Страна чудес

   Израиль поистине страна чудес. Я имею в виду вовсе не наполненность его святыми, библейскими местами:о них известно всем. Речь пойдет о вещах приземленных, но не менее удивительных. Таких, уверяю, ни в какой другой стране нет, да, пожалуй, и быть не может.
  Вот сегодня  водители транспортной компании "Кавим" объявили, что будут возить пассажиров бесплатно. С чего это вдруг? А чтобы досадить самой компании, которая отказывается  в очередной раз повысить им зарплату.
  Как долго это продлится, никто не знает. Трудовые конфликты, вспыхивающие по поводу повышения зарплаты или улучшения условий труда, а часто - того и другого, нередко носят затяжной характер.
  Так было с забастовкой в Министерстве иностранных дел. Там бастовали целый месяц. И не только в аппарате Министерства, но и во всех подчиненных министерству учреждениях за рубежом,- а их сто три таких.
  В связи с забастовкой вынуждены были отменить зарубежные визиты премьер-министр и министр обороны, не говоря уже о деятелях ниже рангом.
  Само Министерство было закрыто на замок и перед ним выставлен пикет, чтобы никто не мог пробраться туда, включая министра.
  Каково? Где вы еще про такое слышали? В другой стране забастовщики быстро слетели бы с работы, а тут начальство - не смей и пикнуть, хотя оно, конечно, "пикало", призывая бастующих подумать о престиже страны. Но бастующие прекратили забастовку лишь тогда, когда добились выполнения Минфином основных своих требований.
  В армии бастовать нельзя. Но там "бастовать" может министр обороны. Недавно он отменил очередные плановые учения, чего раньше никогда не бывало:дескать, средств на это нет. Хотя в конце декабря прошлого года Министерству выделили дополнительно более пяти миллионов шекелей. И вот в апреле министр снова требует добавки.
  Минфин возмущен:куда делись средства, выделенные в декабре?  Новых добавок не ждите. Но так Министерство говорило и в декабре, а потом премьер нажал, и выделили.
  Министр обороны победил и еще в одной схватке. При формировании правительства премьер выделил для важного члена своей партии новый министерский пост - министра тыла, и под него создали  Министерство по делам тыла. Но в Министерстве обороны есть служба тыла, которая должна была помочь новому Министерству кадрами и финансами.
  Ничего этого не произошло, как ни жаловался новоиспеченный министр, и в апреле он заявил, что слагает с себя полномочия министра и просит ликвидировать никому не нужное Министерство, признав, что проиграл министру обороны.
  В минувшем году Министерству обороны проиграло и почти половина населения. Все предыдущие годы населению внушали необходимость запасаться противогазами на случай войны. В минувшем Министерство заявило, что может обеспечить ими лишь шестьдесят процентов жителей страны, на большее у него средств нет. А потом и вовсе объявило, что противогазы совсем не нужны.
  А что же с убежищами на случай войны? А тут предлагается очередное "чудо". Всем известный иллюзионист Ури Геллер стал... "лицом" кампании Армии обороны Израиля. Он будет рассказывать гражданам страны, где лучше спрятаться в случае ракетных обстрелов или землетрясений. Они должны назвать свое место пребывания, Геллер отметит на карте и выдаст рекомендации.
  Кто бы мог подумать, что израильская армия опуститься до "Кашперовского"?
  Израиль существует шестьдесят шесть лет. Это совсем не много. Поэтому здесь все еще так тесно переплетено настоящее с прошлым, с традициями и стереотипами, существовавшими до создания и после создания государства. И так велико слово главного "начальника" - премьера.
  Первым премьером Израиля был уроженец Польши, тогда входившей в Российскую империю, Бен Гурион. Именно он создал профсоюз (Гистадрут), который  руководил в еврейской части Палестины. По сути, это было своего рода правительство, которое заправляло всем и всеми.
  О Бен Гурионе много написано, есть и его мемуары, но меня больше всего поразило, каким он хотел бы видеть будущее еврейское государство. Люди должны были работать, но зарплату отчислять в профсоюзный фонд, а тот уже распределял бы в зависимости от потребностей. Государство в сущности должно было стать одним большим киббуцем.
  К счастью, эта идея была отвергнута, но свое влияние и мощь профсоюз сохранил до сих пор, и "сломать" его еще не удалось никому.
  Как никому не удалось еще добиться и того, чтобы умерить аппетиты армии. Раньше даже вообще не говорили об этом. Армия - это нечто святого идола, на который запрещено было посягать. Как можно говорить о сокращении на нужды обороны, когда кругом враги?
  Между тем, все чаще стали звучать голоса о необходимости реформ в армии, быть может, отказаться от всеобщего призыва, сделать ее профессиональной.
  Но министрами обороны в Израиле становятся люди старой закалки, каким, собственно, является и сам премьер, хотя сам он считает себя супер-современным человеком. И сообща им удается продавить очередную финансовую подпитку для армии, которая неизвестно как расходуется. А тем временем в последней Ливанской войне армия показала себя далеко не лучшим образом. Хотя имидж самой сильной армии на Ближнем Востоке руководством Израиля по-прежнему культивируется.
  В Израиле многие годы говорят о необходимости реформы власти. Но воз и ныне там. Видимо, пока не произойдет смена поколений во властных структурах, новых старых "чудес" не избежать.


Рецензии