Ромен Роллан. Предупреждение Америке

Иногда удивительно читать старые предречения умных и проницательных людей. Они всегда звучат так, будто бы написаны только что. Объясняют нам реалии и тайны сегодняшнего дня. Одним из таких, удививших меня своей прозорливостью документов, стало вот это небольшое размышление Ромена Роллана, написанное аж восемьдесят восемь лет назад. Удивительные, пророческие слова. Знает ли и читала ли их Америка? Умение читать в некоторых обстоятельствах может оказаться самым великим достижением человечества…
Евгений ГУСЛЯРОВ

Ромен Роллан
Предупреждение Америке

…В силу мощного экономического подъёма, с одной стороны, и, с другой, в силу разрушительных последствий войны Соединённые Штаты оказались в преимущественном положении. Перед лицом обнищавшей и обескровленной Европы они представляют превалирующую силу в дальнейшем развитии цивилизации Старого и Нового Света. Даже помимо своей воли они вынуждены — будут вынуждены — вмешиваться в политическую и общественную жизнь определённой части человечества. Это налагает на них обязанности, куда более важные, чем их права. Весь мир испытает на себе следствие того, какими окажутся их дух, их совесть, их интеллект… Да простят иностранцу, если он, при всём уважении к этой великой стране, выскажет опасения, которые возникают у него в связи с некоторыми чертами её характера.
Англо-саксонский характер Америки — сильный и гордый, цельный в своих склонностях и принципах, решительный и негибкий. Он отличается странным, поражающим всех нас, европейцев, неумением понимать образ мыслей других рас, неумением вникать в их психологию и внутреннюю жизнь, почувствовать их душу, их страсти, их потребности, как свои собственные. Американец считает, будто бы всё, что правильно, что хорошо для него, должно быть так же правильно и хорошо для всех других народов земного шара; а если народы с этим не согласны, то ошибаются, мол, они, — Америка  якобы имеет право навязывать им своё мнение, в интересах всего мира и в их собственных интересах. Подобные взгляды порождают стремление к завоеванию мира, прикрытое  фальшивым морализированием, которое  (быть может, бессознательно)  восходит к алчному животному инстинкту власти над другими народами.
Это чрезвычайно опасно. Если уж Соединённые Штаты считают себя призванными воздействовать на мир, то тем больше они обязаны понимать подлинную сущность, подлинные потребности, подлинные идеалы других народов земного шара, ибо долг сильного помочь менее сильному самоопределиться, а не угнетать его, вынуждая лгать собственной душе. Было бы катастрофой для всего человечества, если бы какая-либо одна раса, один народ, одно государство, как бы значительны они ни были, попытались навязать великолепному разнообразию вселенной прямолинейное и скучное однообразие своей собственной индивидуальности. Скажу больше, подобная катастрофа обратилась бы против того самого народа, который решился бы на такое безрассудное угнетение: непреодолимые силы подавляемой природы отомстили бы за себя.
Очень важно поэтому, чтобы именно теперь нашлись — не вне Америки (советчики со стороны в данном случае не вызвали бы доверия), а внутри самих Соединённых Штатов — проницательные и мужественные люди, маяки для своего народа, которые заставили бы его познать самого себя, своё величие и слабости, добродетели и недостатки, и познакомили бы его со всеми народами во всём разнообразии их качеств.

10 сентября 1926 г.


Рецензии