Уроки турецкого или Дикарём к Эгейскому морю

УРОКИ ТУРЕЦКОГО

Дикарём к Эгейскому морю ездить гораздо интереснее, чем по путёвке

Это когда-то россияне вожделенно смотрели в сторону турецкого берега на Черном море, а теперь — свобода! Прежде чем воспользоваться ею, правда, стоит прочитать несколько уроков турецкого. Не только языковых, но и в бытовом плане, чтобы попадать только в ловкие ситуации.

Пятый элемент

Турецкое побережье Эгейского моря давно уже обжито туристами из Европы. Эти места когда-то, много веков назад, осваивали древние греки, а всего сюда тянутся нити 17 (!) древних цивилизаций.

При подготовке путешествия больше всего мне приглянулись дешевые украинские авиалинии вкупе с недорогими гостиницами семейного типа. Это когда хозяин частного дома в поисках подработки организует часть своего жилого пространства под прием постояльцев.

Первый такой пункт остановки на Эгейском побережье у меня был в городе Кушадасы — старом курортном месте с небольшой бухтой, пирсами для приема яхт, ресторанчиками и разбросанными по променаду смешными скульптурами. Так и не помню, как назывался этот отель с коротким, ни с чем не ассоциирующимся названием. Найти его трудно было даже водителю маршрутки, что взялся подвезти меня по приезде в этот турецкий городок из Измира. Бедолаге, глядя в мою распечатку с электронной карты, пришлось звонить в справочную и выяснять, где такое чудо расположено, когда интурист платит всего 12 долларов за отдельный номер вместе с завтраком.

Надо сказать, водители автобусов в Турции — очень участливые люди: никогда не оставят интуриста в беде. На междугородных маршрутах стюард, разносящий напитки и легкую закуску (совсем как в самолете), обязательно спрашивает: «Куда вы едете?». Надо понимать, что он интересуется именно отелем, а не населенным пунктом. Потому высадили меня не на автобусной станции в Кушадасы, а на уличном перекрестке с напутствием: «Ждите пятый долмуш» — это маршрутка так по-турецки называется.

Дом с мезонином

На следующий день из уютного отеля, расположенного в двухэтажном жилом доме с мезонином и гостиничной вывеской, отправился купаться. Погода в тот сентябрьский день была ветреная, на море штормило, а потому запрыгнул в маршрутку и отправился в центр города. Там, также недолго думая, пересел на долмуш до Эфеса — древнего греческого поселения на 220 тыс. жителей, от которого в руинах, но остались римский одеон, храм богини Артемиды, библиотека Цельсия, ворота Геракла… Кто не знаком с такими именами и не жаждет побродить по мертвому городу? Театра нет уже тысячелетия, а сотни зрителей со всего света ежедневно поднимаются по полукругу каменных ступеней и подолгу смотрят вниз на пустующую под открытым небом сцену. То ли отдыхают, то ли думают о том, насколько прав был Шекспир, сказав, что весь мир — театр, а мы в нем актеры.

Чтобы добраться до музейного комплекса Эфес, самостоятельным туристам от трассы на Сельчук надо либо пройти семь километров в гору, либо нанять такси за 50 евро. Мне удалось скооперироваться с двумя канадскими самостоятельными туристками. Поторговавшись, как положено, мы наняли не такси, а повозку с осликом. Гужевой транспорт оказался дешевым и шустрым. По пути познакомились. Путешественники легко общаются и охотно делятся опытом. Они мне про Памуккале, я им про Стамбул… Особенно леди смеялись над моим каучсерфингом — «прыганьем по диванам». Они никогда не слышали прежде о клубе гостеприимных людей, которые готовы бесплатно принимать гостей.

Расставался с новыми знакомыми из далекой Канады уже поздно вечером, после ужина в ресторане на набережной Кушадасы. К тому времени я уже знал, что Ванесса — страстная молодая путешественница, объехавшая многие страны мира, а потому юбка на ней индийская, сандалии испанские, а русые волосы и зеленые глаза — в маму, которая и сопровождала её в поездке по Турции. «Ванесса у меня особенная, — рекомендовала мне свое чадо пожилая канадка. — Четверо детей и девять внуков, и только она всё ездит по миру в поисках чего-то и кого-то. Хочу понять свою взрослую дочь, вот и приехала».

Только за полночь, проводив женщин, вдруг осознал, что не помню названия отеля, в котором остановился. Сел единственным пассажиром в пятый долмуш и говорю: «Вези меня домой». Стали вместе вспоминать. «Что там поблизости было?» — спрашивал озадаченный турок. «Море было с волнами, пляж с зонтиками, лежаки с женщинами», — отвечаю. Тут и вспомнил, что особо красивый пляж возле моей гостиницы назывался «Лейдиз бич», то есть женский. Погуляв ночью по растянувшемуся на пару километров знаменитому пляжу, отель нашел, но название его так и не запомнил.

А надо, надо помнить названия путешественникам. Например, попробуйте запомнить вот это — Олюдениз. Не пожалеете. На карте рядом с ним вы найдете Голубую лагуну, райское местечко. Вход туда платный, но оно того стоит.

Утреннее пиво

Каждый новый город в Турции преподносил мне свои уроки. В Бодруме, известном своей крепостью, которую кто только не обстреливал, включая и русскую эскадру, жил также в семейной гостинице. Дом был кирпичный, греческого типа, о чем на входе свидетельствовала печка — сложенная по типу русской, но со своими конструктивными особенностями. Предоставленная мне комната тоже, видимо, такими особенностями обладала, потому как днем в ней и без кондиционера было нежарко.

К сожалению, из-за языкового барьера подробностей греческого бытия  узнать не удалось. Я не говорю ни по-турецки, ни по-гречески, а хозяева совсем слабо говорили по-английски и ни слова по-русски. Утром во дворике одинокий постоялец смотрел в турецкую газету, свежий выпуск которой неизменно клали на журнальный столик, слушал доносящиеся из телевизора турецкие песни и ждал, когда хозяйка, наконец, придет и приготовит завтрак. Она каждое утро отводила в школу свою дочку, а потом приносила свежевыпеченные хлебные лепешки. Очень вкусные, кстати, особенно если с оливками и огурцом. Турецкая первоклашка иногда ходила передо мной, демонстрируя свои новенькие башмачки, я качал головой, показывая восхищение, и она убегала к маме, довольная.

Официанты в местных кафе принимали меня, видимо, за немца. Те редко пьют пиво по одной.  «Ну как?» — спрашивал меня турок, приветливо улыбаясь и что-то мурлыкая. «Хорошо!» — говорил я и получал очередную порцию пенящегося напитка. Вскоре тоже научился общаться на уровне счастливой улыбки. Сдаю взятый в аренду, но сломанный при поездке на гору велосипед, и улыбаюсь. «Как оно было?» — спрашивает хозяин прокатной лавки. «Просто замечательно!». В окрестностях Бодрума много удивительно живописных бухт, но колючки на дорогах — смерть для любых велосипедных камер.

Кстати, прокат скутера всего на пару лир дороже, и обойдется путешественнику примерно в 200 рублей в день. Не забывай взять с собой водительское удостоверение, паломник! Из-под каски, что выдают вместе со скутером, в окрестностях Бодрума увидишь гораздо больше, чем велосипедист.

А ещё в Бодруме мне понравились непередаваемо расслабляющая атмосфера вечерних улиц и ...  «секс на пляже». Ну как же без него! Как только солнце садится в море, по побережью Бодрума начинают бегать шустрые молодые турки. Они быстро собирают и уносят лежаки и вместо них прямо на гальке расставляют ресторанные столики. Самый популярный алкогольный коктейль называется «Секс на пляже», потому что их приносят два за одну цену и в каждом сразу по две соломинки.

Финальная неожиданность

Последний пункт моей поездки в Турцию был в городе Фетхие. Здесь меня принял гостеприимный каучсерфер Рахим. Дом у молодого и неженатого турка нараспашку. Все время кто-то гостит: то французский фокусник, то российский журналист... Меня Рахим пригласил, потому что учит русский язык и хотел бы попрактиковаться. В первый же вечер открыли тетрадки с записями, жуткие турецкие учебники, где ошибка на ошибке, и стали разбираться. Учитель из меня получился не очень. Рахим быстро уставал и мы переходили на английский.
Приходили вечером к Рахиму и друзья, коллеги по поликлинике, где он работает завхозом. Разговора о политике, историческом наследии древних цивилизаций и даже о футболе с молодыми турками у меня не получилось. Они напрямую спросили:

— Тебе турчанки нравятся?

Постарался отшутиться:
— Ну конечно! А почему иначе я турецкий сериал «Великолепный век» до шестидесятой серии досмотрел?

У турок настрой был серьезный:
— А нам нет. Рахим вот русский учит — хочет в Россию или на Украину поехать. Вот там — женщины! Светловолосые, голубоглазые, и не такие зануды, как здесь...

— Кстати, ко мне скоро две канадки приедут, — похвастался Рахим. — Совсем новички в каучсерфинге, но я их пригласил, потому что одна из них — светловолосая и молодая...

— И зовут её Ванесса, — добавил я.
— Откуда ты знаешь? — удивился Рахим.

Тесен мир. Везде одно и то же…


Рецензии