросоюз какой-нибудь лидер националистов с целью завоевать избирателя в преддверии выборов, выбросит лозунг: «Европа без мусульман и украинцев». И вот я думаю, что побуждает Европу, не смотря на это, проявлять готовность принять новую волну пришельцев – теперь с Украины; какие такие интересы? Вполне понятны надежды румын, венгров, которые когда-то жили на территории теперешней Украины, и с вступлением Украины в Евросоюз смогут вернуться на земли, которые они до сих пор считают своими, не опасаясь скандалов и истерик со стороны хозяев. Возможно и у поляков ностальгия по доброму старому времени, когда они пановали на украинской земле. И немцы, понятно, не прочь воспользоваться ситуацией – получить возможность почувствовать себя хозяевами на земле, которую они не смогли сделать своей, силой оружия. Не говоря уже об экономических интересах, которые влекут европейцев на Восток.

       Но вот что украинцев так тянет на Запад? После развала Советского Союза, когда исполнились наконец мечты, чаяния украинского народа – Украина обрела свободу и независимость, у меня с местным ярым националистом состоялся разговор на эту тему, и я, между прочим, спросил его:

       - Что вы так рветесь в Европу? Ну получили вы наконец долгожданную свободу, независимость – поживите хотя бы немного независимыми, свободными. Что это вы, освободившись от одной зависимости, тут же лезете в другую?

       - Но это наш выбор, выбор свободного народа.

       Мне напоминает это, существовавшее когда-то в древней Руси право крестьян один раз в году на Юрьев день уйти от своего помещика и перейти к другому. Потом при каком-то царе закон этот был отменен, что родило пословицу, выражающую огорчение крестьян: «Вот тебе бабушка и Юрьев день».
Теперь хочется радостно воскликнуть: «Вот тебе бабушка Украина снова Юрьев день». Твои свободолюбивые граждане вновь обрели право свободно выбирать себе господина и надежду на лучшую жизнь, на то, что новый господин будет лучше кормить и не слишком обременять работой.

       Но в данное время меня одолевает сомнение, будет ли так уж хорошо у нового хозяина? В свое время в сожители  украинцам набивались и турки, и татары, продолжительное время жили под властью Литвы, Польши – и не с одним не ужились.

       Мне пришлось немного пожить в Туркмении. Мы строили там магазин в поселке Фароб. Жил в сторожке. Из мебели в моем жилище были небольшие нары, служившие мне и кроватью и столом и стулом. Утром, поднявшись, я заворачивал постель, отодвигал к самой стенке, расстилал газетку, выкладывал на нее свой завтрак, и, присев на краешек, подкреплялся.

       Как-то раз ко мне в гости пожаловал молодой туркмен из местных. Переступив порог, он как был обутый, проворно взобрался на мой стул, протопал по моему столу и уселся на постель, скрестив перед собой, как Будда, ноги.
Может быть мне следовало быть сдержанней немного, но все произошло так быстро, что я растерялся и завопил:

       - Ты что? Я здесь сплю, а ты заперся с ногами!

       Ох как он рассердился:

       - Ты заходи ко мне в дом, садись в любом месте – я тебе слова не скажу! – кричал он, покидая мой негостеприимный кров.

       Возможно их обычаи лучше наших, может он и прав, хозяин в своей стране, требуя соблюдения их от пришельца, но лучше уж я буду жить у себя.

       Понравятся ли европейцам наши обычаи, привычки? Как они, например, воспримут нашу неряшливость, увидев повсюду свалки мусора? Невольно напрашивается, хотя и до пошлости упрощенная аналогия. Допустим, вы всю жизнь отказывали себе во многом, экономя, не покладая рук обустраивали для себя и своей семьи  жилье. И вот в какой-то день заходят к тебе соседи: муж с женой и детьми, и говорят:

       - Слышишь, сосед, у меня совсем плохо: крыша течет, в окне дует и топливом я не успел запастись, а тут как назло такие морозы. А у тебя, смотри, как хорошо: тепло, чисто, просторно. Мы, думаю, не очень тебя стесним, если поживем у тебя до весны.

       Европейские народы веками терпеливо обустраивали свою жизнь, и когда им, наконец, удалось устроиться удобно, даже с комфортом, по своему вкусу, тут понабежали пришельцы, и вместо того, чтобы расположиться где-нибудь в уголке, жить тихо, смирно, ожидая, когда хозяева по доброте своей покормят, уделят им что-нибудь от своих благ, они начинают качать права, бьют витрины магазинов, машины.

       Ну зачем нам лезть в чужую страну, создавать себе и другим лишние проблемы? Воспользуйтесь полученной свободой, выберите себе толкового гетмана и стройте свой дом по своему вкусу. Терпеливо трудитесь, как европейские народы, и, гляди, через пару сотен лет и в этой стране будет не хуже, чем в Европе.

       Продолжение следует...

       Глава 11.

                Человечество в лучшем случае представляет
собою жалкое Панургово стадо овец, слепо
идущее за водителем, попавшимся в данный
момент.
                Е. Блаватская.


Хрущев своим правлением убедительно
доказал, что государством может управлять
каждый; Брежнев – что государством
вообще можно не управлять.

                Анекдот времен перестройки.


Рецензии