Прошлое величие Америки

ПРОШЛОЕ ВЕЛИЧИЕ АМЕРИКИ

Для США Великая Депрессия и Вторая мировая война стали самыми важными экономическими событиями двадцатого века. Во время войны было покончено с депрессией. Федеральное правительство превратилось в активнейшего игрока в американской экономике, способного отрегулировать деловую активность и частично управлять экономикой через регулирование, государственные капиталовложения и стимулирование.

Война и экономика
Война вынудила преобразовать систему управления государством. Сфера действия правительства резко расширилась. После этого уже никогда его сфера вмешательства в экономику страны не возвращалась к прежним узким обязанностям. Именно благодаря войне и нуждам государства, правительство стимулировало создание новых отраслей промышленности, например, атомной и средств электронники. Роль организованного рабочего движения также значительно выросла и влияние профсоюзов превзошло даже уровень, достигнутый в годы Великой Депрессии. Деятельность правительства по мобилизации промышленности были поддержаны профсоюзами, что помогало преодолевать сопротивление некоторых руководителей корпораций.

Так в 1940г. Уолтер Рейтер, высокопоставленный член руководства Объединённого профсоюза рабочих автомобильной промышленности, способствовал тому, чтобы главные автопроизводители перешли на производство авиационной  продукции. И, хотя война мобилизовала народ на борьбу против стран нацистской оси, классовый антагонизм, расовые проблемы продолжали оказывать влияние на социальную жизнь страны.

Война потребовала беспрецедентного роста экономики и оказалась сильнейшим стимулом инновационной деятельности американской науки и техники. Их мощная энергия продолжала питать американское развитие много лет после войны. Во время войны были востребованы и проявились лучшие достижения американского бизнесс-класса, его организаторские способности, которые вместе с правительственными структурами позволили развить производство всех видов продукции, необходимых стране и её союзникам во время небывалой в истории войны.

Новый глава американского государства Франклин Рузвельт, принявший бразды правления страной в марте 1933 года, получил возможность действовать почти при полной поддержке конгресса, в котором его Демократическая партия имела абсолютное большинство. В основе своей экономика оставалась рыночной. Все предприятия работали на конкурентной основе, никто не вмешивался в их деятельность. Главной мотивацией, как и в мирное время, являлась прибыль. За все годы войны ни одно предприятие не было реквизировано или национализировано. Забастовки не запрещались, и профсоюзы не раз пользовались своим правом на организацию стачек, хотя конгресс под давлением корпораций и принимал антистачечные и антипрофсоюзные законы. На некоторые из них президент наложил вето.

Вступление США во Вторую мировую в декабре 1941 года и огромный рост государственных ассигнований на военные нужды не побудили корпорации вкладывать собственные деньги в расширение и модернизацию производства или в новое строительство, ибо они опасались, что после войны созданные мощности окажутся незагруженными.

С 1941 по 1944 год частные капиталовложения в производственное оборудование сократились почти в 2,5 раза. Конгресс также относился враждебно  к расширению государственных заказов в частном секторе, не делая исключения даже для закупок на военные цели. Так, в марте 1940 года, когда в Европе уже полным ходом шла война,Конгресс в ответ на просьбу Рузвельта профинансировать закупку 26 тысяч боевых самолетов выделил средства на приобретение … 57.

В ноябре 1941-го, за месяц до нападения японцев на Перл-Харбор, опрос журналом «Форчун» ведущих американских бизнесменов показал, что большинство из них являются противниками перевода промышленности на военные рельсы, рассматривая подобные требования, как очередную попытку Рузвельта распространить свой «социалистический» новый курс на еще неохваченную им промышленность. Всё это говорит об ограниченности руководителей бизнесса, и что им нельзя доверять решать стратегические задачи.

Однако, президент, используя полномочия военного времени, в самые сжатые сроки добился гигантского роста производства военной продукции за счет непосредственных государственных капиталовложений в новое промышленное строительство и расширение имеющихся производственных мощностей. Когда крупнейшая металлургическая корпорация «Ю. С. Стил» отказалась увеличить свои мощности по выплавке стали, Рузвельт приказал приступить к возведению металлургического завода за счет федерального бюджета.

Созданием новых производств занималась специальная корпорация оборонных заводов (Defense Plant Corporation), израсходовавшая за годы войны на эти цели свыше десяти миллиардов долларов, в том числе на:
развитие авиационной промышленности – $4,5 млрд;
строительство 45 заводов по производству высокооктанового авиационного топлива – $250 млн;

увеличение выплавки алюминия и магния – $1,5 млрд;

строительство и модернизацию 183 металлургических заводов, что привело к увеличению мощностей по выплавке черных металлов на 11 млн тонн, – $1,223 млн;

строительство государственных заводов по производству синтетического каучука – $715 млн;

расширение станкостроительной промышленности – $2 млрд;
длина трубопроводов выросла в пять раз.

На Манхэттенский проект создания атомной бомбы только в течение двух лет государством было израсходовано два миллиарда долларов.

За годы Второй мировой США произвели 300 тысяч боевых самолетов, 100 тысяч танков, 5777 боевых  кораблей и судов, 41 миллиард единиц боеприпасов. 60% боеприпасов, использованных союзниками в войне были произведены в США.

Соединенным Штатам удалось практически всю стоимость войны, а в разгар ее США расходовали на военные цели до 45% своего ВНП, оплатить за счет экономического роста. А этот рост стал возможен благодаря гигантскому увеличению государственных закупок товаров и услуг (почти в 60 раз в 1944-м по сравнению с 1939-м).

Успех американской экономики заключался не просто в количественном наращивании выпуска изделий, а в постоянном их совершенствовании в процессе производства, в развитии и создании новых технологий и материалов. Военная промышленность США в эти годы превратилась в огромную лабораторию. Ведь военная продукция с экономической точки зрения ценности не представляет. Это скорее просто расходные материалы. Но, связанные с этим затраты возмещались тем, что полученные при изготовлении военной продукции новые знания, благодаря созданию новых технологий и изобретений, вели к бурному росту гражданского производства, как во время войны, так и, особенно, после её окончания, когда началась демобилизация и армии и промышленности. Именно в этот период в США появились радар, первые ЭВМ и т. д.

Фактически заново, например, была создана авиационная индустрия. До 1939 года эта небольшая по объему продукции отрасль занимала 44-е место среди других отраслей промышленности. В момент ее наивысшего подъема (конец 1943 – начало 1944-го) она выпускала продукцию, цена которой превышала 20 миллиардов долларов в год и была в пять раз выше стоимости продукции автомобильной промышленности США в рекордном для последней 1939-м. Причём, многие автозаводы превратились в авиационные.Число занятых в авиапроме увеличилось с 40 тысяч в 1939 году и 160 тысяч в июне 1940-го  до 2 миллионов 202 тысяч в ноябре 1943 года. За один 1944 г. были построены 96 тыс. самолётов. Самым значительным её достижением была программа производства Стратегического бомбардировщика Б-29. Их было построено примерно 2530.

Особенно большие капиталовложения американцы внесли в новейшее оборудование. В 1942 году в стране выпущено 307 тысяч станков, в десять раз больше, чем в 1938-м и в 50 раз больше, чем в 1933-м.

Финансирование войны
После нападения японцев, и вступления США во Вторую мировую войну мобилизация промышленности пошла полным ходом. Президент Рузвельт ещё в декабре 1940 г. заявил, что американская экономика должна быть преобразована, чтобы стать «Арсеналом Демократии». Из года в год быстро росли федеральные расходы вообще и военные расходы в том числе. К 1944 г. расходы, рост ВВП и военное производство достигли максимума.

Американский народ сполна заплатил за все эти гигантские расходы. Впервые в Америке был введён всеобщий подоходный налог. Число налогоплательщиков выросло с 4 миллионов в 1939 г. до 43 миллионов в 1945г. Сбор налогов увеличился с 8.7 миллиардов в 1941 г. до 45 миллиардов в 1945 г., но это всё равно очень мало по сравнению с 83 миллиардами, потраченных на войну в 1945г. В 1942 г. американское производство было равно суммарному производству Германии, Италии и Японии. В 1944 г. оно удвоилось по отношению к суммарному производству враждебных стран. Правительственные расходы за один 1945 г. составили 100 миллиардов долларов. Федеральные расходы на войну составили 320 миллиардов. С 1939 по 1945 г. они выросли на 1000%. Разница между собранными налогами и реальными затратами на войну, составившая 250 миллиардов долларов, покрывалась за счёт продажи правительственных военных бондов. Всего их было продано на сумму 187 миллиардов или по нынешнему курсу 2.3 триллиона долларов.Таким образом правительство вело войну в долг, который пришлось выплачивать после войны.

Ещё в 1936 г. правительство создало агентство по морским делам для выработки мероприятий по развитию судостроения, которое ещё с 1921 г. было в стагнации, и для подготовки на случай войны. Между 1930 и 1936 г.г. в стране было построено всего 71 судно, а с 1938 до 1940 уже были построены 106 судов и столько же в одном 1941 г. Были созданы предпосылки для мощнейшего разворачивания строительства судов всех классов.

Американцы и англичане строили суда значительно быстрее, чем немцы их топили. Значительное количество судов были переданы союзникам по Ленд-Лизовской программе.

Было введено рационирование на продукты, например мясо, сахар, некоторые другие, хотя в целом питание населения даже улучшилось за счёт успехов сельского хозяйства. Были ограничены или вообще закрыты продажи автопокрышек, автомобилей, горючего и других товаров.

США, как страна, и американцы, как народ, внесли выдающийся вклад в создание арсенала для разгрома Японии и Германии и в саму войну на огромных просторах Земного шара.

После окончания Второй мировой войны, у США был колоссальный государственный долг. Все президенты старались сократить его и это им удалось. Так продолжалось до «Великого Рональда Рейгана». Он создал своё «удачное» президентство за счёт огромных по тем временам заимствоаний. Он же запатентовал этот метод решения текущих экономических и финансовых проблем за счёт одолженных навсегда у других триллионов долларов. Он проложил эту колею, по которой страна движется, со всё большей скоростью, до сих пор.

Великое прошлое питает надежду, что страна и на этот раз, и в мирное время найдёт в себе силы для политико-экономических преобразований и выведёт свою и мировую экономику из сложного и никак не похожего на Великую Депрессию кризиса. Правда пока ничто не говорит , что есть хотя бы какие-то реальные предпосылки для этого.


Рецензии