Птицы - истребители сеют панику

ПТИЦЫ - «ИСТРЕБИТЕЛИ» СЕЮТ ПАНИКУ
28 октября 1974 года самолет, шедший на небольшой высоте впереди патрульной группы, потерпел крушение. Это случилось на севере Израиля. Командир корабля погиб в результате  попадания в него какого-то странного предмета, пробившего стекло. Что это? Вражеские проделки?
Другой летчик дал такие показания: «В момент аварии   я был примерно на высоте  тысяча метров. Вдруг странный взрыв. Удар в шею. Я потерял сознание. Когда пришел в себя, самолет еще летел.Ветровое стекло было разбито. Вся шея в крови. Неожиданно для себя увидел какие-то перья. Тогда и понял, что столкнулся с летящей птицей.
Раппорты, классифицируемые,  как «секретная защита», сейчас рассекречены. Из них явствует, что по вине птиц в 1972- 1983 годах  было выведено из строя  тридцать пять машин. В 1990 году  самолет потерпел аварию  в результате столкновения с птицей и рухнул прямо в море. Это число значительно превосходит   количество самолетов , потерпевших аварию во время военных действий.
29 января 1994 года в небе Израиля был обнаружен неизвестный самолет. Когда были подняты в воздух самолеты-перехватчики «F-16», то выяснилось, что самолетом оказалась стая уток, летящая с большой скоростью. При приближении самолетов-перехватчиков, ровный треугольник  расстроился, но как только самолеты исчезли из поля зрения птиц, утки вновь выстроились по ранжиру и продолжили свой полет.
В то время с уст летчиков не сходило: «Птицы, птицы…». Скурпулезное исследование показало,  что катастрофы чаще всего происходят в результате столкновений самолетов с птицами, совершающими свой путь  с севера на юг и в обратном направлении. Это птицы из Германии, стран центральной Европы, Сибири, Африки, Афганистана… В основном это аисты, скворцы, орлы, пеликаны…
Казалось бы, что может сделать семикилограммовый пеликан  с такой махиной, кака самолет. Но нельзя забывать о законе физики, по которому  маленькая пташка может нанести смертельный удар летчику. Ведь для самолета, летящего со скоростью  восемьсот километров в час, семь килограммов   при встречном лобовом столкновении с птцей превращаются в удар с силой до семи тонн.
Орнитологами была предложена обширная программа  научных  изысканий с тем, чтобы они изучили небесное пространство размером двадцать восемь тысяч квадратных километров. Ведь каждый год израильские авиаторы регистрируют до ста двадцати  коллизий птиц с самолетами, происшедших в воздухе  с марта по май и с сентября по октябрь. В это время небесные контролеры-орнитологи  от десяти до двадцати тысяч птиц, пролетающих ежедневно по небу Израиля.
Такие большие миграции образуют своеобразную пробку, затрудняющую  полеты самолетов. Громадный же поток птиц провернуть вспять невозможно. Поэтому гражданские и военные летчики  теперь совершают полеты с учетом  любимых маршрутов птиц.
Перед орнитологами  была поставлена не простая  задача, для решения которой  они должны знать  откуда птицы, какая высота и скорость их полета, каково истинное число пернатых.
Ответы на некоторые вопросы были найдены. Оказывается, в небе Израиля пролетает несколько миллионов птиц. Одних только аистов с первыми признаками  прихода зимы насчитывается 450 тысяч. Обычно живущие парами, перед полетом птицы объединяются. Их путь лежит в Кению, южную Африку.
Орнитологи не были удовлетворены  наземными наблюдениями и данными, полученными с помощью радаров. Они им кажутся недостаточно точными. Может быть, поэтому часто один из натуралистов поднимается в небо на планере, выключает мотор и парит вместе с птицами, сам становясь птицей. Такие полеты продолжаются  до одиннадцати  часов в сутки, если есть благоприятный ветер и нет воздушных «завихрений». Осенью орнитолог поднимается в воздух вслед за птицами сразу же после того, как   они взлетают в воздух, и провожает их до египетской границ, а весной - до ливанской, поднимаясь с птицами на высоту  до четырех километров, затем проникает внутрь треуголника. Благодаря  теплым потокам воздуха им удается набрать нужную высоту, а затем уже лететь, не прилагая особых усилий, даже не «хлопая» крыльями.
Орнитолог удивляется выносливости птиц: «Я беру в полет  с собой мобильник, сэндвичи, кофе. А птицы летят себе и летят, никакого подкрепления им не надо». Со скоростью шестьдесят-восемьдесят километров в час  аисты способны преодолеть до пяти тысяч километров. В основном птицы  никак не реагируют на летящего рядом орнитолога. Натуралист рассказывает: «Они равнодушны ко всему и  бесстрашны. Но не все. Пеликаны, например, держат дистанцию. Летят они словно, как на параде, стройными рядами, «не разговаривая друг с другом». Эти птицы не приближаются к планеристу, возможно, принимая его за воздушного пирата. Очень редко один из уставших пеликанов подлетит поближе, каснется крылом борта планера, затем вновь поднимется ввысь.
Изучая птиц, этот  орнитолог налетал  почти две тысячи часов за двести тридцать вылетов и сделал вывод, что каждая порода птиц летает по своему воздушному коридору. Пеликаны летят по средиземноморскому  побережью. Аисты летят по иорданской границе. У разных птиц своя высота полета.
Эти сведения оказались очень полезными для авиации. Ведь теперь у летчиков есть запасные варианты. Чтобы избежать смертельных случаев вовремя миграции птиц, летчики летают на высоте  шестьсот метров или тысяча пятьсот. Птица в небе Израиля пролетают в одно и то же время. Поэтому полеты производятся  с учетом миграции птиц. Более того, небо контролируется радарами и орнитологами-любителями, приехавшими со всего света. Вооружившись телескопами и биноклями, они тщательно исследуют небо и сообщают свои сведения в «командный» пункт, расположенный неподалеку от аэропорта, так называемый  Центр наблюдения за птицами. Полученные данные немедленно рассылаются по своему назначению.
Теперь израильская авиация имеет свои воздушные «коридоры», в которых во время миграции птиц и осуществляются полеты. Летчики шутят: «Пальму первенства пришлось отдать птицам. Ведь у них стаж больше нашего, так как они летают давно. Ничего не поделаешь, приходится с ними делить небо».
ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ОРЛОВА
Галина Остякова,
Слава Орлов


Рецензии