Картина

*Примечание: фамилии, имена и события являются художественным вымыслом автора, с малой долей правды.

начало:  http://www.proza.ru/2014/02/10/20

Да, именно так вспоминается...разноцветными стёклышками. Из которых собирается мозаика судеб, дорог, переплетённых как бахрома на старой скатерти.
Память разбужена и посылает всё новые образы-штрихи к портрету Прошлого.


                Глава 10. КАРТИНА

Небольшая Настасьина комнатка, каким-то чудом, вмещала в себя многое и светилась уютной чистотой.
С порога взгляд улетал в небо - два широких чистых окна украшали розовые шапки гортензий. Я любила, иногда, пощипать эти цветочки с чуть заметной кислинкой. Их нежная лёгкая мякоть растворялась на языке, наполняя дыхание лимонным ароматом.
Поражала величием царская кровать с хромированными спинками, пуховой периной, кружевным подзором и множеством лебяжьих подушек "мал-мала-меньше"!
Горка-буфет блистала стёклами и красивым фарфором.
Шифоньер с огромным зеркалом, в котором можно было увидеть себя с ног до головы. Оно отражало побеленную русскую печь и портреты-фотографии на стене в массивных рамках.
На самом почётном месте, в углу под иконами, красовалось моё пианино, и на комоде торжествовал телевизор!
Самотканые половички на крашенном золотистой охрой полу...солнечные зайчики, запах трав и ладана.
А в простенке между окнами стоял квадратный дубовый стол на массивных ногах, покрытый скатертью с бахромой, местами заплетённой в косички...Моя работа...За которую, ох как попадало от бабушки!

- Вот бесстужая,- ворчала она увидев плетёнки,- Айда сюда! Быстренько раскручивай.
- Ну, бабуля...- спорить было бесполезно, и я распутывала эти косички, чтобы потом, забывшись во время просмотра очередной "картины", назаплетать ещё больше.

Интересно, почему в те годы фильмы называли "картины"?
Может быть, потому что афиши у кинотеатров рисовали художники? Или само название "кино-театр" говорило за себя...Театр. Картина. Художник. Порой, это была откровенная мазня!
Искривлённые и скособоченные персонажи мало походили на артистов, да и на людей вообще. Эти мастера от слова "худо". Но, попадались настоящие, которые писали.
Люди подолгу стояли у таких афиш-картин, ощущая запах краски, впитывая живую энергетику кисти...

Надо сказать, что в те времена, даже чёрно-белые телевизоры были не у всех. Подумать только!
Покупались газеты с программками. Спорили, что будут смотреть члены семьи - футбол, концерт, мультики. Каждому своё!
В программе подчёркивались карандашом передачи и начиналось ожидание праздника.
Почему карандашом? Наливная чернильная ручка расплывалась на газетной бумаге, а шариковых и в помине не было. Между делами узнавалось время - не дай бог, пропустить! Во время кинофильмов улицы пустели, вся семья объединялась у голубого мерцающего экрана...вместе с "неимущими" соседями.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ

К Настасье на "картину" приходила многодетная татарская семья.
Они делили с ней коридор, который служил кухней.
На столах стояли двухкомфорочные плиты, соединённые шлангами с пузатыми газовыми баллончиками...
Навесные шкафчики, заполненные мелкой утварью, с цветастыми занавесками. Умывальники и жестяные раковины, под ними вёдра...никакой канализации.
И самое главное - кран с холодной водой! Не нужно было ходить на колонку, как другие жильцы во дворне.

Соседская комната была в конце небольшого коридорчика.
Как они там всемером размещались?
Помню у них деревянные полати, что-то типа спальни на втором этаже, благо потолки были высоченные...
Закей с Раей и пятеро детей: три дочери, два сына.
Последнего - Рафаэля, она родила в пятьдесят лет. Это была шустрая и моложавая женщина с очень гибким телом: могла спокойно сесть на шпагат, закинуть ногу за голову! Всё от природы, какая там физкультура.

Вот так и жили. Дружно и спокойно. Всем места хватало.
В праздники угощали друг друга стяпнёй. Бабушка им шанежки, рыбные да сборные пироги. Рая посылала в ответ эчпочмаки и чак-чак. Ели, нахваливали!

Татары приносили с собой табуретки и стулья, рассаживались чинно: ребятня у порога, остальные в коридоре. Смотрели с интересом, лепетали что-то на своём, переговаривались обсуждая. Мне было не менее интересно наблюдать за ними.
Закей - коренастый, лысоватый с толстыми влажными губами. Цокал языком в напряжённых моментах сюжета и вскрикивал:"АллА!" или "Шайтан!".

Рая - прямая и строгая, сдержанно улыбалась в смеялась в ладошку, пряча свои белоснежные ровные зубы. Больше в своей жизни я никогда не встречала таких прекрасных жемчужных зубов...Казалось, они были покрыты серебристым перламутром и слегка просвечивали. Чудо природы какое-то!

Маленький, кривоногий Рафаэлька, в котором она души не чаяла, сидел смирно на её коленях и смотрел в чёрно-белый ящик зачарованно, приоткрыв рот. Он был ужасно соплив! И постоянно слизывал языком тонкую струйку из носа...Бр-ррр...
Долго я смотреть на него не могла.

Старшая Зоя - красивая, статная, с длинной тяжёлой косой.
Ей в ту пору было около двадцати. Считалось, что она уже "засиделась в девках". Но, у родителей были свои планы. Они договорились с башкирами из соседнего дома и "сосватали" её, по-русски говоря, за чернявого, поджарого Федьку. Тут был точный расчёт - расширить хозяйство, объединить огороды, построить новый сарай, взять на откорм бычков. Что и было сделано.
Свадьба была, на удивление, тихой и скромной.
Пригласили муллу в чалме и красивом вышитом халате. Молодые сидели на полу, а служитель культа долго заунывно тянул витиеватые рулады.
...Зоя тоже приходила смотреть "картину", отпросившись у мужа.
Почему-то, было её жалко..
Мне всегда казалось, что она любит Серёжку с первого этажа. Этого светловолосого, русского парня - тихого мечтателя. Часто его можно было увидеть с книжкой, что-то он писал в тетрадочку, наверное - цитаты или может быть...стихи.
Но, не суждено им было любить друг друга. Строго соблюдались и чтились мусульманские обычаи. Не жених он был для красавицы Зои. Оттого и ходила печальная молодая жена. Очень она изменилась в замужестве, будто слегка угасла внешне и засветилась каким-то внутренним светом, полным тайны  ожидания...чего?
Со временем, став женщиной, я поняла чем светилась Зоя - материнством.
Это состояние, особое и трепетное, читала безошибочно в глазах других.

Роза - средняя дочь.
Страшненькая, худенькая и нескладная...но добрейшей души человечек!
Она объединила в своей внешности все невзрачные черты родителей: толстые губы и широкие брови отца, крупный нос с "крылатыми" ноздрями матери, и невесть откуда взявшиеся конопушки! Они, как пшенные зернышки, были щедро рассыпаны по всему лицу.
Скромная, застенчивая девушка...Замуж её никто не брал очень долго. Ни по любви, ни по расчёту. И всё-таки, счастье ей улыбнулось.
Заприметил её на кожзаводе, где она работала, мастер-вдовец. Красавец парень, остался после смерти жены с двумя малолетними ребятишками на руках. Видно, разглядел её доброе сердце за неказистой внешностью...И не прогадал! Лучшей матери для своих парнишек было не найти, мачехой даже язык не поворачивался назвать. Хлопотала она над ними как птичка над птенцами, а в муже души не чаяла! Расцвела наша Роза, похорошела...Вот когда открылась тайна её имени.
Всё-таки, многое значит, как мы назовём своих детей, какую участь им приготовим, что заложим в судьбу.

Какими они были разными - эти сёстры!
Вся спесь и гонор перешли от Розочки к младшей Римме.
Это была, выражаясь современным сленгом - продвинутая девушка!
Носила короткие платья, красила ногти лаком и подводила чёрным карандашом глаза. Ничего не могли с ней сделать родители.
Такая упрямая и своенравная уродилась, что даже имя своё не признавала.
Звали её не Римма, а Лилия. Сама себе имя придумала, так и записала при получении паспорта.
Недолго она оставалась в семье. Окончив школу, выскочила замуж за военного, старше её на десять лет, и поминай как звали!
Приезжала изредка в гости, вся такая холёная и гордая.
Ещё бы - в Москве живёт, на "а" говорит, не по-уральски...Отбилась от семьи татарской совсем. Всё для себя и мужа жила, даже детей не хотела заводить.
Это, конечно, здорово подкосило Закея с Раей, постарели, взгляд виноватый появился.
Хотя, в чём они виноваты были? Есть же пословица: в семье не без урода. А с другой стороны, можно было и гордиться непослушной Римкой  - "в люди" как-никак выбилась...

Николай - старший сын.
Его назвали в честь моего деда - фронтовика. Очень он его любил!
Мы были с ним одногодки. Играли вместе до пяти лет, пока родители не увезли меня в Тольятти.
Дед, почему-то, звал его "Колька-паровоз"...Может быть за шумное дыхание с присвистом?  Что-то у него было с лёгкими.
Вижу как сейчас...Смотрит "картину" и сопит громче звука!
Этот тоже порушил мусульманские обычаи - вернулся из армии с тостозадой русской бабой.
Да к тому же "на сносях"...
Сыграли шумную свадьбу с баяном и обильной выпивкой, да отправили молодых обратно, откуда приехали.
 
Вся надежда и радость родительская сошлась, как свет в оконце, на Рафаэле.
И надо сказать, он её оправдал - до конца жил с родителями, заботился и почитал, как положено, все обычаи мусульманские. Женился на красивой кареокой татарочке, детей воспитал в строгости и уважении. Всё чин чином. Говорят же, что сопливые - счастливые! Важный пост занимает Рафаэль Закеевич. Живёт он с семьёй в красивом большом доме, согретом любовью и радостью.

Вот такая картина получилась - коллективный портрет.

Пока смотрела, больше на соседей, чем кино...опять наплела из бахромы скатерти косичек! Бессту-уужая...
Пусть останутся на память, как узелки.
Сумерки. Мерцание экрана. Дыхание прошлого.

продолжение   http://www.proza.ru/2014/06/23/199

фото: кинотеатр 70-е годы.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.