В стране меж двух морей

На  снимке: 1985 год. Северная Корея. Моряки теплохода "Звенигород" на экскурсии у пагоды.
Фото автора (в центре).

   Одиночество…    А ведь оно присуще не только отдельным людям,  но иногда и целой стране!  Рискну назвать  таковой Северную Корею, омываемую на полуострове  Жёлтым  морем с Запада, а с Востока  -  Японским.  В загадочной стране довелось побывать в  середине 80-х годов, будучи в экипаже теплохода «Звенигород».  Конечно,  мы слышали о корейской специфике и учением чучхе  - системы «опоры на свои силы».  Но другое дело,  когда предстояло понаблюдать за корейскими товарищами  поближе. В нашей стране мы пережили своё, бессмертное учение, а теперь познакомимся с корейским... чучхе.

   Покорив моря и океаны, Суэцкий канал,  Баб-эль-Мандебский  и  Малаккский проливы,  «Звенигород»  скромно занял своё место у причальной стенки порта Хыннам. Судну предстояло освободить трюма от кокса, доставленного из далёкой Польши.  Первое впечатление  от  Хыннама  -  это ядовитый  жёлтый дым, извергаемый многочисленными металлургическими заводами. Если ветер дул в сторону порта, мы просто задыхались. Поэтому тщательно задраивали все иллюминаторы и наружные двери.  Доблестный солдат-охранник, стороживший судно в будке, бросал ружьё и прятал лицо в носовой платок. Белый хлеб, что выпрашивал на камбузе,  он бережно заворачивал в газету из судовой подшивки.

   Портовые агенты и прочие представители власти появлялись  в кают-компании к обеденной процедуре. Их вежливо приглашали разделить с моряками флотскую трапезу. Отнюдь не смущаясь, они употребляли вместе с нами борщ, а по воскресениям – традиционную солянку и цыплёнка табака. Привлекали внимание номерные знаки на красной бархатной подкладке, украшавшие грудь корейских товарищей.  Они изображали «светлое солнышко», дорогого вождя товарища Ким Ир Сена.  Так называли «небожителя»,  причём…  при  каждом упоминании вождя! Потеря значка сурово каралась местными властями, вплоть до лишения свободы,  утверждали  представители портовых властей.

   Одежда наших друзей по соцлагерю не отличалась разнообразием, Скромные синие хлопчатобумажные костюмы и лёгкие тапочки  на босу ногу  -  очень подходили для быстрой ходьбы. Народ спешил воплощать в жизнь учение чучхе.  Кстати, фолиантами в дорогих переплётах с этим учением были забиты полки спецмагазина для моряков.  Кроме этого общедоступного и единственного в избытке товара, в магазине предлагали настойку женьшеня из искусственно выращенного растения. А потому и сомнительного качества. 
   - Так называемый женьшень (корень жизни) пользовался повышенным спросом в городе у самого синего моря. Ещё бы! Восточная медицина утверждала, что препараты женьшеня продлевают жизнь и молодость! Одесские моряки закупали его оптом, это был их скромный бизнес, - рассказывал электромеханик Бондаренко.

   Моряк побывал в гостях у одесситов со вторым механиком Багликовым, где и услышали рассказ о "чудо-растении", выращенном на плантациях. Огромный и широченный рудовоз на 65 тысяч тонн стоял у противоположного причала. Судно датской постройки, пять лет назад спущенное на воду, но под флагом японской фирмы, купило Черноморское морское пароходство. Моряки перегоняли рудовоз домой и по ходу осваивали новую технику. Это было видно по тому, как они висели на грузовом кране с гидравлическим приводом, упорно не желавшем работать у новых хозяев.    
   
   Что до женьшеня из магазина, второй механик Борис Багликов подтвердил о настойке, как абсолютной подделке.
   - Я приобретал уже это «чудо-лекарство» для больной жены. Поверил байкам, но проку с него...   ноль. Это ведь не природный женьшень, что вырос в лесу или горах, обнаружить который считалось редкой и большой удачей!   

   По приглашению администрации судна на «Звенигород» пожаловал дипломат из советского консульства,  Интеллигентный мужчина поделился с моряками интересным  рассказом о стране чучхе. 
   -  Питание и одежда здесь распределяются домовым комитетом по талонам. Пальто, к примеру, должно служить пять лет,  но в экстренном случае,  при составлении акта, срок можно и сократить, - уточнил дипломат.
На вопрос моториста Карякина о корейских праздниках, консульский работник сообщил о положении дел в этой области:   
   - В стране три праздника: первый по значимости -  День рождения Ким-Ир-Сена, затем его сына и только потом, День независимости!  В эти праздничные дни корейцам выдаётся по курице, в остальное время  народ питается полезным для организма продуктом, рисом. Поэтому граждане, как вы обратили внимание,  по спортивному поджарые, а толстяк здесь вызывает законное подозрение.   

   Кроме официальной восьмичасовой работы, трудящиеся Северной Кореи  занимались общественно-полезным трудом. В этом моряки убедились из собственных наблюдений. Ежедневно, в течение двух часов, они строили шоссейные и железные дороги, приобщались к благоустройству города, убирали мусор. На территории порта клубами отработанного пара и чёрным едким дымом пыхтели…  маневровые паровозы. С борта судна мы видели худеньких корейских женщин, таскавших на голове отрезки железнодорожных рельс. Корейцы молча и упорно прокладывали путь в светлое будуще и чисто по человечески их было жаль.  Больно уж тернист этот путь...

   Интересно, что не забыли в порту о культурной программе для русских моряков, предложив несколько экскурсий. Знать уважали! Мы посетили вполне приличные пляжи, городские достопримечательности и храмы. Запомнилась экскурсия в одну из пагод, расположенную на возвышенности. По узкой дорожке в храм, в окружении густого кустарника, одиноко расположилась деревянная, искусно отделанная скамейка. Оказалось, что не простая, а историческая!
   - Однажды здесь отдыхало ясное солнышко, великий вождь, товарищ Ким Ир Сен! -  с дрожью в голосе пояснил экскурсовод.
Поскольку теперь это серьёзная реликвия, мы осторожно обошли скамейку, чтобы не осквернить святыню своими задницами…

   Следующим портом в КНДР был Чхонджин, расположенный на северо-востоке страны. Около месяца нам довелось простоять на рейде, в очереди за погрузкой листового металла на Англию.  Из исторических справочников известно,  что Чхонджин был когда-то маленькой рыбацкой деревушой. Но в 1908 японцы в целях улучшения морского пути к китайским и корейским ресурсам начали использовать эту маленькую деревню в качестве торгового порта. Китай и Россия открыли в Чхонджине свои консульства и это было уникальным явленим для Кореи.

   Все воспоминания  автора этих строк о стране с учением чучхе относятся к середине 80-х годов. Разумеется, перед моряками предстала лишь внешняя сторона жизни её граждан. Возможно, что в современной КНДР произошли качественные изменения по части жизненного уровня и свободы граждан. Неоднозначная страна со  своей историей, культурой, традициями и природой, несомненно осталась у нас в памяти. А что если бы усмирив гордыню, две Кореи, с их мощными потенциалами и трудолюбивым народом, вдруг объединились?!  Фантастика, конечно, но это было бы сильнейшее государство Восточной Азии с суммарным населением свыше 70 миллионов человек!  Увы, вожди и народ - слишком разные субстанции, а жаль...

   С окончанием грузовых работ в портах Северной Кореи, "Звенигороду" предстояло посетить Японию. На палубу рудовоза должны погрузить трубы  большого диаметра для газопровода. Да, Япония заметно отличалась от КНДР,  настолько интересна и своеобразна Страна Восходящего Солнца. Она, безусловно,  заслуживает отдельного рассказа...
 
   Топливо, в целях экономии, брали во Владивостоке  и  только тогда мы могли сказать: прощай Дальний Восток!  По всем показателям пора домой, в порт приписки, Мурманск!  Всё так, но в Малаккском проливе грешно пройти мимо Сингапура! Капитан Георгий Кононович нашёл убедительный повод бросить  якоря на его рейде…  хотя бы на светлое время суток! В пароходство ушла радиограмма о необходимости подкрепить груз и  разрешение было получено. Что означал Сингапур с его магазинчиками для моряков, Георгий Осипович, прекрасно понимал. Знали, видимо, и в судоходной компании.  Так что рейдовые катера не заставили себя долго ждать. Удачно отовариться...  первейшее, святое дело для советского моряка Тем паче, с учётом такого длительного рейса...


Рецензии
Публикация говорит о многом, если читатель - моряк.
С уважением,

Серафим Григорьев -3   22.09.2020 02:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.