К новой экономике

К НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ!

Нынешний кризис мировой экономики и финансовой системы никак не похож на прежние. Это не циклический кризис, связанный с издержками рыночной экономики, это не кризис перепроизводства. И прежние методы его разрешения не могут кардинально помочь. Об этом по-прежнему не говорят политики, но об этом всё чаще и точнее говорят экономисты .

Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) имеет свой взгляд на ситуацию: «Потерпел ли западный капитализм неудачу? Мой ответ на этот вопрос — нет. Но я в принципе не уверен, что капитализму стоит предъявлять подобные обвинения...Мы не справились с управлением рисками и не  смогли правильно распределить обязанности в международных экономических организациях. Наши финансовые неудачи немедленно распространились на реальные секторы экономики... И если ты предупреждал, что что-то может пойти не так, то тебя воспринимали так, словно ты тормозишь прогресс. Поэтому кризис оставил после себя чудовищное наследие... И ОЭСР говорит: "Пришло время структурных изменений.Это наш сигнал...
Это поможет создать новые рабочие места и решить проблемы госдолга. Мы также должны подать сигнал: «Пришло время изменений в социальной сфере, а также сосредоточиться на политике инноваций, чтобы защитить самые уязвимые слои населения. Поэтому, НЕТ, я не думаю, что западный капитализм или открытые рынки потерпели крах. Я думаю вопрос в том, как улучшить систему сдержек и противовесов в нашей рыночной экономике. Я процитирую министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, который недавно написал в своей статье, что «существует единодушное мнение, что наиболее надежные, устойчивые к воздействию кризиса  рынки нуждаются в более жестком регулировании.»
Я с этим полностью согласен. Я думаю, что экономики (разных стран) слишком важны, чтобы быть лишь под влиянием рыночных сил. Это трудный процесс, который требует более жесткого глобального управления и более сильных международных организаций, но в любом случае, это единственный выход.»

А что же наши республиканцы, рвущиеся к власти? –Нет контролю, Нет регулированию, Нет социальным программам, нет социальным реформам.

Чандран Нэйр, основатель аналитического центра «Глобальный институт завтрашнего дня» в Гонконге считает причинами кризиса заниженные цены на ресурсы и перекладывание издержек на другие страны.
«Крайняя форма капитализма, которой пропитан мир, особенно в последние 30–40 лет, находится в опасности и отрицается нами. Очень важно понять, что два фундаментальных принципа капитализма небезупречны: то, что люди и рынки действуют рационально, и то, что именно рынки определяют цены.

Важно понимать основы современного капитализма.
Рабство было первой попыткой занизить цену ресурсов. Потом, когда оно пришло к концу, началась колонизация, которая вновь была попыткой воссоздать капиталистическую модель дешевых ресурсов. Когда же она завершилась с обретением колониями независимости, появилась глобализация с ее потребностью в экономическом росте и затем глобализация финансовой системы.

Когда я говорю об этом в Европе, мне отвечают, что 30 лет они жили в долгах, но я на это парирую, что эту цифру нужно помножить на 10, и за ней стоят 300 лет экономического роста за счет эксплуатации.
Что мы должны понимать сейчас, так это, что мир разительно отличается от того, каким он был 100 лет назад, когда на планете жило около миллиарда человек. При численности населения в семь миллиардов, миру приходится меняться.

Два ключевых момента, которые ему придется признать и которые западный капитализм предпочитал игнорировать, — это то, что товары и услуги, за счет которых процветали компании и экономики, создавались благодаря заниженным ценам на ресурсы и перекладыванию издержек на другие страны.
Эта игра закончилась, поэтому нам нужна фундаментальная реструктуризация, особенно сфер, затрагивающих человеческое существование, и нам необходимо выйти за рамки наших убеждений об экономическом росте и перейти к более сложному и детальному обсуждению прогресса человечества.
А это не равно предположениям о том, что экономический рост позволит каждому иметь машину и гаджеты. Это невозможно, здесь капитализм фактически уперся в стену, и разговор теперь должен вестись совсем иной.»

Всё время меня тянет сократить цитаты, но я понимаю, что то, что говорят эти специалисты из разных стран и международных организаций чрезвычайно важно. Это особенно важно на фоне нашей глупейшей ежедневной пропаганды.

Лорд Мегнад Десаи, член Палаты Лордов, почетный профессор Лондонской школы экономики полагает, что капитализм мигрировал в восточные страны.
Капитализм живет и процветает, но не в западных странах, он мигрировал на восток. Западный капитализм почти половину XX столетия жил на широкую ногу: длительный период процветания, полной занятости, практически гарантированного экономического роста, что в свою очередь значило, что цены выросли, обрабатывающая промышленность переместилась за рубеж, а финансовая система оказалась очень ненадежным другом.
Нам придется пересмотреть нашу модель, наши ценности, нам придется вернуться к устаревшим моделям, потому что капитализм не собирается торопиться. Если азиатский капитализм будет энергичным и решительным, а мы устанем от нашей старой модели капитализма, в итоге, мы заплатим за это огромную цену, обменивая наше благосостояние на их благосостояние.

Социализм умер 20 лет назад, капитализм продолжает жить. Он меняет свою форму, мигрирует в другие страны, он стал полностью глобальным. Теперь под конец мы понимаем, что такое глобализация: что мы так же важны, как все остальные. Если мы не будем усердно работать, мы потеряем свою ценность. Это урок всему современному миру.
Капитализм переживает кризис, таким образом он обновляется и укрепляется. К несчастью для нас, он обновляется за счет своей миграции на Восток. Мы же остаемся в руинах и должны сделать все, чтобы выбраться из них, тем самым упрочив дух капитализма.»

Профессор Тим Джексон, руководитель исследовательского проекта Resove, автор книги «Процветание без экономического роста - экономика планеты с ограниченными ресурсами» предлагает укротить невидимую руку рынка, чтобы она служила на благо общества.

Каждое общество держится за миф, благодаря которому живет. Наш миф - об экономическом росте. Пять последних десятилетий погоня за экономическим ростом была целью политики большинства стран мира. Глобальная экономика выросла в размере в пять раз по сравнению с тем, какой она была 50 лет назад. И если она продолжит расти теми же темпами, она будет увеличится в 80 раз к 2100 году.

Этот чрезвычайный рост глобальной экономической активности не имеет исторических прецедентов. Он полностью противоречит истощающейся ресурсной базе и хрупкому экологическому равновесию, от которого зависит наше выживание. И оно уже сопровождается деградацией около 60% мировой экосистемы...

Причины этой коллективной слепоты легко определимы. Западный капитализм во многом зависит от экономического роста ради собственной стабильности. Когда рост слабеет, как это недавно произошло, политики начинают паниковать. Бизнес борется за выживание. Люди теряют работу и иногда собственные дома. Спираль рецессии грозовой тучей появляется на горизонте. Сомневающихся в принципе экономического роста записывают в безумцы, идеалисты и революционеры.

И все же мы должны подвергать его сомнению. Миф экономического роста обманул наши ожидания. Он обманул ожидания двух миллиардов людей, которые по-прежнему живут на сумму меньше, чем два доллара в день. Он разрушил хрупкую экологическую систему, от которой зависит наше выживание. Он с треском провалил обещанную экономическую стабильность и сохранение источников существования людей. Преуспевание меньшинства, основанное на разрушении экологии и постоянной социальной несправедливости, не является основой для цивилизованного общества.

Но экономический кризис предоставляет нам уникальную возможность инвестировать в изменения. Отбросить привычку думать лишь о ближайшем будущем, которая на протяжении десятилетий вредила развитию общества. Участвовать, к примеру, в радикальных переменах неблагополучных рынков ценных бумаг.

Ничем не ограниченная спекуляция на рынках сырьевых товаров и финансовых деривативов едва не привела финансовый мир к краху три года назад. Она должна быть заменена на более долгосрочное и постепенное планирование торговли на фондовых рынках. Беспрестанная спекуляция за счет налогоплательщиков безнравственна... Обуздание экономики- это только часть битвы.
Нам также придется противостоять запутанной логике потребления. Время тратить деньги на вещи, которые нам не нужны, чтобы поразить людей, чье мнение нам совершенно не важно, прошли. Жизнь в достатке означает хорошее питание, добротное жилище, доступ к услугам хорошего качества, устойчивую общность людей, работу, которая вас удовлетворяет.»

Это говорят люди успешные, вышедшие из самых глубин капитализма, это не протестанты на Уолл-Стрите, которые как дети чувствуют, но не могут сказать, но и не самоучки-агитаторы, проклинающие всех и требующие от других «Вкалывать по 12–14 часов в сутки за минимальную плату».

Американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии Крис Хеджес: «Если называть вещи своими именами, то мы живём в корпоративном государстве. В рамках американской политической системы невозможно проголосовать вопреки интересам банковского капитала. Законодательная и судебная власть контролируются корпорациями. Им же принадлежат и средства коммуникаций. И работают   эти системы тоже в интересах корпораций, а не в интересах граждан. В этом смысле то, что мы видим, это действительно выступление девяноста девяти процентов против одного...»

Ну,загнул, в нашей общине эти процентные соотношения совсем другие. Все льнут к богачам, они думают, что корпорации о них заботятся. Ходжес заключает: «Вопрос стоит: или мы нанесём удар по корпоративной Америке, или нам конец».

Только не нужно понимать эти слова вульгарно. Это не призыв к революции и на баррикады. Но призыв к осознанию сложной действительности и ответственности перед самими собой и обществом. Нужна борьба. Без борьбы никогда ничего не создавалось. И нужно понимать, что мир вступил в новую фазу развития. Перед нами неизвестность. Нужны грамотные, осмотрительные и волевые лидеры. А что мы имеем? Обаму, Перри, Ромни и  иже... Как не вспомнить о роли личности в истории!


Рецензии