понтяра

 ПОНТЯРА.

Как ни странно, но всю нашу жизнь сопровождают клички, прозвища и как сейчас говорят, кликухи. Язык зависит от времени в котором мы живём и хотим мы или против новые слова входят, живут и расширяют свой ареал нисколько не заботясь о нашей морали, политической и экономической ситуации. Всё происходит само собой, как нам кажется.
У девочек в школах редко появляются клички, а вот у мальчиков это на сто процентов реальность. Как правило, это безобидные клички, но которые сопровождают тебя до окончания школы и вновь вспоминают о них, когда ты встречаешь своих друзей на встречах выпускников – все смеются.
И если раньше, когда люди редко меняли своё место жительство, прозвище сопровождала его до самой смерти и переходило по наследству и все их знали не по фамилии, а по прозвищу, а иногда прозвище переходило в фамилию и всё это воспринималось как само собой разумеющееся.

 Была ли кличка у меня? А как же! Было бы просто удивительно пройти мимо этого нашего феномена. Первая кличка была «еврей», но через полгода её сменили, видимо, посчитали, что «еврей» с фамилией Иванов плохо сочетаются и кличку сменили на «нос». Это подтверждали поговоркой :-«Нос, семерым рос, а одному достался». Вначале я очень возмущался, сопротивлялся, не отзывался, но когда тебя называют так с утра до вечера, то невольно всё встаёт на свои места и кажется, что это не кличка, а имя от рождения.

Среди нас были ребятишки сосланных родителей из Прибалтики, Средней Азии, Украины и Белоруссии и их странные, на наш взгляд, фамилии так и просились на изменения, более короткие и легко запоминающиеся. Видимо, он из Прибалтики, национальностью мы просто не интересовались, и то что они сосланы, мы воспринимали как должное – значит есть за что, так вот его фамилия была – Мяукаме. Ну как не дать ему кличку- «кот». Из Белоруссии приехал мальчик с фамилией – Нехороших, получил – «плохиш», а самый маленький в нашем классе был назван…»мазёр» и он, по моему, этим гордился, а совсем белый, наверное альбинос, у нас прозвали «чернобровый», говорят, что это к нему приросло и сопровождало до самой смерти. Я назвал только тех кто имел яркие прозвища, а такие как » кисель» – Киселёв, « беленький «– Белялетдинов,  «бак»- Бакулин, или очкарик, это совсем прозаические клички, которые после школы забывались через месяц, от силы полгода.

Надо заметить, что становясь взрослыми мы как бы крестились заново, получая другие клички, но если в городе где на заводах работают люди с разных концов страны и часто меняются, эта практика не прижилась, то вот в маленьких посёлках, где все друг друга знают не мало лет, школьная традиция жива до сих пор.
Когда я работал в одной из таких организаций, клички приживались повсеместно. Митрофанов Федя, который, как он говорил, имел четыре ходки, стал зваться «мифодий», кратко и ёмко. Но самую длинную и ёмкую кличку имел у нас шофёр, который после каждого развода семейной пары с пафосом произносил:-«Хорошего мужа жена не бросит». Но подошло и его время – он развелся и стали его звать «хорошего мужа жена не бросит». Но ведь могли же дать кличку или прозвище – «брошенный», «оракул», »Гришка предсказатель», да разве в русском языке мало острых и двусмысленных слов? Но, нет, стали звать именно так, длинно и занудно. Он пробовал возмущаться и даже однажды, поставил поллитру, чтобы смилостивились над ним, поллитру выпили, но всё осталось по прежнему.

В каждом коллективе есть человек – пересмешник, язык у которого острее всех, про всех всё знает и он любимец посиделок . Так и наш аппаратурщик - «седой», давал всем прозвища и названия. Он давал имя даже собакам. Одну он назвал Валентина Доржиевна, в честь нашего главного бухгалтера, которая не дала ему премию к празднику, а другую собаку он назвал Леонид Ильич, а было это еще до перестройки, и чтобы не подставлять организацию, парторг сказал:-«Ну, это уж слишком» и отвёз собаку на дальний объект, но и там «седой» дал ей кличку- «Чемберлен».
Мой капитальный гараж, шесть на четыре метра, находится всего в трёхстах метрах от дома. Наверное, жители больших городов это прочтут дважды, но это именно так. Не всё же у меня должно быть плохо? Через два гаража от меня ставит свою машину «мерседэс» дядька, почти мой годок, я в дальнейшем буду его звать «мерседесником». Мы ходим друг к другу в гости (гаражи), оба не промах выпить и поговорить –«про жисть». У меня то далеко не «мерседес», а «Таврия», машина требующая постоянного ремонта и ухода, так что с ней не заскучаешь – изучишь её строение не хуже её конструктора и будешь знать все магазины запчастей в городе.

Мимо наших гаражей. Иногда, проезжает на велосипеде, а чаще проходит яркий представитель и видимо потомок Хлестаковых, как мы его , не сговариваясь, прозвали –«понтяра». Я даже немного, лет восемь назад, работал в одной с ним организации. А сейчас всё по другому, пришел капитализм, каждый сам за себя, государству на тебя, мягко говоря, наплевать, второй раз в нашей истории лозунг-«Кто был никем, тот станет всем» претворился в действительность. Люди разделились на «мерседесников» и велосипедистов и между ними «жигулисты», а жизнь идёт и в каждой касте есть ещё свои разделения- миллионеры и миллиардеры, низкооплачиваемые и бомжи, крестьяне и фермеры, служащие и начальники, писатели и графоманы, знахари и врачи и даже мент и честный мент.

Имел он странные привычки: водку не пил, а только пиво, но от пуза, заходил в гараж, садился на стул, доставал «полуторку» пива, пил из горла и закусывал мороженным. Никогда нам не предлагал выепить вместе, но и мы не стали его приглашать к нашей, более разнообразной трапезе. Начинал он разговоры о том как надо уметь жить, перебивать себя, не позволял. Так вот, сейчас,-начинал он- я собрал бригаду и мы строим дома, заказов, только успевай топоры точить. Даже вчера домой ко мне приходили. Я бы мог строить сразу несколько домов и бань, да где работящих найти. Сейчас строим в Южлаге  дом и сарай для домашней скотины. Хозяин нам уже второй заказ готовит. Может и вы желаете подработать, я всем работу найду, я вижу вы парни нормальные.

     Правда.
 Начал строить дом и баню одновременно со своим напарником –«доходягой». Сил и терпения хватило только чтобы выкопать сливную яму в бане и уложить в фундамент дома два венца. Получили задаток и пропили, вот хозяин и приезжал вчера требовать задаток назад и грозился своей роднёй. Зря он ходил и  грозился, деньги истрачены, напарник дней на десть скрылся у бабушки в деревне, инструмент предусмотрительно взят с собой, а «понтёр» с безобидным видом обещает всё продолжить и даже снизить цену, раз получилась такая накладка. Телефона у него нет и никогда не было, и хозяева на второй или третий раз, а находятся они от «понтяры» не менее чем за пятнадцать км., машут рукой. Но этот приехал ещё раз со своим братом и, наверное, хотел что – то взять в залог, но в доме кроме больной жены, драной кошки и сломанного холодильника, почти, ничего нет. Почему, почти, а потому- что был ещё ламповый телевизор, как ни странно, работающий. Хотели дать ему в зубы и даже уже замахнулись, но он сказал:-«Мой сосед по огороду мент и сейчас он как раз в огороде». Вздохнули, плюнули, махнули рукой, сели в машину и уехали навсегда.

         Следующий раз он рассказал как он обустроил свой дом. 
Думал я думал и решил, надо сменить окна и сменил, решил подсоединить дом к канализации и подсоединил, сейчас просто рай, правда, унитаз пришлось поставить в коридоре, но нас же двое, что нам стесняться, а кто стесняется – туалет в огороде, я ведь его не сломал. Вы думаете, что так всё просто. Вначале я нашёл трубу по которой идет слив, для этого вырыл траншею длиной два метра, потом отвод к дому, а копал то ночью, чтоб никто не видел и не завидовал.

Правда.
 Когда он стал долбить трубу то один кусок откололся и закупорил трубу. Вода с фекалиями, вначале, затопила яму и траншею, которые он копал по ночам, а затем стала растекаться по огороду. А как сказать, кому пожаловаться, как избежать скандала? Пока он думал, а на это понадобилось около суток, вода затопила огород соседа, который и забил тревогу. Приехали, перекрыли, заменили трубу, огород вытоптали, яму засыпали, выписали штраф, отругали и уехали. А окно он заменил только одно, спёр, или как сейчас говорят, прихватизировал оконную раму с ближайшей стройки. Но узнали, приехали, вырвали, отругали, пригрозили и унесли. Вставил старую, покрасил, а заодно и остальные покрасил. Это мы с мерседесником дали банки со старой краской, а он их смешал и получилось, на наш взгляд , плохо, но ему понравилось.

 Он ещё много раз нас удивлял. Приехал на велосипеде, а на багажнике обрубки арматуры, какие то ещё железяки:-«Вот, смотрите, сейчас сдам и будут деньги. Надо уметь жить!» А вчера я наловил в нашем озере окуней, пропустил их через мясорубку и такие замечательные котлеты. Вы то, наверное, настоящей, свежей рыбы, и не пробовали. Хотите я вас угощу?   Мы дружно замотали головами.
Но один раз, он меня просто уложил на лопатки. Заходит в автобус, садится на сиденье, звонит мобильник, он достаёт его и начинается монолог, а о том, что ему говорят, только догадываемся. Меня он не видит, так как я сижу к нему спиной через два сиденья.

Да, да я еду на машине домой, буду через семь минут. Сейчас мне некогда, давай перенесём встречу на послезавтра.

Завтра мне некогда, у меня в два часа процесс.

Да, да я сказал, что землю покупаю, значит покупаю. Ты же меня знаешь, документы я подготовлю. Ну, бывай.

Боковым зрением замечаю как он окинул всех взглядом, и так ему захотелось с кем – нибудь поговорить, но все опустили глаза и сделали вид, что ничего не слышали.
Правда.  Телефон ему неделю назад подарил племяник, в обмен, что он у него поживёт недельку.

правда

Первое не стоит комментировать, он действительно ехал домой на машине (автобусе).
 
А вот насчёт завтрашнего процесса , это тоже правда – разводится с женой.

И наконец о земле.
 К его огороду примыкает старая дачка, а так как  это «нахаловка», то им предложили дачку убрать и они её убрали. Но хозяин предложил «понтяре» свою землю за поллитра, мол еще год попользуешся, а я забор убирать не стану. Сошлись на том, что поллитровку разопьют сообща.



Прошло сколько то лет, кое что изменилось: «понтяра « стал получать пенсию, я продал машину, а куда ездить? Дача  на пенсии нужна, но работать в наклонку выше моих сил, родня в деревне – кто уехал, кто ушёл в лучший  из миров, а кто разбогател и там уже другая родня.

Встречаю его у магазина с палочкой в левой руке, ходит прихрамывая, но во взгляде ещё искорки былого величия.
 
Я сходил в пенсионный фонд, написал на них бумагу и они мне прибавили с первого февраля пенсию и обещали ещё в августе. Их надо держать вот так, и показал сжатый кулак. То, что в эти месяцы прибавляют всем пенсионерам, я, разумеется, промолчал и правильно сделал, а то ведь он стал ещё более нервным, чем раньше и мог бы своей тросточкой вбить в меня правила хорошего тона.

Когда то я встречусь с ним ещё раз и услышу ещё одно его достижение.


Рецензии