Вопрос наличия везения. Предновогоднее

На снимке: суда в плавдоке судоремзавода в Биела Бока Которска, Югославия.


 



     "To be or not to be?" - вопрос, которым озадачился несколько столетий назад принц Гамлет, а миллионы людей, в свою очередь, гадают: "повезёт или не повезёт?" Каждый из нас когда-нибудь да сетовал, мол, не везёт и поделать с этим ничего не могу. Нужно признать, что есть хронически невезучие люди, но обычно в жизни наблюдается чередование моментов везения или невезения. Так уж жизнь устроена. Но однажды госпожа Судьба показала мне сколь тонка грань между этими понятиями. Везение, которое однажды меня коснулось, укрепило уверенность в том, что я родился "в рубашке".

     В ноябре 1978 года сухогруз "Сосновец", где я был капитаном, взяв в Новороссийске груз металлолома, вышел на Югославию в порт Риека. После выгрузки мы должны встать на средний ремонт в небольшом посёлке Биела Бока Которска в Которском заливе, где расположен судоремонтный завод "Велько Влахович". По окончании ремонта с докованием необходимо предъявить теплоход Регистру СССР на предмет возобновления класса судна и получить соответствующие документы. Намечалось, что пару месяцев мы простоим в доке. А почему мы пошли доковаться в Югославию? Дело в том, что весной 1978 года в районе Которского залива (и захватив район Дубровника) произошло землетрясение - "землетряс". Были разрушения. В частности, разрушены цеха завода, где мы должны ремонтироваться. По просьбе югославской стороны, чтобы дать гарантированную работу пострадавшему заводу, Москва выделила пароходству валюту на ремонт 2-х судов. Таким образом "Сосновец" и вошёл в число претендентов на ремонт.

     В начале декабря, выгрузив свой груз в Риеке, перешли в Которский залив и встали к причалу судоремонтного завода. "Землетряс" разрушил цеха, но плавдок не пострадал. Были сооружены временные укрытия, где собраны сохранившиеся станки. Не теряя времени хозяева поставили "Сосновец" в плавдок и приступили к работам. Док огромный. Кроме нас в нём стояло ещё одно судно нашего пароходства - "Вытегра" и оставалось ещё достаточно свободного места. Команды обоих судов устроились с жильём на берегу, в посёлке. Небольшой рабочий посёлок Биела Бока, где имелось почтовое отделение и жили в основном семьи рабочих местного судоремзавода, приютился у подножия гор, окружающих Которский залив. Через посёлок проходило шоссе, по которому можно быстро добраться до ближайшего городка Герцегнови и далее до Дубровника. Последствий "землетряса" в посёлке уже не было видно.

     Мы арендовали первый этаж большого частного дома (дом-"куча"): 5 комнат, кухня, ванная и туалет. Хозяйка с ребёнком жили на втором этаже. Сам хозяин был на заработках где-то в Европе. Поскольку у капитана есть документы с грифом "секретно", которые требуется сдать на хранение в посольство (а это хлопотно-надо ехать в Белград на спецавтомобиле) или сжечь их, за что потом надо будет отчитаться, то сделали проще: капитанскую каюту оборудовали электрогрелками и я остался жить на борту, охраняя сейф. Для большей безопасности на судне постоянно находился начальник радиостанции - его каюта и радиорубка тоже были оборудованы такими грелками. Старпом, помполит и старший механик жили с командой на берегу и обеспечивали порядок. Вот такова была обстановка на момент назревающих событий. Стоим в доке почти месяц. Котел готовится к замене и потому не в работе. Банные проблемы команда решает в арендуемом доме. У наших коллег на "Вытегре" судовой котёл исправно функционирует и они каждую субботу делают для экипажа банный день с включением сауны.

    Отношения с местным населением дружеские, тем более старпом каждое утро делает закупки продуктов на предстоящий день. Начинаем учить отдельные слова, чтобы было легче общаться с прорабом и рабочими. Первое время никак не могли понять, почему на вопрос, когда начнём делать такую-то работу, прораб уверяет, мол, всё будет сделано "сутра", а  дело не движется. Утро уже переходит в обед, но работа не начинается. И так случалось неоднократно, пока не разобрались в определении времени суток: сутра - завтра, прекосутра - послезавтра. А вот данас - сегодня! Наши познания в овладении языком пошли дальше: ючер - вчера, а прекоючер - позавчера. Или, скажем,  тебя извещают, мол, цевье пукнуло. Что это? Нет, к испорченному воздуху это "пукнуло" отношения не имеет, а просто лопнула труба! Во всяком случае через пару недель мы спокойно общались мешаниной из разных слов и прекрасно понимали друг друга.

     Однако, в это время СССР ввёл свои войска на территорию Афганистана и отношения наши с местным населением несколько охладели, если даже древняя старушка при встрече укоризненно качала своим сухим пальцем:- "Ой, то недобро русские, не добро". И ведь не скажешь же ей:- "Твоё-то, бабка, какое дело до Афганистана, живи себе спокойно. Небось, когда гнали немцев, тогда русские делали добро". Как бы то ни было, а время шло и ремонтные работы заметно продвигались вперёд.

     Суббота 31 декабря 1978 года. В этот день завод не работал, а мы решили поработать до обеда, чтобы занятостью как-то сгладить свою оторванность от родных. Кроме двух наших судов у стенки завода стояло ещё одно - средних размеров грузовой теплоход, которым некая фирма-должник расплатилась за долги с Черноморским пароходством. Завод выполнял на нём небольшие ремонтные работы перед окончательной передачей. Одесситы жили в гостинице в Герцегнови и в этот день не работали. Начальник радиостанции у них ежедневно прослушивал эфир на приём судовой корреспонденции.

     Прекрасное солнечное утро. Я, старпом и стармех под днищем проверяли выполненные работы по вырезке в корпусе, когда услышали какой-то крик. К доку бежит мужчина, машет руками и зовёт на помощь. Выбираемся из-под судна и узнаём в мужчине директора завода. Оказывается, у одесского парохода тонет человек. Расспрашивать некогда. Хватаем отпорный крюк (маленький багор), бросательный конец и бежим к "одесситу". Позже узнаем, как и что случилось. Ветер дул судну в борт и оно отошло от стенки, сколько позволила слабина швартовых. С него спущен парадный трап, нижняя площадка которого отошла от причала на расстояние около метра. Радист-одессит приехал послушать эфир и принять почту, если таковая будет. Чтобы попасть на борт, он  оттолкнулся от стенки и перепрыгнул на нижнюю площадку трапа. Всё просто.
 
     Закончив свои дела радист спустился по трапу и тут вновь встала задача перебраться, но теперь уже с судна на причал. Расстояние небольшое, но простым шагом его не преодолеть. Человек был полный, одет в пальто. Не колеблясь он оттолкнулся от площадки трапа, чтобы перескочить на причал. И тут-то случилось непредвиденное: трап не был жёстко зафиксирован на месте, а потому качнулся, сорвав ожидаемый прыжок и  радист, вместо "перепрыга", упал в воду между бортом судна и стенкой. Вода ледяная, пальто вмиг намокло, ухватиться не за что, к тому же, ни живой души вблизи! И лишь случай спас радиста-одессита в последний день уходящего года. На его счастье, директор завода решил обойти свою вотчину и убедиться, всё ли в порядке. Он-то случайно и услышал отчаянный крик. Поднять утопающего из воды в одиночку было нереально. Вот и бросился директор за помощью.

     Когда мы прибежали, одессит заканчивал свою борьбу за жизнь и мало что понимал. До воды метра два, а причал покрыт льдом. Пришлось нам ложиться на лёд, держа друг друга за ноги, чтобы не соскользнуть с причала в воду и начать спасательную операцию. Достать радиста багром не получалось. Бросили ему петлю из бросательного конца, но он не смог ею воспользоваться - обессилел. Стали кричать, чтоб намотал линь на руку. Кое-как он сумел обернуть его вокруг своей кисти, но подтянуться не мог. Тут уже мы сами подтащили утопающего, захватили багром одежду, приподняли в воде и вытащили его на стенку. Афишировать случай никто не хотел, но требовалось быстренько беднягу отогреть. Я знал, что у наших соседей работает баня и мы побежали к ним. Там спасённого быстро раздели, поместили под горячий душ и как следует прогрели. Чтобы снять стресс, после душа ему дали выпить и уложили спать. Поспав пару часов он окончательно пришёл в себя и отправился к своему родному экипажу. На этом волнения, связанные с утоплением, благополучно завершились. Кстати, слов благодарности в дальнейшем от наших коллег-одесситов мы так и не услышали. Однако, приключения этого дня ещё не закончились. Они неумолимо надвигались.

     Капитаном на "Вытегре" был мой хороший знакомый Олег Николаевич, ровесник, москвич. Ремонтируясь в одном доке мы захаживали друг к другу в гости по поводу и без оного, не требуя отдельного приглашения. После обеда у нас на судне никого не осталось, кроме меня и начальника радиостанции. Вечером на береговой квартире будет накрыт стол и мы отметим наступление Нового 1979 года.  Пока же все отдыхают.

     Часов в 15 появляется Олег Николаевич с приглашением, мол, у меня весь народ совершил предновогоднюю помывку и теперь наша очередь смыть все грехи, накопившиеся за уходящий год. Что ж, на данный момент проблем нет и я охотно принимаю приглашение. Зову с собой радиста и, прихватив чистое бельишко, отправляемся к соседям в гости. У них уже вся команда отправилась на береговую квартиру и лишь старший механик в своей каюте пишет деловые бумаги и звякает зап.частями, перебирая их. После нашей помывки он выключит все лишние потребители для большей безопасности. Тишина на судне абсолютная.

     Надо сказать, что с постройки сауна на борту не предусматривалась, но когда-то кому-то пришла в голову мысль - а что, если переделать мытьевой блок и приспособить смежный отсек для сауны, благо помещений и электропитания на борту предостаточно. Сказано-сделано. Для этой цели на нескольких судах за границей были приобретены электросауны, т.е. комплекты для установки в помещениях. Понравилось. Можно с удовольствием попариться. Дополнительно ставили ванну, которую наполняли забортной водой - отлично получалось. Мы у себя в этот ремонт тоже производили подобную переделку, а на "Вытегре" всё уже давно работало. Вот мы и собирались получить банное удовольствие перед встречей Нового года.

     Но была одна заковыка, на которую не обращали внимания, а именно: дверь в парилку не отвечала требованиям безопасности. Это была обычная судовая металлическая дверь. Она закрывалась наглухо, имела накладной примитивный замок, который периодически заклинивало и он требовал разборки. В нашем самодеятельном рвении никто не подсказал, что для безопасности дверь в парное помещение должна быть только деревянной, не иметь запоров, открываться наружу и не доходить до палубы минимум 5 см. Там, где мы собрались париться, было всё наоборот: дверь в парную закрывалась наглухо, замок - дохлый, под дверью никаких просветов. 

     И вот мы втроём, естественно нагишом, заходим в парную, предварительно наполнив ванну забортной водой из пожарного шланга. Он подан с дока через открытый иллюминатор и находится под постоянным давлением. В парной жарко. Температура + 110 градусов. Рассаживаемся на верхней полке. Ты расслабляешься от жары и полон решимости сидеть до упора, пока сможешь терпеть. Главная задача - как можно дольше просидеть в парилке, тогда тело нагреется до предела и ты получишь больше удовольствия, окунувшись потом в ледяную ванну. Время идёт. Мы стойко претерпеваем жару и ждём того момента, когда почувствуем предел своему терпению. Когда этот предел наступит, выскочим из парной и распаренные, красные как флаг, под которым плаваем, по очереди ухнемся в ванну. Кажется, этот момент наступает...  Олег Николаевич встаёт и направляется к двери:-
- А дверь-то не открывается, - говорит он, тряся дверную ручку.
- Это у тебя такие шутки?
- Да уж, какие тут шутки, - и демонстрирует нам её холостой ход.

    Язычок замка защёлкнут и ни на что не реагирует. Становится как-то не по себе. Выключить печку из парилки не можем, да это и не даст ничего - пока температура опустится, мы уже успешно изжаримся. Лечь на палубу – жара та же. Попробовал открыть вентиляционную заглушку - деревянная ручка осталась в ладони, а заглушка - на штатном месте.

     Память услужливо напомнила кошмарный случай, имевший место быть в нашем пароходстве несколькими годами раньше. Тогда на одном из паровых буксиров механики в помещении душевой соорудили импровизированную парную, для чего от паровой штатной грелки сделали отвод пара и, при желании, пользовали его. Однажды 3-й механик этого буксира, после вахты, пошел в душ и решил попариться. Открыл вентиль, пошла струя пара. Когда он решил, что пара набралось достаточно, то не смог перекрыть его поступление - вентиль вышел из строя. В небольшом помещении механик потерял ориентацию и не мог найти дверь на выход из душевой. На одной из переборок стоял на болтах стальной лист, закрывавший существовавший когда-то проход. Почему никто не обратил внимание на стуки из душевой (а это он стучал - просил помощи) – ответа нет. Когда всё прояснилось и перекрыли пар, то можно представить, что за картину увидели на месте. Кстати, у механика отсутствовали подушечки пальцев до самых костей - пытался отвернуть болты. Человек погиб.

     А теперь картина: в закрытом помещении с заклиненной дверью, в невероятной жаре сидят три голых мужика. Разумное время пребывания человека при такой температуре уже закончилось, но они ничем не могут помочь себе без квалифицированной помощи извне. Происходящее, как в дурном сне, но во сне ты соберёшься, тряхнёшь головой и просыпаешься, а здесь, сколь ни тряси - всё без изменения. Главное - без паники. Начали стучать по переборке, чтобы этим привлечь к себе внимание. Вот здесь-то и явил себя наш ангел-хранитель.

     Старший механик был моим ровесником и по натуре очень ответственным, неравнодушным и обязательным человеком. Одно время мы вместе плавали и с ним приключился невероятный случай: что-то механики делали с гребным валом главного двигателя и была поставлена “валоповоротка”. Валоповороткой, при нужде, вручную проворачивают гребной вал. Наш герой стоял, имея этот рычаг между ног. Как получилось - сейчас неважно, но валоповоротка от вращения вала шевельнулась и её рычаг махнул между ног стармеха. В результате его мошонка, извиняюсь, была разорвана и яички, болтающиеся на белых ниточках, до каюты он принёс в ладошках. Случилось такое дело при стоянке в порту и, слава Богу, кончилось благополучно, согласно его уверениям.

     И вот этот ответственный человек вдруг услышал посторонний звук. В чём дело? На борту кроме нас никого нет, а откуда тогда стук? Он бросает свою писанину и бегом на верхнюю палубу - никого, а стучат. Может, с палубы дока? Никого И тут он понимает, что это у нас проблема. Бегом в баню:-
- В чём дело?
- Дед*! Срочно вызволяй нас из пекла, терпёж на исходе.

     Топот ног по коридору - "дед" мчится в машинное отделение за инструментом. И снова нам везёт - с нашей стороны на двери только ручка, а сам замок и болты его крепления - со стороны стармеха. У "деда" руки росли откуда надо и снять замок для него - раз плюнуть. Золотые руки старшего механика моментально снимают замок и мы вываливаемся из парной красные, как варёные раки. По очереди ухаемся в ванну и садимся отдышаться, придти в себя. Вот так попарились! Будет, что вспомнить.

     Я высказал хозяевам всё, что думаю по поводу случившегося и они признали справедливость моих слов. Кстати, у себя мы учли этот урок. На этом всё экстремальное на 31-ое декабря 1978 года закончилось. Тогда я лишний раз получил подтверждение своей везучести. Пусть и дальше она продолжается. Правда, сейчас масштаб событий сильно помельчал. К примеру, вчера на прогулке я неловко повернулся, поскользнулся и упал. Но радуюсь - упал удачно, ничего не повредил. Вроде бы пустячок, а приятно.


*  "дед" - старший механик (морской жаргон)


Рецензии
Повезло вам троим! Неизвестно только, кто из вас в рубашке родился - вы один или все трое. А мужика, сварившегося заживо, жалко! Аж настроение упало, чуть ли не до слёз. Все правила техники безопасности написаны кровью! Рассказ понравился, буду читать Ваши произведения дальше.

Андрей Николаев 6   24.02.2024 17:44     Заявить о нарушении
Приятно слышать, что твоя скромная литературная работа была интересна читателю. Спасибо.

Стас Литвинов   24.02.2024 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.