Chase Truck Motor Company
Сегодня, грузовики во всем мире востребованы не меньше, чем легковые авто. По своему комфорту, они порою даже превосходят легковушки, но…
Но вопрос о том, каким был грузовик 50, 70 и даже 100 лет назад – остается открытым. Мы уже давно привыкли к комфортабельным тягачям и маленьким трудягам, забыв, а зачастую не зная истоков современного автомобилестроения.
Компания, о которой мы поведем речь в данной статье, является одним из множества пионеров, несомненно, оставивших в клад как в историю американского, так и мирового автопрома. Имя этой компании - CHASE.
«Малыш для большой тяги!»
История компании Chase имеет более чем вековую историю. Ее корни уходят в 1804 год, когда Томас Вианд первым начал массово изготавливать плуги из кованого железа для обработки фермерских хозяйств Нью-Йорка. Пройдя столь длинную историю от фирмы по производству плугов, до компании по производству грузовых автомобилей , Chase truck motor company (далее Chase TMC) осталась верна традициям и ориентировалась в первую очередь на сельскохозяйственный рынок.
Однако, по мнению некоторых автоисториков Chase «растянулась» о шкалу времени в своем прыжке от сельскохозяйственных орудий до безлошадных повозок. Компания, которая не смогла преодолеть огромную яму между эпохой лошадиной тяги и двигателя внутреннего сгорания.
Основанная Аурином Чейзом в 1907 году для производства универсальной платформы, как для легкового, так и грузового транспорта.
Аурин Чейз оказался человеком с твердым подходом и продуманной концепцией. Благодаря этим двум качествам он смог наладить не только производство, но и сбыт автомобилей разных типов, имеющих под собою единую платформу. Конечно, Chase – автомобиль не роскошный. Это трудяга, который с совестью выполняет свой долг и никогда не откажет владельцу в услуге. Для того чтобы слова не расходились с делом, автомобили Chase довольно легко можно было переоборудовать из бортового грузовика в фургон или вовсе оставить пустую площадку под погрузку.
Необходимо также отметить, что до начала работы на собственном предприятии, Аурин Чейз занимал пост помощника начальника предприятия H.H Francklin Manufacturing Company, занимающегося производством автомобилей.
1 июля 1909 года, компания Chase выпустила свою рекламу, которая стала решающей для последующей жизни компании:
«Автомобиль Chase – специально для деловых операций!».
Подобным автомобилем стала модель «С» - одно из первых творений Чейза. До наших дней сохранился всего один экземпляр этого автомобиля, и мы считаем необходимым по возможности рассказать о его судьбе.
Модель «С»
Модель «С» образца 1909 года – редкий представитель первых серийных грузовиков США. Он до безобразия прост и не столь красив, как автомобили начала 20-х годов. Но именно в нем отразилась необходимость ускорения и развития экономики США.
История конкретно сохранившегося автомобиля началась с его продажи фермерам из Филадельфии, использовавшим грузовик в колбасном бизнесе с 1913 года. После этого автомобиль перепродали Уилмингтонской типографии. Позднее, он был сдан в утиль за ненадобностью и закупкой нового автопарка.
Обнаруженный реставраторами автомобиль поразил их. Двухлитровый двигатель в 12 лошадиных сил, магнето Bosch и карбюратор с двухскоростной планетарной коробкой передач почти не пострадали от времени. На раме грузовика даже сохранился порядковый номер 48. Твердые шины автомобиля почти не деформировались за много лет под открытым небом.
Непосредственно перед реставрацией, верхняя часть корпуса автомобиля был обрублена и заменена новой. В штате Пенсильвания специально для этого был заказана древесина дуба и ясеня. В остальном, автомобиль стал удачной находкой, отлично сохранившейся технически.
Конечно, автомобиль Chase нельзя назвать образцом комфорта и стиля, но это была одна из первых компаний, которая наладила серийное производство грузовиков.
По мнению же самого владельца этого необычного аппарата все удовольствие от владения сводится к тому, что: - “…иногда я завожу его. Это очень просто. Вы прикладываете немного физической силы, крепко держите рукоять и он оживает вновь!”.
В начале производства
С начала своего существования (1907 год), Chase TMC осуществляла сборку автомобилей из деталей собственного производства. На заводе трудилось немногим более 200 человек, которые были заняты сборкой рамы, трансмиссии, органов управления и двигателей.
Необходимо отметить, что в зависимости от потребностей рынка, Чейз разрабатывал одноцилиндровые, трех и даже шестицилиндровые двигатели. Грузовики Chase легко становились легковыми автомобилями, но казались обывателю странными. Легковушки имели большие высокие колеса и грузовой вид, а грузовики наоборот, легковые очертания и в чем-то напоминали ранние автомобили Brockways.
К 1909 году, компания наладила производство двухцилиндровых двигателей объемом 129 кубический дюймов (2,1 литра) и мощностью в 12 лошадиных сил. Платформа оснащалась магнето компании Bosch, модернизированным карбюратором и двухскоростной планетарной коробкой передач. В 1912 году Аурин Чейз принял решение, что его компания более не будет производить легковые автомобили, а останется верна грузовому транспорту.
Когда дела Аурина пошли в гору, накопленный капитал он пустил на расширение производства! В 1910 году был открыт филиал компании в Филадельфии (штат Пенсильвания). Позднее, в 1912, он создал целую «ветвь» филиалов компании, распространившуюся на Джонстаун, Олбани, Спрингфилд, Фремонт и Мемфис.
Помимо производства, в близости от заводов были организованы станции технического обслуживания. Данный факт примечателен тем, что когда еще несколько лет назад на наш рынок попали китайские грузовики, никто не думал о том, кто и как их будет обслуживать. Аурин Чейз напротив, изначально позаботился не только о сборке и продаже, но и последующем обслуживании своих автомобилей.
1912 год в целом является благосклонным к Chase TMC. Компания начинает экспорт своих грузовиков в Великобританию. Также иностранные заказы включали в себя Мельбурн, Австралию, Варну и Болгарию.
Такой прирост был достигнут лишь с помощью правильной политики на рынке, а именно – предоставление покупателю выбрать автомобиль исходя из необходимости. То есть выбрать максимальную грузоподъемность и двигатель.
Его автомобили заказывают богатейшие универмаги и торговые дома Нью-Йорка. Крупнейшие производители Миннеаполиса размещают заказ на 62 машины. Также поступают небольшие заказы из почти всех штатов США, составляющие 5-6 автомобилей, что при относительно небольшом объеме производства, оборачивалось в баснословные деньги.
Для удовлетворения потребности небольших торговых домов и малого бизнеса была создана модель «М». Грузоподъемность автомобиля составляла 250 килограмм, а стоимость ровнялась 500 долларам. По утверждению рекламы того времени, Модель «М» воплощала в себе эффективность, простоту и экономию!
Производителем для данного грузовика была создана система заправки топливом, предполагавшая заливку масла через топливный бак. Данный метод позволял смазывать цилиндры и нижнюю часть двигателя. Но, как нам всем теперь известно, данный метод имеет под собой ряд минусов и недостатков.
Привод на заднюю ось в целом напоминал мотоциклетный и являлся цепным. Задние, 40 дюймовые колеса оснащались покрышками из твердой резины (о комфорте и смягчении тряски тогда думали мало).
В сочетании с большими колесами, грузовик имел колесную базу длинной - 2500 мм. Во многом, столь большая колесная база обеспечила высокий клиренс и способность преодолевать препятствия в случае необходимости. Подвеску составляли эллиптические пружины или как указано в отечественных технических сборниках – рессоры.
Сухой вес грузовика составлял 1500 фунтов или 680 килограмм. Торможение автомобиля происходило только за счет натяжения цепей на задних колесах.
В совокупности, к 1913 году Chase TMC предоставила на выбор покупателя пять моделей, тоннажностью от 250 до 1800 килограмм.
Первая мировая война
В феврале 1916 года, один из директоров компании Chase TMC на одном из публичных выступлений сказал:
«…Никогда прежде перспективы грузовых автомобилей не были такими яркими как сейчас. Беда лишь в том, что существует нехватка материалов и частей. В ином случае, компания Chase будет работать днем и ночью выполняя заказы!».
Эти слова являются полным отражением дел, потому что в 1916-м году заводы Чейза работали с 200% увеличением заказов. Также военные деятели отмечали, что компания Chase TMC не принимает заказы от тех, кто сражается против идеи американизма (политкорректнее это можно перевести как – врагов США).
Финансовые трудности
К 1918 году компания Чейза стала испытывать упадок, но сохранила пять моделей грузовиков в производстве:
Модель T - стоила $ 1500 - грузоподъемность 1500 фунтов (680 кг)
Модель C - стоила $ 1650 - грузоподъемность 2000 фунтов (910 кг)
Модель R - стоила $ 2200 - грузоподъемность 4000 фунтов (1800 кг)
Модель B - стоила $ 2475 - грузоподъемность 5000 фунтов (2300 кг)
Модель O - стоила $ 3300 - грузоподъемность 7000 фунтов (3200 кг)
Финансовые проблемы компании начались еще в 1917 году. Потери, понесенные в связи с ограничением запасных частей для «гражданских» клиентов сыграли над ее бьющимся в агонии телом прощальную трель. Данный факт во многом определил ее дальнейшую судьбу и объявление о банкротстве в 1919 году.
Как ни странно, но именно в период войны остальные производители автомобилей и в том числе грузовиков «собирают камни» и сколачивают капиталы, которые позволяют увеличить их бизнес в несколько раз.
Чейз был один из 150 глав компаний, которые бились за право производства грузовика «Свобода» класса «В», но выстояв в ожесточенной борьбе, отказался от заказа.
После окончания Первой мировой войны, завод Чейза отказался от производства автомобилей и активно перешел на свою побочную ветвь, созданную еще в 1911 году – трактора. Данный ход был успешен на фоне необходимости выращивания большего количества питания, как для США, так и Европы. Спрос на тракторы выровнял баланс компании и Аурин Чейз смог продал весь свой бизнес канадским поставщикам комплектующих.
С 1907 по 1918 год было произведено более 5000 тысяч транспортных средств, из которых лишь 30 сохранилось до наших дней!
p.S
При подготовке данного материала, была обнаружена особенность фотографий автомобилей Chase того времени. Они фотографировались исключительно на фоне вывесок тех, кто их приобрел. Видимо, это можно считать знаком богатства и успешности предпринимателя в начале 20-го века.
Свидетельство о публикации №214051400900