Память... за деньги...

      В маленький городок своего детства я приехала к родственникам на несколько дней - в отпуск и почтить память умерших,людей,когда-то много значивших в моей жизни,любимых...
      У ворот кладбища работал маленький цветочный магазинчик.Продавец,молодая девушка,повязанная ажурным черным платочком,посмотрела на меня с каким-то особым участием,разделяя печаль.Подумалось:
      - Как хорошо,когда чувствуешь понимание и ощущаешь поддержку.

      Миновав ворота,я сразу же погрузилась в странную удивительную тишину,словно кто-то Всемогущий выключил по эту сторону все звуки улицы.Здесь "жили"люди,чье Время на Земле завершилось,нить,за которую мы цепляемся в последней отчаянной надежде найти спасение - оборвалась,и они вернулись в прах и пепел,из которого вышли.

      По гладко забетонированной дорожке я шла мимо прямо-таки величественных частных сооружений-памятников,небрежно пробегая взглядом имена.Несмотря на жаркие лучи солнца,от мрамора тянуло холодом.
      Вскоре дорожка расширилась,и будто на ладони открылось пространство,усеянное невысокими могильными холмиками - осевшими,осыпавшимися,заброшенными...

      Инстинктивно потянуло взглянуть на некоторые и уточнить имена.На простом деревянном кресте,наклонившемся почти до земли,краской,давно выцветшей от времени,было отмечено имя того,чьи останки он скрывал: Фролова Мария Михайловна.
      Внутри что-то мучительно сжалось.Я уточнила даты - рождения и смерти.Она.  Моя первая школьная учительница.

      Почему заброшена могилка?Нет родственников?Забыли друзья?Но ведь живет и здравствует в городе столько ее учеников!
      Положив на провалившийся холмик цветы,я ринулась в администрацию кладбища:
      - Пожалуйста,уточните,меня интересует Фролова Мария Михайловна.
      На лице администратора мелькнуло удивление:
      - Пролет 18,квадрат 162 , - сообщил он,заглянув в специальный журнал.
      - Может быть,можно что-то узнать о ее родственниках?
      - У нас по этому квадрату информация одна-единственная:услуги по сохранению могилы не оплачиваются.Она пришла в полную негодность.Это место будет передано в конце концов другим... Наш "город"растет,и у нас тоже тут перенаселение...

       Мы вернулись к означенному квадрату вдвоем с рабочим.Мужчина средних лет,с душой тусклой и,видимо,основательно истерзанной,посмотрел на холмик совершенно равнодушно и,горестно втянув в себя воздух,сказал:
       - Я к вашим услугам.Что и как нужно сделать,говорите,я записываю.
 
       Беспомощно оглянувшись,не находя поддержки ни в словах,ни во взгляде,я вдруг заплакала:
       - Вы не представляете,каким сильным человеком она когда-то была.Мужчины любили ее и боялись,трепетали от взгляда и улыбки,искали расположения.А теперь не осталось никого,кто бы вспомнил о ней.Правильно говорят - каждый умирает в одиночку.
       - Она ваша родственница?
       - Учительница.
       - Странно...Ведь у нее должны быть друзья,благодарные ученики...

       Я чувствовала бесконечную усталость и раздражение.Нещадно палило солнце,хотелось пить,принять,наконец,душ и уединиться в какой-нибудь темной прохладной комнате - лишь бы не видеть этого обжигающего света,палящего солнца и не быть в этом ужасном месте,где не остается даже памяти...где покупается она за деньги...

       Я повернулась уже,чтобы уйти и почувствовала вдруг на плече сильную твердую руку.Улыбаясь как-то по-детски виновато и искренне,мужчина сказал:
       - Да неправильно это - никто не умирает в одиночку...Вот и сейчас ваша учительница не одна.Мы здесь с вами.И,значит,память жива,и так будет...

       Так ли?




      


Рецензии
Спасибо за рассказы, Галина. Они такие жизненные, и написаны простым языком.
Прочитав эту работу, вспомнила, как года три назад приходила прощаться со своей учительницей. Бедность её ужаснула. А ведь раньше это была самая красивая и элегантная учительница нашей школы. Последние годы она жила с дочерью, им пришлось восстанавливать дом после пожара. К сожалению, ни школа, ни предприятие, где работала дочь, не смогли оказать помощь.
Галина, с наступающим Новым Годом! Пусть он принесёт Вам только ХОРОШЕЕ!

Валентина Колбина   30.12.2014 17:02     Заявить о нарушении
Спасибо!Взаимно - пусть год будет щедрым на события,нас радующие.Была Вам рада!

Галина Кручинина   01.01.2015 00:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.