Интервью с Наоми Уоттс
Есть личности в мировой истории, память о которых сохраняется независимо от времен. Проходят годы, но люди помнят человека за тот Свет, который он излучал. И даже когда источник света исчезает, его фантомное тепло продолжает греть. Одним из таких людей была принцесса Уэльская Диана. Если бы она не погибла так трагически и страшно в последний день лета, возможно история ее жизни не приобрела бы столь романтический ореол. Ведь бытует мнение: герои, чтобы оставаться таковыми, должны жить красиво и быстро. Ошеломляющая гибель британской принцессы в 36 лет стала той самой высокой нотой, на которой человеческая жизнь обретает пронзительное звучание. Все, что последовало после – народная скорбь, море цветов у Букингемского дворца, мнение, что с ее смертью умерла и британская монархия, привело к тому, что, позднее было названо эмоциональной революцией. С уходом «народной принцессы», которая менее всего была похожа на холодную аристократку, британцы начали иначе относиться к тому, что испокон веков казалось незыблемым – институту монархии. Королеве Елизаветте на похоронах нелюбимой невестки пришлось сделать неслыханное – склонить голову перед ее гробом, дабы не вызвать на себя еще больший гнев подданных и хоть как-то поднять рейтинг британской короны.
И вот, спустя 16 лет после гибели принцессы Дианы, голландский режиссер Оливер Хиршбигель, ошеломивший нас художественной реконструкцией последних десяти дней жизни Гитлера в фильме «Бункер» (2004), а до этого отважившийся на исследование звериной человеческой природы в «Эксперименте» (2000), посягнул на святое – на жизнь принцессы Дианы, точнее, на одну из малоизвестных любовных историй, приключившуюся с ней под конец жизни. Фильм «Диана: история любви» основан на романе Кейт Снелл «Диана. Ее последняя любовь». Личность «неистового голландца» в качестве режиссера была очень на руку продюсерам, всячески стремившимся избежать обвинений в ангажированности, которые несомненно возникли бы в случае, если бы режиссером стал британец. А так – фильм о Диане голландского режиссера, как взгляд со стороны, обещал стать честным и непредвзятым.
Безусловно, у фильма с самого начала были противники – после премьеры их стало еще больше, самым категоричным из них стал один из героев истории – пакистанский кардиохирург Хаснат Хан, тот самый «трагический» возлюбленный, что лишил Диану рассудка. Его роль в фильме исполнил актер Навин Эндрюс, известный русскому зрителю по сериалу «Lost» и небольшой роли в «Английском пациенте». Показ в Лондоне, на котором присутствовали члены королевской семьи, не обострил имеющиеся противоречия, не породил никаких сенсаций и скандалов. Не оттого ли, что сам фильм так и не стал откровением – судя по сдержанным рецензиям европейских кинокритиков. Авторы фильма так и не решились опровергнуть общепринятую трактовку личности принцессы Дианы, многое из действительной правды осталось за кадром, акценты расставлены так, чтобы ни в коем случае не разрушить созданную британцами легенду о «принцессе наших сердец», сочувствующей, благородной и простой в обращении леди королевских кровей. В лице Дианы народ получил желаемую метальную революцию, и воздвиг свою героиню на пьедестал славы и вечного поклонения.
Опровергнуть подобную легенду решится не всякий – Оливер Хиршбигель и не планировал свержения «икон». Более того, приглашение на роль Дианы австралийской актрисы, британского происхождения, Наоми Уоттс, стало очередным шахматным гамбитом продюсеров, призванным продемонстрировать отсутствие ангажированности проекта со стороны британской короны.
Если оставить в стороне политкорректность, хитроумие, и околокинематографические интриги – можно заметить определенное родство между Наоми Уоттс и ее высородной героиней. Как и Диана – она урожденная британка (ее родина – графство Кент, Диана - преданная дочь Норфолка), как и леди Ди, Наоми – мать двоих сыновей. В ее жизни было много любовных поражений, и лишь гражданский брак с актером Ливом Шрайбером вроде бы придал ее семейной жизни прочность. Она не менее добра, чем ее героиня, что в свое время было отмечено ее назначением на должность посла доброй воли ЮНЭЙДС. Она много занимается благотворительностью, но в этом смысле ей повезло больше, чем Диане, за ней не следуют толпы фотографов, чтобы запечатлеть очередное проявление отваги или жест доброй воли. В свое время актрисой она стала не сразу, а пришла к этому через череду сомнений, поражений, и отвлекающих маневров. Было время, когда она даже работала журналистом в журнале мод и моделью, но быстро поняла, что это нее ее конек. Первые роли еще на австралийском континенте, как и бывает в таких случаях, не принесли ей ни славы, ни денег. Зато появление в шизофреническом «Малхолланд-драйв» Дэвида Линча стало тем самым катализатором, что запустило химическую реакцию «love story» между Наоми и Голливудом. Златые ворота в империю господина Синема наконец распахнулись. Сегодня за ее плечами яркие роли в фильмах «Банда Келли», «21 грамм», «Убить президента», «Взломщики сердец», «Останься», «Разрисованная вуаль». Также она имеет опыт продюсирования фильмов «Элли Паркер» и «Мы здесь больше не живем». Повысив свой актерский рейтинг благодаря двум номинациям на «Оскар», она отныне имеет возможность тщательно выбирать роли. Одна из самых свежих ее работ - роль матери, влюбившейся в сына своей подруги – в фильме Анн Фонтейн «Тайное влечение». Вот уж где драматический накал определяет градус повествования. Роль принцессы Дианы в робкой экранизации Оливера Хиршбигеля могла бы встать в один ряд с экранными образами Елизаветты II и Маргарет Тетчер в исполнении Хеллен Миррен и Мэрил Стрип. По крайней мере, со стороны исполнительницы главной роли Наоми Уоттс для этого сделано все и даже больше.
- Наоми, правда, что вы не сразу согласились на эту авантюру – роль в фильме о принцессе Диане?
- Мне не нравится слово «авантюра». Мы были честны в своем замысле. Если говорить о моем участи, то, да, приглашение сняться в этом фильме я получила во время съемок в Автралии, где я работал над ролью в «Тайном влечении». Естественно, какое-то время я колебалась. Все-таки речь шла о самой известной женщине нашего времени, и с этим связаны серьезные трудности. Ведь каждый считает, что знает ее, так что я долго задавалась вопросом, смогу ли я сыграть так, что моя работа устроит всех. Но меня так уговаривали, что я согласилась прочитать сценарий. Меня захватила идея картины, это действительно великая любовная история. Стало понятно, что о Диане мне известно крайне мало, особенно о тех взаимоотношениях, что легли в основу сюжета. Мне нравится играть сложных женщин, полных противоречий, а Диана как раз была такой и даже больше. Она могла представать сильной и мятежной, но могла также быть насмешливой, кокетливой, вредной и очень здравомыслящей. Мне интересно наблюдать за этими женскими чертами характера на экране. Да и в жизни среди моих подруг таких много.
- Как известно, вы поклонница «Бункера», снятого режиссером Оливером Хиршбигелем в 2004 году. В 2005 он был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм.
- Фильм «Бункер», как мне кажется, шедевр. Когда я встретилась с Оливером, то поняла, что он уже полностью одержим образом Дианы и давно погрузился в ее мир. Мы сели и поговорили каждый о своем видении, и я осознала, что примеряя на себя этот образ, мне следует полностью довериться ему и его режиссерскому взгляду, он помог мне поверить, что фильм сработает. Несколько недель спустя я переехала в Лондон, чтобы начать подготовку к роли.
- Расскажите, как вам работалось над ролью принцессы Дианы?
- Никогда я еще так много не работала. Но я очень благодарна Оливеру (Хиршбигель – режиссер проекта – Ред.), Стивену и Кейт (Джеффрис и Снелл – сценаристы – Ред.), которые чуть ли не каждый день сообщали все новые факты о ней. Самым важным мне казалось достоверное воспроизведение ее голоса. Мы все хорошо помним ее голос - аристократический, но без этого старомодного прононса. Он был теплым и современным, и в нем ощущалось дыхание полной грудью, делавшее его звучание более привлекательным. Словом, было над чем работать. Даже мама сказала мне: «О, Боже! Я не знаю, получится ли у тебя воспроизвести тот голос». Я шесть недель плотно занималась со специалистом по сценической речи, а затем эти тренировки продолжились и на площадке.
- У многих Диана вызывала восхищение тем, что она говорила. Но были и те, кто считали, что она неправа, будучи столь смелой в словах.
- По-моему, ее ответы были блистательными, хотя, я знаю, что у некоторых совсем иное мнение. Мне бы на месте Дианы хотелось сделать то же самое; только не уверена, что мне хватило бы смелости. Перед нами женщина, которая погрузилась в непростую жизнь с 19 лет без какой-либо подготовки. Мне нравилось, что она сражалась за свое счастье, не останавливаясь ни перед чем, и я бесконечно ее уважаю.
- Говорят, что ваше перевоплощение в Диану, было впечатляющим.
- Это не моя заслуга, а гримеров и костюмеров. Поверьте, одна я не достигла бы этой цели. Важно было все: волосы, черты лица, косметика. У нас было четыре парика, именно столько раз в период с 1995 по 1997 год Диана меняла цвет и длину волос. График съемок был довольно жестким, и парики порой приходилось менять по четыре раза в день. Потом мы переключились на нос, у нас с ней совсем разные носы, поэтому я хотела, чтобы мой сделали более похожим, пробовали разные конструкции и остановились на одном маленьком протезе на носовой перегородке. Потом Оливер сказал, что главная фишка Дианы – глаза, и он был прав – нам потребовалось много туши для ресниц и акцентированная подводка глаз, также я изменила форму бровей. У нее всегда был простой макияж, но в глазах всегда было что-то непередаваемое. Застенчивый взгляд мог быстро делаться властным и почти дерзким. С такими глазами историю о ней можно было бы рассказать одним взглядом.
- Вам и над мимикой пришлось поработать?
- Да, движения моего лица обычно направлены вправо, а у Дианы – влево, и мне нужно было этому научиться. Довольно сложно вырабатывать движения, противоположные твоим собственным. Поначалу ты все время сбиваешься, потому что это противоположно твоему естеству, а когда работаешь на съемочной площадке, необходимые движения лица должны быть отлажены до автоматизма, достаточно один раз сбиться, и внимательный зритель увидит подвох.
- Многие актеры, которым приходилось играть не вымышленных героев, а реальных людей, вспоминали об это с ужасом.
- Это невероятно трудно. С одной стороны, ты зажат рамками сценария, то есть, тебе нужно принять или не принять точку зрения сценариста. Одно дело факты, и совсем другое – твое естество. Еще один момент: ты должен достичь максимального сходства с героем – походкой, голосом, жестами, но при этом, не потерять себя. Я ни в коей мере не пыталась стать Дианой абсолютно, у меня это все равно не получилось бы, а на экране это выглядело бы как жалкая пародия. Опасно еще и то, что авторская трактовка создателей фильма всегда может подвергнуться осуждению тех, кто знал и любил Диану. Мы знали об этом и были готовы столкнуться с неприятием.
- Вы сначала паниковали?
- Было и такое. Не каждый день мне предлагают играть подобные роли. Сложнее всего осознавать, что ты должен воплотить на экране образ реально жившей женщины, которую боготворили миллионы людей по всей Земле. Ты несешь ответственность за эту авантюру. Реальных людей играть сложно, потому что всегда найдется тот, кто скажет: «нет, это неправда». И ты даже не можешь ему возразить, потому что это на экране ты принцесса Диана, а в жизни – Наоми, которая при всем желании не сможет оказаться внутри своего персонажа. Я могу только что-то сыграть и что-то додумать, но я всегда буду на дистанции незнания. Перед съемками я долго мандражировала, но когда все завертелось, закрутилось, неожиданно страх прошел. Я сказала себе: «Это мое». И все пошло.
- Обычно, когда делается байопик, создатели фильма прибегают к воспоминаниям участников или свидетелей событий, в вашем случае было что-то подобное?
- Была идея поговорить с Хаснатом Ханом, но мне сразу сказали – идти к нему нет смысла, он не будет говорить об отношениях с Дианой. Я думаю, это нормальная мужская позиция. Этот человек не захотел делать себе славу на личной истории, тем более с таким человеком, как леди Ди. Поэтому я почерпнула много важных сведений из его показаний, которые он давал во время следствия по факту гибели принцессы. Они мне очень помогли.
- А знаменитое интервью Дианы журналисту BBC Мартину Баширу? Вы смотрели его?
- О, это был мой настольный материал. Не могу сказать точно, сколько раз я его смотрела. Я прослушивала его, когда ехала в машине, много и много раз. Я впитывала интонации голоса Дианы, запоминала ее мимику, характерное движение глаз, взгляд, который был ее визитной карточкой. Ловила каждый ее жест, шаг. И каждый раз я убеждалась, что она была идеальным воплощением женщины, британской женщины. Она была так красива, элегантна, в ней было столько шарма, и в то же время – столько естественности и простоты. Ей не была свойственна чопорность высокопоставленной особы. Стоило только посмотреть на нее, и твое сердце открывалось навстречу. Магия таких людей сродни волшебству. Вроде перед тобой человек из плоти и крови, тем более, обличенный властью, но, сколько искренности и сострадания, какое умение разговаривать с людьми - так, будто они твои близкие.
- История любви Дианы и кардиохирурга Хасната Хана стала для вас откровением?
- Да, я не знала об этой истории, но когда прочитала сценарий, была удивлена - Диана открылась с новой стороны. Для меня, как и для миллионов британцев, она была истинной принцессой и глубоким человеком. В то же время я прекрасно понимала, что ее высокое положение усложняет возможность личных отношений. Она все время была на виду, за ней следили папарацци, она не могла себе позволить многое из того, что для простых людей является вполне обыденным. Положение супруги принца Чарльза обязывало ее соответствовать определенным канонам и правилам английского двора. Если бы меня спросили: хотела ли бы я стать принцессой, я бы сказала «нет». Но благодаря моей профессии, у меня появился шанс дотронуться до звезды, я воспринимаю именно так, принцесса Диана была звездой, свет от которой до сих пор греет землю.
- Было ли в сценарии что-то, что вызывало несогласие, протест?
- Я бы сказала, что меня удивляла и возмущала несправедливость судьбы – если она поступает подобным образом с такими, как моя героиня, то что говорить об остальных людях. Есть своего рода беспощадность в том, что с ней произошло. Найти свою любовь, и так быстро уйти из жизни – это нечестно. Для женщины отношения с мужчиной всегда становятся испытанием, в моей жизни тоже были отношения, которые поначалу казались сказочными, идеальными, абсолютно созидающими. Но потом все разрушилось почти также, как у Дианы. С этим тяжело смириться. Ты словно существуешь в сказке, веришь в то, что мечты сбываются и вдруг, как гром среди ясного неба – все, что делало тебя счастливой, было лишь иллюзиями. Я слишком хорошо понимаю, что чувствовала Диана, когда разрушалось то, что было ей так дорого.
- Принцесса Диана была столь любима простым народом не только из-за ее доброты, но и потому, что люди понимали: она такая же, как они. Вам приходила в голову мысль, что вы чем-то похожи?
- Она была живым человеком, и у нее были проблемы и беды, подобно тем, что приключаются с простыми людьми. Бывали моменты, когда я осознавала, что отлично понимаю ее. Мы, женщины, роднимся схожестью некоторых проблем, когда нам изменяют наши мужья, когда мы оказываемся перед выбором – разум или чувства, когда общество и его каноны вынуждают поступать не по сердцу, мы словно говорим: «Принцесса Диана, как мы тебя понимаем». Это было для меня основополагающим – рассказать, как ее изменила любовь, какой она была до встречи с Ханом, и что изменилось в ее жизни.
- У вас есть предчувствия относительно того, что скажут дети Дианы – принцы Гарри и Чарльз?
- Мне небезразлично, как они среагируют на это. Сейчас они уже взрослые и наверняка понимают, что их мать была самой известной женщиной своего времени, поэтому, думаю, у них будет интерес и к нашему фильму. В любом случае, события, о которых рассказано в фильме, важная часть истории, и о них нужно и должно было рассказать.
- Как вы думаете, нужны ли людям подобные истории, которые поначалу выглядят, как волшебная сказка, но заканчиваются трагически?
- Я думаю, что финал этой истории, скорее всего, не приговор судьбы, а стечение трагических обстоятельств. Вполне возможно, что мы никогда не узнаем правду об ее смерти. То, что были люди заинтересованные в исчезновении Дианы, не вызывает сомнений. Но важно другое – она жила ярко, и ушла стремительно и неожиданно для всех. Она сама, ее жизнь, любовь, поступки, благие дела стали частью легенды, без которых наша жизнь была более бедной.
- Жизнь Дианы напоминает полет звезды – яркое свечение и стремительно-трагический конец.
- Я думаю, ее нелепая смерть в парижском тоннеле добавила оттенков в ту прекрасную сказку, в которую превратили ее жизнь журналисты и народная молва. Люди помнят Диану по многим причинам, и из-за трагической смерти в том числе. Как забыть море цветов, принесенных к Кенсингтонскому дворцу в те дни? Она была прекрасной матерью, сильной и умной женщиной, которой удалось навести мосты между королевской семьей и обществом. Надеюсь, история любви в нашем фильме укрепит добрую память о ней.
Свидетельство о публикации №214051501252