Ленивый Иркут

Нынче мы и не собирались на Мунку, всё думали-гадали куда бы пойти? Черский, Тальцинский, Ольхон, Кругобайкалка, Аршан, дача – всё не то, не то. И когда уже в контакте болтала с Феликсом (спасибо ему за то, что подтолкнул к правильному решению), вдруг поняла, что Мунку незаменим, и что если очень хочется, то надо ехать, несмотря ни на что, да и подумаешь, денег в обрез, зато ведь ради вот этих нескольких дней и живёшь целый год, ради этих поездок, этих гор и рек, эта поездка нужна мне как воздух, как кислород. И как только я приняла решение, спонтанное решение на ночь глядя, сразу стало так хорошо и светло и радостно, это как предчувствие встречи со старым, но очень дорогим другом, благо и Саша и дети меня поддержали – мы легки на подъём!

Есть ещё несколько дней на сборы, забронировали места в автобусе, пошли в Фанспорт за обновками (нужен тёплый спальник, накидка на рюкзак, мне ботинки), посмотрели на цены, подумали, посчитали финансы и решили, что поедем со старыми вещами, на рынке купили необходимой провизии и собрали рюкзаки, а на улице тем временем похолодало, повалил снег, укутал белую цветущую черёмуху и грушу в белые же платочки пушистые, 10 см нападало осадков, не меньше, уже не очень хотелось ехать, в эту зиму белую, да за автобус оплачено, поэтому набили рюкзак тёплыми вещами: пуховики, варежки, свитера и шерстяные носки, одних спальников пять штук, решили особых планов не строить, без фанатизму, хотя ещё лелеяли надежду сходить до озера.

Рано утром пробрасывал снежок, мы с баулами уже меняем планы, до стрелки не пойдём, на озеро не пойдём, встанем недалеко от моста, сходим на ледяной да на Нуху-Дабан, с каждым годом я становлюсь всё ленивее. В автобусе засыпаю, едем быстро, дорога пролетает незаметно, очень рекомендую фирму Байкалтуристик, и цены вполне приемлемые (1300 в оба конца) и пропуска ребята оформляют, на границе практически не стояли, обычно я очень устаю в дороге, но тут выхожу полна сил, да только рюкзак сразу прижал к земле, но идти нам не далеко, доходим до островка и ставим палатку, даже не обычно так вот быстро вставать, времени полно, сил тоже, поэтому, перекусив, идём прогуляться вверх по речке, поздороваться с родными берегами, прощупать обстановку. Река на удивление сухая, вода промыла русло, в ущелье синий лёд. Вообще любое ущелье - это место Силы, ну я так думаю, есть нечто сильное и завораживающее в ущельях, а ущелье Белого Иркута особенно замечательно, там энергия бьёт фонтаном! И эта скала, будто кто ножом отрезал, такая ровная, цвета асфальта - обожаю это ущелье, боюсь и обожаю!

Как это приятно идти знакомой дорогой, видеть все эти пейзажи, неброские и скромные, ласкают глаз, я дома, я снова дома, я снова здесь, как я завидую бурятам, что живут в этом краю, какие они счастливые! Воздух чистый и свежий, белый снег слепит глаза, даже вечером идём в очках, тихонько сыплются камушки, мы доходим до ледяного, потом ещё чуть выше и ещё, вот за этот поворот, душа моя рвётся к стрелке, но Емелька уже подустал, да и вечереет, поэтому, передохнув на берегу, возвращаемся в лагерь к Норе и Бернарду. Я умываюсь в реке, в холодных водах Белого Иркута, глаза будто стали лучше видеть, нос лучше нюхать, почему я не сделала этого раньше? Вот теперь я точно тут, я смыла с себя пыль города, я поздоровалась с любимой рекой.

Уже почти у лагеря срезаем несколько хвостов верблюжачьих, я знаю, что карагана краснокнижное растение, но Емеля сильно кашляет, третью неделю болеет, я тоже вторую неделю не могу поправиться, горло першит, болит, Саша чихает, да и Бернарду для профилактики простудных заболеваний не помешает прополоскать горлышко гривастой настойкой. Я прошу прощения у кустиков за причинённое неудобство, мы совсем маленько возьмём. Емеля возражает, что вряд ли растению нравится, что на него с ножом идут, но я прислушиваюсь и слышу ответ от караганы - она отвечает мне, что я первая, кто попросил прощения и конечно же она не в восторге от наших действий, ну так уж и быть, возьмите маленько, раз это необходимо для здоровья. И вправду приглядевшись вижу, что не мы первые хвосты посрезали.

Ужин, костёр, чай в котелке вместе в верблюжьими хвостами заварен, красные угли, искры, луна и звезды, холодная ночь в палатке. Утром спим до поздна, выходим уже солнышко греет, неспешно завтракаем и налив чаю в термос выдвигаемся в сторону ледяного, дорога сегодня кажется короче. Саша в ущелье надевает кошки, но они сваливаются, совсем стёрлись ранты на ботинках, промучавшись минут пять, идёт так, кошки спрятаны в камнях, у нас ещё есть ледоруб. Но Ледяной нынче суров, полностью оправдывает своё название, впереди идут ребята в кошках, а мы на этом скользком льду падаем, у всех руки в крови, такой острый этот невинный, голубой лёд. Я и Емеля сдаёмся, уходим в лесок поедать мандарины, а Саша и Бернард поднялись ещё выше, но тоже вскоре упёрлись в стену, где только в кошках и с верёвкой можно подняться, желательно ещё ледобуры иметь, даже спортивные ребята ушли не намного повыше, тоже возвернулись. Но солнышко греет, погода отличная, и мы решаем сходить до камушка по Белому Иркуту, не в лагерь же возвращаться.

А солнышко не то что греет, оно печёт, такое настоящее лето, а мы все порядком замёрзли за ночь, поэтому слишком утеплились в дорогу, раздеваемся, даже думаем где спрятать рюкзак с вещами, но всё же тащим с собою, погода в горах бывает разная (может и испортиться). Идти вверх тяжело, адаптация, но с другой стороны я прямо чувствую, как моё тело набирается Силы! Ведь это место Силы, тут всё ею пронизано, а ещё пахнет озоном, я наслаждаюсь каждой минутой, каждым вдохом и выдохом, жадно смотрю вокруг, впитываю в себя эти пейзажи, надо хорошенько всё запомнить, весело шумит вода подо льдом, этот звук ласкает слух лучше любой песни, прыгаем с камня на камень вверх, дети постоянно ноют, что им не хочется идти вверх, а у меня есть цель, есть мечта. Ладно, до камушка мы не пойдём (мы ленивые), нельзя так насиловать детей (на детей всегда можно всё свалить), но надо обязательно дойти до того места, где видно Конституцию, это моя меча, увидеть снова эту прекрасную гору, Я вот люблю Белый Иркут и люблю Конституцию, Мунку-Сардык конечно же царь-гора, но мне милее Конституция, вот за этим поворотом, нет, ещё немного надо пройти, дети уже теряют терпение, они не могут понять упёртости своей шумно дышащей, задыхающейся, обливающейся потом матери, куда её чёрт несёт? Чего ей там надо? Сердце бешено бьётся, а вот и она! Конституция! Ура! Мы пришли! Мы поднялись чуток по леднику в сторону перевала Средний, чтобы вид был покрасивее, и сели пить чай, Вот она – мечта идиота – попить чаю с видом на Конституцию. Дети согласны со мною – этот вид стоил того, чтобы сюда ползти, шикарный вид!!!

Я раздеваюсь, пусть ножки отдохнут от ботинок, Саша на горелке организовал чайку, колбаса, сыр, конфеты, печеньки, блаженство, даже вздремнуть получилось чуток после сытного полдника, я люблю спать там на солнышке, в том месте хорошо спится, там тоже место Силы. А Бернард залез на противоположный, заснеженный склон и устроил там покатушки. Как ни хорошо там, а пора возвращаться, с большой неохотой я возвращаюсь в лагерь, в тень. В нашем лагере лес похож на лес из фильмов Ларса Фон Триера, такой же замшелый, древний, зелёный, тёмный и чуть загадочный, сонная Нора встречает нас из палатки. Девять часов гуляли мы в тот день - девятого мая.

По дороге домой мы нашли на одной из стоянок сломанный лук и стрелы, и вот придя в лагерь ребятишки начали играть в Робин Гуда, поставили банок и ну совершенствоваться в стрельбе, сердце радуется смотреть на них, мои компьютернозависимые дети наконец ведут себя как нормальные ребята, играют и развиваются. Я бесконечно счастлива. Народу, кстати, довольно мало, конечно весь лес засран (всюду мины и бумажки), на Первомай народу было видать полно, но сейчас довольно пустынно, и это тоже радует, рядом с нами стоят две группы, но поутру они испарились, оставив после себя гору дров (но без мусора), чему мы не могли не нарадоваться.

Погода снова хорошая, но уже не настолько идеальна, как вчера, на небе гуляют облачка, ветер, однако запарившись вчера, одеваемся полегче, идём на Нуху. Тропа начинается от дороги, где поставили ворота, беседку и даже ступу и эти самые красные барабаны, крутя которые вроде как читаешь молитвы, выше по дороге стоит памятник Баиру Жамбалову.

Идти почему то тяжело, грехи видно давят, ноги тяжёлые (и ботинки), но я полна энтузиазма, хоть и обливаюсь потом, но ползу, шумно дыша в гору, Бернард бурчит, что ему идти не охота, да выбора нет, Емеля радостно скачет впереди вместе с отцом. По дороге любуюсь видами на ледяной, там мы вчера бродили, чем выше, тем прекраснее вид на горы! Долго ли коротко ли, но вот наконец и Нуху, дырка то есть в скале, казалось бы пришли, но нам ещё выше - мы всё же поднимаемся до священной стены, Саше проводник говорил, что тут красные расстреляли лам, мне совершенно непонятно, зачем так высоко подниматься, чтобы убивать, тут сильно пахнет водкой, по дороге мы встретили группу туристов-бурят, видимо это они тут активно побурханили, деревья стоят нарядные, в разноцветных ленточках, а нам ещё выше. Выше есть место, где ты оказываешься выше Нуху, там ещё одна маленькая дыра, по легенде, если в неё пролезть, то очистишься от грехов. И снова вверх, уже точно на самый верх, тут шикарный вид и кедры.

Садимся на травку, пахнет карамельной саган-далёй, тут мы будем обедать, колбаска, сыр, остатки хлеба, печеньки, шоколадка, витамины и гематоген, а вот чай забыли, кидаем в термос с кипятком несколько листиков саган-дали для аромату. Я варганю духу места, играю приветственную песню и слышу в ответ приветствие - это ветер шумит в кронах сосен, лиственниц, кедра.

Назад пошли вокруг горы, снова немного вверх, а потом уже всё вниз и вниз, через снега делаем петельку и спускаемся на основную тропу,  и снова вниз, к дороге, к позной. Вот уже 15 лет я езжу на Белый Иркут, и все 15 лет мы обязательно едим позы в местной позной, и это самые вкусные позы неизменно. Вот и нынче мы умяли десять поз и четыре чебурека с пылу с жару. Сытые и довольные вернулись в лагерь, такой уже родной лагерь. Хочется остановить время, чтобы оно не кончалось, чтобы не наступало завтра, когда придётся уезжать, Сегодня длинный вечер, мы одни на острове, разводим костёр, пьём чаю, ходим гулять на речку по воду, играем и радуемся, этот лес мне уже родной, он не кажется уже таким зловещим.

Ночью было даже жарко, тепло, а утром заморосил дождь, но потом перестал, дал нам собраться посуху, мы неспешно завтракаем, собираем вещи, идти не далеко, ещё раз оглядываем лагерь, ничего не забыли? Сжигаем мусор, оставшиеся дрова складываю поленницей и накрываю сверху корой - вдруг кому пригодится. Идём и ловим редкие, крупные капли дождя. Мы вышли пораньше, думали может ещё поз на дорожку полопать, а оказывается наш автобус отходит на в час, а в 12, оказывается мы как раз вовремя, грузимся и уезжаем. Я полдороги глазею в окно, прощаюсь с пейзажем, таким родным, таким невообразимо любимым, необъятно дорогим, гляжу и гляжу в окно, тучи сели на вершины гор, вершины спрятались в облаках, коровы курчавые и кони резвые жуют жухлую траву, сухие карандаши лиственниц на скалах, корявые, голые берёзы, речки во льду, а вот и серый, свинцовый Байкал, Култук, но всё же засыпаю.

Поездка удалась, очень удачно на мой взгляд съездили, с погодой просто вот повезло, успели проскочить меж двух снегопадов, и не важно, что до озера так и не дошли, всё равно хорошо погуляли, главное, что все вместе, что дружно и весело, я бы хотела приехать туда летом, но это вряд ли, поэтому попрощалась до следующего мая, может на будущий год мы сходим в сторону Мунки, а пока я полна сил и надежды на светлое будущее, что всё будет хорошо!

и кстати, верблюжья колючка помогла, мы все до единого поправились:)

май 2014


Рецензии