Предназначение Гуна

— Жить, как тигры и волки — вот что такое человечность! — ответил Чжуан-цзы.
— Что это значит?
— У них отцы и дети друг другу благоволят — отчего же нельзя назвать это человечностью?
— Осмелюсь спросить, что такое человечность в её высшем смысле?
— Высшая человечность не знает благоволения.



1. Шо о судьбе, предначертанном и скрытности причин.

Некогда Шо узнал о своём предназначении от провидца Ли, которому уже сам предсказал судьбу, и тот с ней согласился.
То, что случилось дальше с предсказателем, привело Шо к выводу:
- Судьба каждого – в нём самом. Будь Ли тем, кто хотел спасти свою жизнь, он бы не погиб. Но иногда лучше расстаться с жизнью, чем с честью.  Иначе, выжив, умрёшь для других и для себя.
Многие согласятся с этим, Лао, - добавил мастер, - Что ж столь немногие этому следуют?

В другой раз, упоминая о судьбе, Учитель заметил:
В неё вмешиваются и все обычные люди, желая воспрепятствовать или научить по-своему, а из этих желаний наши судьбы и складываются. Ибо тот, кто живёт среди себе подобных, потому им подобен, что они его сделали таковым… хотя у каждого своя дорога и идти чужой не с руки. Не всяк, однако, на свою решается.
- Это означает, - уточнил Гун, - что и у нас, учеников мастера, пути разойдутся? Если внемлем этим словам. Причём, разойдутся, как между собой, так и с вами, Учитель…
Шо кивнул:
- Может быть, для того вы и пришли ко мне, чтоб получить в том подтверждение.
- Но Учитель, - снова обратился Гун, - если каждый считает правдой лишь свою, то, причём тогда Должное и Предначертанное?
- Да, я говорил вам, что люди убеждены: прав тот, кто разделяет их мнение, - ответил Шо, - а крича: «Правда!», они считают таковой только собственную.
Хоть и она-то, обычно, ими позаимствована.
Лишь тот, кто в силах понять, когда он неправ, увидеть иную сторону вещей и признать правильной чужую мысль, способен на многое.
А Предначертанное Должным надо ещё угадать… Оно не каждому открывается. Но и после – один следует открывшемуся, а другой – не решается. Значит, мало его узнать.
Гун слушал, соглашаясь. Он задумчиво повторил: «мало его узнать…»
    
- Учитель! – спросил после этого Вэй, - Подлинные причины обычно скрыты?
- Ты прав. На поверхности могут быть только их знаки, которые не всякий верно прочтёт. Есть, конечно, случаи очевидные. Например, дым. Он – знак огня. Хотя причину  огня и он не всегда объясняет.  С прочими знаками куда сложнее. Истолковать их причины не так просто.


2. Предначертание Страшного Усмирителя.

В другой раз Шо сказал:      
- Разных учат одному, чтоб сделать одинаковыми. Одинаковым легче верить в правду одного, которая становится для них Должным.
И мастер посмотрел на учеников.
На лице Вэя было написано неприятие этого.
Цы настороженно молчал.
Гун возразил:
- Но как ещё остановить войны? Одно зло – лучше множества.
Вэй удивлённо поднял брови.
Цы открыл рот и закрыл.
Шо улыбнулся:
- Слышу речь государственного мужа! Только… они говорят не то, что думают…

Видимо, Гун запомнил и это, а спустя много лет, став сановником и советником императора, использовал. Благо возможностей упражняться в искусстве: говорить не то, что думаешь, карьера даёт – хоть отбавляй…

На совете обсуждался серьёзный вопрос: как остановить восстания в провинциях?
Не успевали подавить в одном месте, как вспыхивали волнения в другом, перебрасываясь на соседние уезды.
Советники отмечали, как причину – голод, удивляясь: урожай был неплох, налог не менялся, страна не воевала, повелитель мудр и добр… за что могло разгневаться Небо? 

Когда очередь дошла до Гуна, то, зная, что он -- выходец из крестьян, от него не ждали чего-то особенного.  Он поднялся, бормоча: «мало узнать, надо ещё решиться…», поклонился императору, затем совету, и начал:
- Сын Неба следует Должному, в том нет сомнений. Вопрос в другом, почему Должное не отдаёт ему дань?
И обвёл взором присутствующих. При общем молчании Гун сам ответил:
- Потому что Оно желает кары покусившихся на правление своего Избранника! И кара должна быть такой, чтоб о ней помнили несколько поколений! За одного бунтовщика истреблена вся деревня! А её земли отданы верным.

Гун назвал имя военачальника -- пребывавшего в отставке за ненадобностью, ибо давно не велось войн -- но некогда наводившего ужас своей жестокостью.
- Он должен возглавить уничтожителей.  Его именем до сих пор пугают детей бывшие наши враги, ныне союзники. Теперь они могут поднять головы. Одно зло – лучше множества. Как остановить его? Зло понимает лишь собственный язык. Пусть, если понадобится, он истребит половину. Худшую. Никакой пощады! Оставшимся хватит земель, риса и зерна…
Когда труд полководца завершится, необходимо держать войска в уездах, чтобы впредь, вспыхнув, мятеж гасить на корню, не давая переброситься на соседние провинции.

Все были впечатлены выступлением.

План Гуна одобрили, и он принёс успех. Страна захлебнулась в крови. Погибла и родная деревня Гуна.
Он стал любимым советником императора, получив щедрую награду. 
Однако вскоре Страшный Усмиритель Гун, невзирая на уговоры, ушёл на покой. 
«Я только исполнил Должное, угадав волю Неба - отвечал он, - Пусть снова не пригожусь для подобного… Счастливого вам правления!»
- Вот пример верности Предначертанному! – произнёс император, - Кто следует воле Неба – побеждает.


3. Признания перед смертью.

После отставки Гун прожил недолго.
«Есть видимое и скрытое… Я решился исполнить Предназначенное, угадав Его… видно, для того и родился, - сказал он сыну перед смертью, - Ведь судьба каждого – в нём самом. Не зря мудрецом сказано: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного. Вот тогда в Поднебесной будет порядок».* 
Гуну нелегко было говорить.  Он замолчал, тяжело дыша. Но спустя какое-то время продолжил:
- Тот же… признал: «В жизни нет ничего важнее, чем исполнить предначертанное. И ничего более трудного».** Вот почему решаются не все… Шо был прав.
Так уж устроено… в природе и у людей. Когда исчезают хищники, те, кто являлся их пищей -- столь множатся, что, объев всё вокруг, гибнут от голода.
Страна давно не воевала, не прирастала пахотными землями, её не косили болезни, она не теряла людей, лишь прибавляясь числом их. Благоденствие привело её на край пропасти…»
Потрясённый, сын сначала не мог ничего сказать, а потом спросил:
- Но ведь это… повторится… рано или поздно?
Гун вздохнул:
- И не раз… Но тогда решение придётся принимать другому. И это случится не скоро.


4. Высшая человечность.

« Жить, как тигры и волки — вот человечность! — ответил Чжуан-цзы.
— Что это значит?
— У них отцы и дети друг другу благоволят — отчего же нельзя назвать это человечностью?
— Осмелюсь спросить, что такое человечность в её высшем смысле?
— Высшая человечность не знает благоволения».

Не знает. Ты просто служишь Должному, - согласился бы Гун.


5. Понимание в меру своего разумения.

Будучи учеником Шо, Гун говорил иное:
- Мудрый всегда недоволен, ища и неправоту свою.  Стоит ему перестать это делать – чем от большинства станет отличаться?

После посещения могилы Учителя важный сановник Гун, расставаясь, объяснил хранителю мудрости Лао почему избрал иной путь:
- Мудрости не было и нет места среди обычных людей, которым мне всегда хотелось улучшить жизнь. Ведь я – из низов.

В конце жизни любимец императора Гун считал, что одни люди – хищники, другие – их пища, а раз так всё устроено, то и действовать среди них нужно по тем же законам…


6. Каждому – своё.

Некогда слушая Шо, учившего, что все – разные, Гун уточнил:
- Ваши слова: «У каждого – своя дорога и идти чужой не с руки» -- означают, что и у нас пути разойдутся, как между собой, так и с вами?
Учитель кивнул:
- Может быть, для того вы и пришли ко мне, чтоб получить в том подтверждение.
Шо не сказал, что тогда Должное и Предначертанное тоже у каждого свои. Впрочем, скажи он – чтоб это изменило?
Гун также узнал от мастера:
- Разных учат одному, чтоб сделать одинаковыми. Одинаковым легче верить в правду одного, которая становится для них Должным.
И выбрал это.


7. Завершающее.

Ведь человечки – ничто, они – лишь кирпичики здания Империи, годные или нет, в том их смысл. Заготовители глины живут лучше, чем кирпичи. Но тут уж кем кому удаётся.
И не глине учить Гончара! Ей пристало лишь воплощаться в то, что задумано Им.
Ей пристало благоговение перед Замыслом, перед Высшей Человечностью, не ведающей благоволения.
Гун последовал Должному, спас империю и порядок. Одно зло – лучше множества!
А если одно зло – у власти, то оно и право…


*********************************************************
* и ** -- высказывания принадлежат Чжуан-цзы.         


Рецензии
Познавательно, спасибо,
прочитал с интересом.
Зелёной поддержу.
С уважением,

Михайлов Юрий   13.05.2014 20:47     Заявить о нарушении
Всех благ Вам)

Ааабэлла   13.05.2014 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.