Прошу тебя о милости...

     Люба работала на ферме.Дояркой. Дело свое делала с шутками да прибаутками, любила озорные частушки, жизнью своей была довольна и особо не заморачивалась. Как все в деревне- вставала с петухами, копошилась на подворье, доставшемся от матери да тетки, потом бежала на первую дойку, а дальше все по раз и навсегда заведенному порядку.
     Лет ей было почти тридцать, в невестах уже не ходила, но  держала себя в строгости. Старики, сидевшие на завалинках своих домишек, ничего такого за девкой не замечали,  и ,  вдруг, как гром среди ясного неба,  по деревне пронеслось- Любка-то наша родила!
     Народ всполошился, загомонил- от кого, да когда успела , и ринулся к той в  хату.Но калитка оказалась запертой, а на призывы сельчан объясниться- никто не вышел и дитя не показал.
     - Вот же зараза !- дружно сказали сельские кумушки и, раздосадованные, разошлись.
     А Люба и вправду родила. Девчонку. Хорошенькую. И назвала дочку непривычным для деревни именем Марта.
     - Тю, и что это за имя такое ? Марта. Ребенок что, телка ? Других имен не нашлось?
     Но молодая мать через месяц явилась в сельсовет к своей подружке Татьяне и та, поклявшись всем, чем можно, выписала на девочку метрику.
     - Смотри, подруга ! Если кому скажешь- не обижайся, в порошок сотру.Я тебя предупредила.
     - Не волнуйся, я - могила,- клялась вконец перепуганная представительница местной власти.
     И Любка ушла. Гордо катила старенькую коляску по деревенской улочке и ни на кого не обращала внимания. Даже в сельмаг не зашла.Народ в полном разочаровании разошелся по домам.
     Ближайшая соседка  тетка Лукерья была в том возрасте, когда работать уже поздно, а дома сидеть- вроде как рано. Как уж они с молодой мамашей сговорились, деревня так и не узнала, но через полгода Любка вышла на ферму, а Лукерья стала нянчить Марту.
     Не узнав от Любани кто отец ребенка, деревенские стали пытать  новоиспеченную няньку , но та отнекивалась, дескать ,  ничего не знаю, никаких чужих фотографий мужского пола в доме нет, а на просьбу показать девочку ответила категорическим отказом, вновь сославшись на хозяйку- не велено.
     На ферме  к Любе приставать перестали ,  и потихоньку интерес к ребенку пропал. Растет девчонка и растет себе. Тем более, что Любка оказалась заботливой матерью. Уже,  как раньше не пела матерных частушек, не бегала  в клуб на танцульки. Иногда, правда, приходила в кино.Но всегда одна. Женатые мужики обходили ее стороной, чтобы,  не дай Бог, жены чего не подумали, ну а холостых молодых парней   в деревне не было.
     Со временем ,  привыкнув что Люба теперь мать, деревня перестала называть ее Любка. Для всех она теперь была Любовь Степановна. Новость эту  восприняла абсолютно спокойно. Иногда правда, смотрясь в старое тусклое зеркало на таком же старом комоде, грустно улыбалась. Но через минуту-другую, взглянув на рыженькую головку дочки, счастливо смеялась и целовала  конопушки на курносом носике.
     - Мама, ты меня задушишь,- вырывалась малышка  ,- пусти ,  ну пусти!
     Каждый год  в день рождения Марты Люба брала отгул и, надев на девочку праздничное платье, уезжала в город. Сфотографировавшись в  лучшем ателье , отправлялись  в городской парк. Катались на качелях-каруселях, ели мороженое и  эклеры, запивая все это  колючей водой, как дочка называла
 лимонад. К вечеру, уставшие и счастливые, бежали на вокзал и рейсовым автобусом возвращались  домой.
     - Мам,- часто канючила дочь,- а почему мы так редко бываем в парке ? Я еще хочу кататься.
     - Потому, моя хорошая, что день рождения бывает только раз в году. Вот вырастешь большая, поедешь в город учиться и будешь ходить в парк когда захочешь.
     - Я сейчас хочу...
     - А сейчас спать пора,- и Люба, подхватив дочку на руки, несла в кроватку.
     Управившись с домашними делами, садилась в кресло и, закрыв глаза, представляла себе взрослую дочь.Матери очень хотелось,чтобы Марта  была учителем или доктором. Эти профессии казались  Любе самыми лучшими на земле. Она помнила свою первую учительницу Антонину Васильевну, да что там помнила, когда и сейчас, нет-нет, да и забежит к ней за советом или еще по каким женским секретам. А еще не могла забыть докторицу, принимавшую роды. Это же такое таинство- рождение человека, а Мария Федоровна- волшебница, так помогла. Учила правильно дышать, тужиться. Уважение у Любы к этим двум женщинам  было безграничным. И ей очень хотелось, чтобы и к Марте люди относились так же.
     Время шло, годы катились снежным комом. Марта к окончанию школы превратилась в красавицу ,  и Люба ,  с тревогой посматривая на дочь, думала только о том, чтобы та поступила в институт. Как будет учить девочку, хватит ли сил и средств - не задумывалась.Главное-помочь дочери получить образование.
     Вскоре Марта с подружкой уехала в город, а через две недели мать получила телеграмму.Дочку приняли в педагогический институт. От неожиданности расплакалась и, веря и не веря, первым же автобусом поехала в общежитие, где жили будущие студентки.
    - Мама,что случилось?
     От волнения и гордости за дочь не могла вымолвить ни слова. Обнимала дочку:
     - Поступила, поступила, умница моя.
     - Мамуль, ну хватит. Мне к двум часам в институт, а пока давай поедем в парк.Как раньше, а ?
     Вечером Люба сидела в автобусе и всю дорогу думала о том, какая она молодец, что родила. Не испугалась. Не опустила руки, не побежала на аборт и не побоялась осуждений и сплетен. В деревне ни от кого не спрячешься, там все  друг о дружке знают до седьмого колена. Но Люба очень хотела стать матерью  и это  помогло  выстоять. Она еще помнила, сколько было пересудов, когда родилась Марта. Одна Антонина Васильевна поддержала и помогла  во всем.
     Узнав,что Марта поступила в институт,обрадовалась:
     - Вот и славно. Заменит меня, а я ,  наконец ,  займусь своими внуками.
     Ближе к осени Люба поехала в город и сняла все деньги, накопленные за много лет. Купила Марте пальто, обувь, пару платьев.
     - Марта, тебе нравится ?
     - Спасибо, мама. Конечно нравится.
     - Ну и Слава Богу,-любуясь дочерью, сказала мать.
     Девушка и вправду была хороша. Ее рыжие кудряшки с годами превратились в роскошные , с золотым отливом  волосы,  конопушки исчезли. А в огромных зеленых глазах  можно было утонуть. Люба очень переживала за дочь, умоляла быть осторожней, не гулять по вечерам, не знакомиться на улице.
     - Не волнуйся. Мы из института идем в столовую и сразу в общежитие. Очень много конспектов приходится писать, так что пока не до прогулок.
     Однажды в аудиторию вошел ректор и представил студентам нового преподавателя.
     - Это - Сергей Леонидович. Прошу любить и жаловать.
     К Марте тут же повернулась соседка и горячо зашептала:
     - Это твой отец ?
     - С чего ты взяла ?
     - Так вы же с ним одно лицо. А волосы- и у него, и у тебя- рыжие. Не видишь, что ли ?
     Марта внимательно посмотрела на преподавателя. Но ничего, кроме рыжих волос , не заметила.
     - Не говори ерунды.
     - Ага, тоже мне конспираторы !
     - Да не отец он мне ! Сколько тебе можно повторять?
     Через несколько дней Марта бежала на лекцию и столкнулась с Сергеем Леонидовичем.
     - Простите. Ради Бога, простите, милая барышня.
     - Это вы меня извините.- И  побежала дальше.
     Эта девушка.  Что-то было в ней неуловимо знакомое...Их сходство он заметил  еще тогда , в аудитории,   и несколько дней ходил под впечатлением . Всегда словоохотливый и находчивый, не мог найти повод, чтобы поговорить с ней. Потом решил пойти в отдел кадров института и под любым предлогом  посмотреть  личное дело.  "Земцова Марта Сергеевна. Родилась семнадцатого июля 1960 года. Место рождения- деревня Макеевка".
     После зимней сессии дочь приехала домой на каникулы. Как-то вечером, уютно устроившись в кресле перед весело поющей свою песенку печкой и, время от времени, подкладывая дрова, спросила:
     - Мамуль, мы никогда с тобой не говорили о моем отце. Он вообще существует ?
     Люба насторожилась.
     - Вообще существует. А почему ты вдруг спросила ?
     - Да чудно как-то. Пару месяцев назад к нам пришел новый преподаватель. Так вот, весь курс дружно заявил, что он мой отец.Такое у нас с ним поразительное сходство.
     Мать побледнела.
     - Не обращай внимания, дочка. Бывают же люди-двойники.
     - Бывают. Только уж больно разница у нас в возрасте большая. К тому же ,я-женщина, он- мужчина.
     - И сколько ему лет?
     - Около пятидесяти наверное...
     - Седой ?
     - Да нет.У него рыжие волосы.
     - Ну не знаю.
     - Ты не ответила кто мой отец .
     - Не знаю, Марта. И  что это за разговоры на ночь глядя ? Ложись-ка спать , моя хорошая, и выбрось эти мысли  из головы .
     Легко сказать- выбрось. Марта не уснула до утра, но она и представить не могла, что в соседней комнате  матери тоже не до сна.
     Воспоминания навалились с такой силой, что Люба встала с кровати и пошла пить корвалол. Сердце, столько лет зажатое в тиски забвения,  вдруг вырвалось на волю и заныло так же, как  восемнадцать лет назад.
     В тот год колхозы их района отправляли лучших животноводов на ВДНХ в Москву на Праздник урожая. И они, три доярки из трех деревень, надели свои лучшие наряды и отправились получать заслуженные награды. Эта неделя, проведенная в столице, осталась самым ярким воспоминанием в жизни Любы.
     Домой возвращались в приподнятом настроении, с грамотами и подарками, а Люба еще и с медалью.
     - Девчонки, айда в ресторан, посидим, поужинаем. Ехать нам еще долго.
     - Ой, что ты ! Страшно. Я никогда еще не была в ресторане.
     - Не боись, подруга боевая !
     Верховодила как всегда, Люба. Во-первых, потому что была старше , во-вторых, самая смелая . Яркая, с ладной фигуркой, тут же привлекла к себе всеобщее внимание. Свободных столиков  не было, но официантка, увидев медаль на груди у девушки , подвела их к  одиноко сидевшему  молодому  человеку.
     - Принимайте гостей!
     - Да,да. Пожалуйста.Я скоро ухожу.Располагайтесь.
     - Уходите ? Жаль...
     Подруга толкала Любу ногой, но та не останавливалась и что-то щебетала незнакомцу. Слово за слово, разговорились, познакомились,  потом он заказал для них бутылку шампанского, а после ужина пошел провожать девушек до  купе.
     Девчонки,  захмелевшие не столько от выпитого шампанского, сколько от суматохи и беготни по Москве, простились с новым знакомым и отправились спать. А Люба и Сергей остались подышать свежим воздухом в тамбуре. Он жадно курил, потом вдруг, наклонившись к девушке, стал так же жадно целовать. Слабо упираясь в его грудь, она замерла.
     - Пойдем ко мне. Я еду один. В плацкартный вагон билетов не было, пришлось купить  в вагон повышенной комфортности.
     - Что ты, не надо.Отпусти меня.
     - Пойдем, Любаша. Неужели ты  не чувствуешь, как нравишься мне. Я не обижу тебя, не бойся.
     - Я не боюсь. Негоже девушке идти к мужчине в такое позднее время,- а сама, как на поводке, шла за Сергеем .
     Войдя в купе,  снова жадно припал к  губам, снимая с себя пиджак, а потом и платье Любы.
     - Сережа, не надо...
     За окном медленно падал снег. Тихонько одевшись, девушка взялась за ручку двери.
     - Ты куда ?- встревоженно спросил Сергей.
     - К себе.  Уже утро. Девчонки меня потеряли.
     - Сейчас пойдем вместе.
     - Не надо, Сережа. Оставайся здесь.
     - Хорошо.Я пока закажу чай.
     Поезд в их город прибывал вечером, поэтому было время собраться с мыслями и подумать, что же она натворила. Отчитываться в своем поступке было не перед кем. Отец не вернулся с фронта, а мама да тетка Степанида, ушли одна за другой в один год. Так что, если вдруг  и родит ребеночка себе, ругать  уже некому.
     И она действительно забеременела. И случилось это не ночью, а днем, когда Сергей позвал к себе снова ,  и она, доселе смелая и отчаянная, не узнавая саму себя, пошла в купе, как покорная овца на веревочке. Ночью   не поняла , что произошло и не успела подивиться наступившим  в ней переменам, а вот чуть позже, днем, уже  полностью ощутила себя женщиной.
     На вокзале Сережа написал свой адрес, номер телефона, просил приехать к нему, умолял не забывать об их встрече.
     - Обещаешь?
     - Хорошо.
     Переночевав у двоюродной сестры, утром уехала домой, а спустя месяц поняла, что будет ребенок. Сергею ничего писать не стала, звонить тем более, здраво рассудив, что он о ней уже забыл, да и сельские невесты в городе особым спросом не пользовались. Тем более такие . Без образования. А Сергей- человек интеллигентный, серьезный, в школе работает учителем русского языка и литературы. Нет, она ему не пара.
     Вот такое романтическое приключение случилось у матери Марты.Об этом в деревне не знала ни одна живая душа. Страдала Люба молча. Ей нравился Сергей,  и в самые трудные минуты жизни и ее, и дочки, хотелось позвонить, написать. Но  сдерживала свои желания  хорошо понимая  кто он и кто она. И вот случилось...
     Люба ни секунды не сомневалась, что преподаватель Марты и Сергей- один и тот же человек. Совпадало все- и имя, и внешность. И что теперь делать? Рассказать дочке правду ? Или молчать? Так ведь не отстанет, упертая.
     Здраво рассудив, что не имеет права вмешиваться в личную жизнь матери, Марта молчала. А в это время Сергей ,  постепенно разузнав о Марте и ее матери ,  тоже понял, что это и есть та самая его Любушка-  Люба и что Марта- единственная дочь в жизни  Сергея Леонидовича.
     После неудачной женитьбы  много лет жил один. В прошлом году не стало  надежного и лучшего друга -мамы , и жизнь вдруг потеряла всякий смысл.
     Как известно, отпуск у педагогов длинный, почти два месяца ,  и Сергей решил осуществить задуманное. Купил билет и поехал к самым родным людям-  Любе и Марте. Сидел в автобусе и с тревогой в душе думал: правильно ли он поступает  , признает ли  дочь, поймет ли  Люба ? Ведь он еще тогда мечтал жить вместе , но она не захотела, не позвонила, не написала , а может, просто испугалась?
     Пока вопросов было больше, чем ответов. Но он очень надеялся, что и дочь, и Люба  поймут  и оценят  нерастраченную любовь и мужа ,  и отца, и что  все у них будет хорошо.
     "Прошу тебя о милости, прими мою любовь..." -подъезжая к Макеевке , мысленно шептал Сергей.


Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии
Прочла с большим интересом. Удивительная история, и главное - замечательный финал.
Думаю, у них всё получится. Ведь Люба ждала Сергея всю жизнь.

Татьяна Матвеева   16.05.2014 11:52     Заявить о нарушении