Изгоев. Из гоев?

 Знакомясь со сборником "Вех", неизбежно приходишь к вопросу не только о мотивации авторов, но и о них самих. Арон Соломонович, безусловно, наиболее четко зацепил тот нерв, растревоживший ту двигательную силу, которая, сама не желая того, разрушила "до основания"  привычный уклад, в котором сама и существовала. Смена социально-политической формации, которую пессимистично предчувствовал автор статьи "Об интеллигентной молодежи", жестко прошлась и по самим "веховцам".

 Так почему же Изгоев, вернее, Ланде, выбрал такой псевдоним. Объяснимость, более-менее понятная для остальных известных, здесь напрочь отсутствует. Нет зацепочек в биографии Арона Соломоновича. Похоже, нет и реальной фамилии Изгоев. Что если, чуть связав с отдельными фактами биографии, оттолкнуться от первоосновы?

 Арон родился в семье учителя Виленского раввинского училища. Этот факт, думаю, многое объясняет в дальнейшей судьбе будущего мыслителя. Подобные учебные заведения были задуманы с целью преобразования религиозно-общественного быта еврейского населения империи, искоренения его "фанатизма". То есть, принимаемое в семье за норму, государство трактовало диаметрально противоположно. Сейчас эпитет это приобрел несколько иной конфессиональный оттенок.

А тогда, судя по судьбе самого Арона, подобные "педагогические" реформы заканчивались плачевно не только для империи, а больше для самих обучаемых. Об этом свидетельствует следующий момент биографии Ланде. Он получает хорошее образование, становится заметной фигурой в политической жизни России, но в декабре пятого года вынужден переехать из Одессы в Петербург. Причина-погромы.

 Они носили ярко выраженный юдофобский характер, следуя встык за "николаевским Манифестом. Одесские погромы унесли более двух тысяч жизней, разорили десятки тысяч семейств. Эту оценку дал сам градоначальник города Нейдгард. А назначенная после погромов сенатская комиссия констатирует бездействие властей. Департамент с выводами комиссии не соглашается, но судя по дальнейшей карьере градоначальника, косвенно их подтверждает.

 Вот в такое среде происходит политическое становление Ланде. Возможно, посмотрев на "беспредел", творящийся под национальными флагами и портретами того правителя империи, Арон тоже сделал соответствующие выводы. Это к недавно возникшему между авторами сайта спору о патриотизме, абстинентном синдроме и перспективах восстановления империи.

 А тогда Арон, переехав в столицу, очень быстро стал играть заметную роль в кадетском движении. Через три года он, на равных с другими маститыми философами и публицистами, становится соавтором "Вех". И все же личные переживания, то изгойство, творящееся на его глазах, очевидно и послужило мотивацией для нахождения такого псевдонима.  Чуть разберемся в филологической первооснове.

 В славянском языке существовало междометие "гой". Некое восклицание, одобрение, вышедшее в тираж: "Ох ты гой еси, добрый молодец." В принципе подходит для современных тостов в соответствующем патриотическому антуражу обстановке. Типа, будьте здравы, вежливые люди, идущие на праведный бой с ненавистной народом хунтой. Словом, "киселевско-соловьевский" бред.

 Но вернемся из идеологической ямы к словесному источнику. Иные филологи предполагают, что данное слово обозначало крепкого мужчину, намекая на фаллическую основу-гоило, чуть видоизмененное сейчас на запрещенное производное сакрального слова из трех букв. А вот слово "изгой" трактуется однозначно-исторгнутый из социальной среды. Возможно, Ланде, видя противоречие "педагогических" реформ и последствий Манифеста Николая II, принимает такое "обличье".  Можно попутно вспомнить классический фильм Копполы, где действует подобная социальная схема.

 Характерно, что слово "гой" как на иврите, так и на идише имеет ровно подобное значение-народ. Есть чуть иная трактовка -нарушающий каноны религии, отклоняющийся в повседневной жизни от Заветов. Так и хочется добавить-любимой партии и обожаемого правительства. Короче, гой еси. А вот в церковно-славянском, при переводе Библии, множественное "гойим" трансформировалось в "языци", соответствующее слову "язычники".

 Подведем итоги. Возможно, исторические события, те социальные противоречия, отразившиеся в судьбе Арона Соломоновича, сподвигли его на выбор такого неоднозначного псевдонима, напоминающего игру древних слов. Но для нас, живущих веком позже, важнее другое. Не заложены ли в последующей ситуации некие исторические константы, провоцирующие ранее вполне дружелюбные нации к негуманистическим действиям. И флаги с портретами правителей на этом фоне служат лишь прикрытием для манипуляции народными массами.

 Газета "Русское слово" 26 марта 1906 года опубликовала материал "Одесские погромы и Нейдгардт", сопроводив статью этой фотографией. Тогда градоначальник, кстати, родственник Столыпина, был срочно переведен в Министерство внутренних дел, а потом стал сенатором. Так все знакомо.

 ЕС?


 


Рецензии
Гой слово наше славянское. Го - движение(поГОня, ГОнять и т. д.), Й - Йога, всеобъемлющее мировоЗприятие. Если перевести со старославянского буквально значит "двигающийся путём познания Мира" или "познающий Мир". В приведённой Вами цитате из более позднего эпоса "Уж ты Гой еси добрый молодец", слово Гой имеет значение "БлагоРодный","родовитый".
В старину предки наши выродков уничтожали, затем начали изгонять, так появились Изгои. Об этом написано не только в наших Ведах, но и в Ветхом Навете: "великие" сыны "богоизбранного" иудейского народа Авраам, Исаак и Иаков "вышли" (то есть были изгнаны) из Ура Халдейского, так назывались северные территории, населённые нашими предками - Славянами. Слово "Халдей" так же первоначально не имело негативного смысла: Ха - положительная, созидательная энергия, Л - люди, Дей - и так понятно, действие.
В наше время слово "изгой" приобрело несколько иной смысл, но суть та же - изгнанный из общества.

С уважением! (((*_*)))

Казаков Виталий   13.05.2014 00:44     Заявить о нарушении
Очень ценное замечание, Виталий.
У Даля есть старый глагол "гоить", аналогичный "заставить жить", "устроить", "приютить". Слово многогранно. В разных говорах оно означает определенное положительное действие: благоустройство, лечение, угощение, хранение. Мы знаем одно, уже немного карикатурное в отношении нынешних действий: гой еси. Наши же деды: не гой меня, не бавь, не держи. Или: так не сидит, что нибудь да гоит. А вот рачительная матушка всех детей пригоила, да ещё гостя дорогого гоила. Избу хорошая хозяйка выгоила. А пшеничка получилась гойна. И так далее.

Но суть в заметке касаема больше трагедии одного рефлексирующего интеллигента, выбравшего редчайший псевдоним.
Нынешним проще: не гоити, а приспосабливайся да хавай.

Евгений Садков   13.05.2014 14:34   Заявить о нарушении
Рад знакомству, Евгений!
По сути статьи всё понятно, хотя, возможно, всё более неоднозначно.
Да и нынешние частенько под масочками прячутся, а копнёшь поглубже, а там бывает подчас и не совсем пусто, теплится огонёк...
Успехов Вам и удачи!

Казаков Виталий   13.05.2014 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.