Стажёр 1965 года отрывок Такая жизнь

Местом моей стажировки была выбрана Лаборатория Исследования  Напряжений Московского Инженерно-Строительного Института имени Куйбышева, или просто ЛИН МИСИ. Я уже знал по публикациям в научных журналах, что это одна из лучших в стране лабораторий фотоупругости, где разрабатывались и применялись поляризационно-оптические методы исследования напряжений и деформаций инженерных конструкций и материалов, а именно такая небольшая лаборатория нашей кафедры была отписана мне год назад для «изучения и управления».

И вот она Москва, огромная  и беспорядочная. Меня поселяют на южной окраине столицы, почти в самом конце Варшавского шоссе у развилки с Каширским, в комнатке  на втором этаже старого двухэтажного, пожалуй, ещё дореволюционной постройки, скрипучего дома. В воздухе крепкий незнакомый «аромат», следствие близкого химзавода имени Карпова. Скрипучий этот дом-одно из многочисленных, разбросанных по всей Москве, студенческих общежитий МИСИ.  Однако есть и плюсы, среди которых близкие остановки трамвая и троллейбуса, но главное-отличные Варшавские бани, и тоже недалеко, надо только пешочком у светофора перебраться через Варшавское шоссе и пройти мимо завода. Теперь у меня каждую субботу по вечерам в гостях однокашник по мехфаку Андрюша Флеклер, бывший преподаватель кафедры «Металлорежущие станки и инструмент» Политеха, а ныне аспирант-первогодник московского отраслевого станко-инструментального института.

Мы азартно «режемся» в настольный теннис в просторном вестибюле первого этажа, а потом отправляемся в баню. Каждый раз, возвращаясь из бани, видим, что стол для тенниса разобран и исчез, а в вестибюле крутятся весёлые студенческие танцы. Мы осторожно пробираемся между танцующими в мою комнатку, устраиваем небольшое чаепитие, а в дверь  неизменный стук, и на пороге две подружки-студентки, Марина и Вика. «Ну, что вы, как затворники? Пойдёмте на танцы». Приглашаем их к нашему чаепитию, они никогда не отказываются и всегда внимательно рассматривают фотографии двух моих девочек, которые я прикрепил к стене у изголовья. Холостой, серьёзный, рассудительный Андрюша и был объектом их конкурентного внимания.

ЛИН находится в окрестностях областного города Мытищи, а это по Северной дороге с Ярославского, иначе Северного, вокзала, откуда регулярно уходят частые пригородные «электрички». На Рупасовском шоссе, неподалёку от стрельбища «Динамо», раскинулся учебно-производственный  полигон МИСИ, на территории которого чуть больше года назад, осенью 1963 года, было закончено строительство небольшого корпуса ЛИН, и лаборатория перебралась в это подмосковное местечко из московских полуподвалов Гольяновской улицы. С привокзальной площади в Мытищах курсируют автобусы, которыми и можно добраться до ЛИН по Рупасовскому шоссе, но  можно, в случае удачи, воспользоваться и служебным автобусом, который подвозит сотрудников лаборатории, отправляясь в строго фиксированное раннее утреннее время, надо только успеть к нему до отъезда.
 
Задача эта для меня не из простых, поэтому с первым утренним трамваем, поёживаясь от январского морозца, с пересадками или троллейбусом я еду на Павелецкий вокзал, затем по кольцевой линии метро до станции «Комсомольская», и под площадью «Трёх вокзалов», памятную по ремонтной и преддипломной практикам, перебираюсь на Северный вокзал, где надо успеть перекусить у одного из многочисленных продуктовых «ларьков» или, «на худой конец», у «пирожницы», торгующей «на разнос»  вкуснейшими горячими пирожками с картофельной или капустной начинкой. Усаживаюсь в пятый от «головы» состава вагон-этот вагон используется московскими сотрудниками и аспирантами ЛИН, где они встречаются и обмениваются новостями. Уф, теперь можно передохнуть целых двадцать минут.

Сотрудники и аспиранты лаборатории-сплошь молодёжь, как правило, выпускники МИСИ, и такого  дружного спаянного коллектива я больше не встречал в своей жизни никогда и нигде. Коллектив небольшой, всего человек тридцать, из них только пять девушек-две молоденькие лаборантки и три такого же возраста аспирантки,  и сколько доброжелательности, внимания друг к другу,  искреннего желания помочь, отставив в сторону все свои дела! А сколько шуток, анекдотов, весёлых и грустных историй, личных переживаний и приключений, неприкрытых насмешек над «власть имущими», и даже великим Лениным, новых песен, традиционных вечерних застолий по случаю дней рождений, праздников и просто чтобы «посидеть» вечером после трудовой недели, и с непременной бутылочной поддержкой из близкого рупасовского продмага.

Застольные песни искрились юмором и  новизной, и сколько их было, не перечесть.  До сих пор, нет-нет, да и вспомню: «на параде к тёте Наде молодой комиссар подошёл и сзади, сзади зорко смотрит в небеса. Флот воздушный, флот воздушный в небесах, в небесах, тёте Наде стало душно в тёплых байковых трусах», или «соседи  Соня с Борей отправились в лекторий, жена моя Дуся билет взяла в кино», или «ну чего тут говорить? Чего спрашивать? Вот стою я перед вами словно голенький. Я с племянницей гулял, с тёти Пашиной, и в «Пекин» её водил, и в «Сокольники», или « а у психов жизнь-так бы жил любой. Хочешь-спать ложись, а хочешь-песни пой. Предоставлено им вроде «литера»-кому от Сталина, кому от Гитлера», или «дамы, дамы, помогите Боре, помогите Боре, вам говорят. Он наделал лужу в коридоре шаг вперёд и два назад». Спасибо  судьбе за  «иной» путь, что привёл меня в этот недоступный ранее мир, искривив неожиданной четвёркой по немецкому языку на вступительном экзамене в Политех такую, как казалось тогда, надёжную и желанную прямолинейную жизненную траекторию в далёком выпускном школьном году. Удивительны виражи людских судеб, и то, что вчера казалось «плохо», сегодня оказывается «хорошо», и наоборот. И только «плохо», или только «хорошо» бывает и редко, и недолго, а всё остальное время катятся озабоченные рутинные дни и ночи. Лишь бы было здоровье!

Последовательно «перебираю» отделы лаборатории, не исключая отдела синтеза оптически-чувствительных материалов-основу поляризационно- оптических экспериментальных методов исследования напряжений и деформаций инженерных конструкций. Именно свойства этих материалов определяют  все приложения   метода, который можно эффективно использовать при оценке напряжённо-деформированного состояния  инженерных конструкций и материалов при действии статических, динамических и температурных нагрузок.

Несколько особняком стоит отдел оптически-чувствительных покрытий, который  занимается изучением поведения реальных бетонных и железобетонных строительных конструкций с помощью этих покрытий, жёстко связанных с поверхностью конструкций. Этот отдел значился последним в моей стажёрской программе, и именно здесь я почувствовал, что могу нащупать что-то новое, способное «потянуть» на кандидатскую диссертацию.
 
Отдел этот новый, совсем небольшой, и руководит им вчерашний аспирант Володя  Сахаров, готовящий к защите свою кандидатскую диссертацию. Моё появление в этом отделе было, как мне объяснили, «традиционно» отпраздновано. Лаборант Алик Жаворонок уже «отметился» в рупасовском продмаге, и традиционное застолье запомнилось извлечённой откуда-то балалайкой,  на которой Володя виртуозно извлёк и исполнил популярный шлягер: «Лежу на лавке-отдыхаю, оксель-моксель. Пришла жаланная пора-робят всех в армию забрали, фулиганов. Настала очередь моя».
Сразу установил, что именно отсюда идёт основная «продукция» свежих анекдотов и неистребимого московского юмора, а  однажды за общим столом, когда обсуждались «перлы» советской поэзии типа приписываемого Евтушенко его послания Долматовскому:  «Ты Евгений, я Евгений, ты не гений, я не гений, ты говно, и я говно, я недавно, ты давно», руководитель отдела, хитро прищуривая глаза в обрамлении совершенно белых ресниц, мрачным голосом продекламировал: «Ах, у Инбер, ах, у Инбер, что за глазки, что за лоб. Всё глядел бы, любовался на неё б». Слегка шокированная женская часть застолья, однако, так же, как и все, искренне хохотала. Кандидатская степень, которая прочно заняла место в моих планах, в то время открывала реальный путь к безбедному существованию моей семьи и стабильному положению в системе высшей школы Советского Союза. С этой степенью прощай, прощай дно, прощай навсегда!

В самом конце стажировки, уже перед близким отъездом, прихожу к научному руководителю ЛИН доценту Геннадию Львовичу (ГЛ) Хесину с  подробным отчётом о проделанной работе. Этот отчёт он должен просмотреть и «утвердить».  ГЛ рослый, атлетически сложенный, молодцеватый красавец, с внимательным взглядом пронизывающих «насквозь» темнокарих глаз, с хрипловатым баритоном, в отлично «сидящем» на нём костюме, белоснежной рубашке и с галстуком, завязанным эффектным узлом. У нас с ним уже были встречи при составлении моей стажёрской программы, да и приглашал он меня к себе несколько раз, расспрашивал о Киргизии, нашем институте, с уважением отзываясь о нашем завкафедрой, а у меня было такое ощущение, что он присматривается ко мне, изучает.
 
Просмотрев отчёт, он призадумался, а потом вдруг предложил поступать к нему в аспирантуру осенью этого года, причём сразу же озвучил примерную тему исследований. Без колебаний, не помня себя от радости, я сразу же согласился и получил тут же задание подготовить к осени подходящий «реферат», необходимый для поступления и, по возможности, сдать один-два «кандидатских минимума», которые всегда входят в программу первого аспирантского года и в случае их сдачи в «неаспирантский»  отрезок времени могут существенно сократить неэффективно затраченное «аспирантское» время на их подготовку  и сдачу. Кроме того, наличие сданного «кандидатского минимума» автоматически отменяет вступительный экзамен в аспирантуру по этой дисциплине.

Среди трёх обязательных «кандидатских минимумов», конечно же, на первом месте была идеологически выдержанная марксистко-ленинская философия, затем минимумы по выбранной в аспирантуре специальности и иностранному языку. Моя будущая специальность предполагалась как «сопротивление материалов и теория упругости», но ГЛ порекомендовал пока не форсировать сдачу этого минимума, потому что могут быть изменения, связанные со спецификой будущей кандидатской диссертации.

У меня за спиной крылья, правда, уже другой природы, не такой, как в лето её возвращения после непонятной краткой размолвки. Выстраивается трудный, не совсем ещё ясный путь к новой жизни, но скольким надо будет пожертвовать, да и согласится ли она, когда уже налажен быт, хорошая квартира с мебелью, малышка наша в детском садике прямо рядом с нашим домом, и работа у нас престижная, и зачем всё это разрушать? И совсем не успокаивает Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Стоит ли начинать этот бой, когда столько лжи в этой стране? Но есть мой неистребимый «личный» интерес, интерес, основанный на любви к моим девчонкам, на ответственности за их судьбу.

Такой же интерес двигал моим отцом, когда он вышагивал длинные километры туда и обратно, чтобы обрабатывать свой «подхозный» надел, или стоял на заснеженном «базаре» с ворохом связанных накануне веников. И интерес этот личный глубоко заложен в натуру каждого человека, и не надо нам «впарывать» «раньше думай о родине, а потом о себе». Хотя бы постеснялись проповедовать эти бредни, рассчитанные на недалёких, оболваненных официальной идеологией, индивидумов. Вы-то сами, там, «наверху», много ли думаете о родине? Нет, вы, как и все нормальные люди, думаете, прежде всего, о себе. Да и где она, эта родина? Не та ли это песчинка в безбрежном океане материального мира, неведомо как и когда появившийся в этом мире голубой шарик, который несётся, вращаясь, сменяя день ночью и ночь днём, согретый раскалённым нашим светилом? А мой «личный» интерес может погибнуть только с моей собственной гибелью, но этого я не должен допустить. И мой выбор связан не только с возвышенным, просвещённым и неподдельным профессиональным интересом к любимому моему делу, но это ещё, в большей мере, мой неистребимый «личный» интерес.


Рецензии
Вы немного постарше меня будете, то есть, уже глубокий старичок. Мемуары Ваши интересны. И места - Каширское шоссе, Мытищи мне знакомы. Жаль, что не публикуете всё целиком.
Это первое. А второе - публицистика, в которую Вы сейчас впали, полная хрень, поскольку современной России Вы не знаете. Разумеется, каждый судит по себе, по тому, как его судьба складывалась и что с ним произошло. Именно в связи с этим интересна полная Ваша история, а не её отрывки.

Что касается Вашего нынешнего мировоззрения, то оно мне ясно, и оно меня совершенно не интересует.
Удач Вам.

Дмитрий Маштаков   15.11.2023 19:37     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение этих отрывков, которые выползли из полного трактата "Такая жизнь", который совершенно неподъёмен для полного прочтения, да и Проза была использована в виде почтового адреса для его пересылки остаткам друзей и родни, рассыпанным по миру.

Публицистика действительно полная хрень, поскольку преследует с детских лет, воспитанная безошибочным неприятием традиционной для страны и народа диктатуры одной личности, и для меня эта диктатура сформировала образ современной России, образ давно знакомый и который многие не замечают, включая и Вас.

Ещё раз спасибо за интерес.

Анатолий Ефремов   15.11.2023 20:37   Заявить о нарушении
Вы правы, мне призрак диктатора не мерещится. Путин - гибкий политик. Диктатором мне скорее кажется Дмитрий Анатольевич Медведев - своим ЕГЭ он угробил систему образования.

Дмитрий Маштаков   15.11.2023 21:37   Заявить о нарушении
Гибкий политик подмял под себя гибкую Россию и ее население вместе с моим рецензентом, практически триумфально обеспечив до бессрочности свою бесконтрольную диктатуру. Или этого не было?

Анатолий Ефремов   15.11.2023 22:38   Заявить о нарушении
Вначале подмял Россию под себя Ельцин. Путин, подхватив это дело, постепенно менял свои позиции под влиянием общественных событий. Он не себя защищал, он менял структуру власти, следуя желаниям народа. Удалил от власти одних олигархов (Березовский, Ходорковский), сделал ручными и приносящими пользу других (Абрамович - губернатор Чукотки). Избавился от политических прохиндеев (Навальный). Сделал правильные выводы после событий на Болотной (передал Единую Россию Медведеву и создал Народный фронт). Он опирается на мнение народа, потому и является лидером.
Начало СВО оттягивал так долго, как мог. КПРФ, а не он, выступили инициатором признания ЛНР и ДНР. Разве не так?
Именно так. Но повторю, Ваше мировоззрение мне понятно и оно мне мало интересно. Типичный западный штамп. Я довольно долго общался с людьми (есть такие, как Владик Полько, и есть такие, как Павел Кожевников), имею собственное мнение, но заниматься публицистикой желания не имею. И без меня желающих хватает.
.
Мемуары - совсем другое дело. Знакомлюсь с ними с интересом. Особенно, с хорошо написанными мемуарами. Что привлекает в Ваших (начал их читать), это оптимизм окружавших Вас людей. Я сам по натуре оптимист, и имею некоторые соображения не только на этот счёт, но и соображения общефилософского плана.
Опять же, высказывать их не хочу. По той же причине - и без меня "философов" хватает. И потом, на сайте много не вполне адекватных людей, есть и просто психи. Попробуй, выскажи что-то разумное, они сразу припишут рецензию, да еще в жанре доморощенных вирш.
))
Наш сайт - площадка общественная. Шляются все, кому не лень.

Дмитрий Маштаков   16.11.2023 02:24   Заявить о нарушении
"...заниматься публицистикой желания не имею". Это желание вызывает только уважение к вашей разумной позиции в этом неспокойном мире, хотя коварная публицистика всё равно, рано или поздно, доберётся до каждого из нас. Это было и будет всегда. "Ведь живём-то мы не на облаке, это ж соль одна только без запаха".

Анатолий Ефремов   16.11.2023 02:57   Заявить о нарушении
К предсказаниям будущего устами публициста у меня отношение такое -
//Так учёные смотрели на небо в метроскоп и подсчитали всё точно по цифрам: в который день и в котором часу она на землю сядет. Господи! Разве можно знать про божью планиду, когда у всякого человека есть своя планида? - Ну что это за разговор! Так об чeм же говорить-то? Маменька, не срамите себя.//
))
Ладно. Здоровья Вам. И удач!

Дмитрий Маштаков   16.11.2023 03:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.