Интервью с Бенедиктом Камбербэтчем

Абсолютная власть информации

Мечта о власти не дает нам покоя. Мы готовы идти к ней разными тропами – тайными и публичными, долгими и короткими. По нашим представлениям в конце пути должно распахнуться Эльдорадо. Золотоносная страна успеха, богатства, и, счастливой жизни. Однако на середине пути нас начинают одолевать демоны соблазнов и сомнений, миражи и уловки разума. Неожиданные метаморфозы встают на пути, как в романе Льюиса Кэррола, где из под каждого куста слышится: «все не так как кажется». Мир полон трефовых королей и червонных валетов, пиковые дамы прячутся в тени, иногда оборачиваясь серыми кардиналами. Проходимцы-джокеры провоцируют шестерок ставить все на кон, бессовестно разоряя смельчаков. И все вокруг вовлечены в дьявольский покер, где блеф – коронный трюк, а непроницаемость лица – ключ к успеху. Ставки в игре бесценны, не деньги и дома, а человеческие жизни. За один бит информации целые страны расплачиваются  человеческими жизнями. И на каждого найдется неспящее око, недремлющее, пристальное и безжалостное. Тайные тропы превратились в тропы войны, но не танки и гранатометы решают ее исход, а незримые информационные молекулы, бегущие по венам компьютерных проводов. И где, скажите, от них спрятаться? Где найти обитель для души, не желающей жить в матричном плену? Пугающая идея про мировой замысел уже давно перестала быть темой для плохих анекдотов, она сбылась, как сбывается кошмар под Рождество. Нас внесли в базу данных, закодировали, посчитали, поставили на учет, сняли отпечатки пальцев. Всё, мы на крючке…

Об этом фильм «Пятая власть» режиссера Билла Кондона, того самого, что сорвал «золотого рыцаря» по имени Оскар за сценарий к фильму «Боги и монстры» в 1999 году, а в 2003 чуть-чуть не дотянулся до заветной американской награды за сценарий «Чикаго». Зато в 2012, словно по закону американских горок, был номинирован на «Золотую малину» как режиссер - за первую часть «Сумерек». И в следующем году получил-таки эту нелестную ягоду за вторую часть вампирской саги. Но одно дело придуманные кровопийцы, и совсем другое героические личности нашего времени, с ними всегда интересно иметь дело. Речь идет о Джулиане Ассандже – несомненно, одной из одиознейших личностей XXI века. Его непридуманная (???) жизнь и созданное детище – сайт WikiLeaks заинтересовали студию DreamWorks. То, что сегодня именуется «делом Ассанджа», по сути, является прорывом в области секретной информации. Из стеснительного, почти аутичного австралийского мальчика вырос гениальный хакер с замашками Данко. Можно было бы сказать просто – вор секретов, но это некрасиво звучит. Не по робингудовски. А получается именно так – только вместо Шервудского леса – Вселенная Интернет-империи, на просторах которой Ассандж чувствует себя, как рыба в воде. Ему привольно, он любит риск, и ненавидит государственную бездушную машину, хранящую в себе бесчисленное множество секретов и господствующих над реальностью фактов. Как и положено гениальному человеку, Ассандж – ассоциален, замкнут и чертовски умен. Создание им сайта WikiLeaks в 2006 году изменило наш мир навсегда. С этой хронологической точки начинается «последний отсчет» информационной бомбы, время великих тайн подошло к концу. Цель наведения «ракеты» – США, их лживая, по мнению Ассанджа, политика, коррупция,  нелегальные военные операции, расстрелы мирных жителей в Ираке. За очень короткий срок WikiLeaks заявляет о себе на весь мир, его создатель грозится раскрыть все карты американского правительства, обнародовав самые секретные документы Пентагона. Чуть ли не каждый день на сайте появляются документы, разоблачающие военных, продажных политиков, порочных сенаторов. Ассандж не щадит никого, опускаясь иногда до информации личного характера. Он создает огромное информационное досье на видных представителей высших политических кругов, публикует распечатки прослушек самых высокопоставленных особ. Так мир узнает – Америка шпионит за всеми – начиная с домохозяек, заканчивая президентами.
Понятное дело, что миру вся эта история не по душе. Ассандж становится всемирной персоной нон-грата, подвергается судебному преследованию и ложным обвинениям в изнасиловании. Его неоднократно пытаются судить, а США 27 сентября 2012 года официально объявляет его врагом государства.   Он же чудесным образом остается на свободе и укрывается на территории посольства  Эквадора в Лондоне. 16 августа 2012 года Эквадор официально предоставляет Ассанджу политическое убежище.

И вот этого-то информационного пирата выпала честь сыграть британскому актеру Бенедикту Камбербэтчу, кинематографическому аристократу, прилежному отпрыску и продолжателю актерской династии, получившему классическое образование в Университете Манчестера и Лондонской Академии Музыки и Драматического искусства, обладателю премии Лоуренса Оливье за исполнение главной роли в спектакле «Франкенштейн», ее он разделил со своим близким другом и коллегой по сцене Джонни Ли Миллером, который тоже перевоплощался во Франкенштейна. Примечательно то, что спустя время они оба – и Бенедикт и Джонни - сыграли каждый своего Шерлока Холмса в телевизионных сериалах «Шерлок» и «Элементарно». 
Но роль Джулиана Ассанджа для Камбербэтча – это пресловутый билет в Эльдорадо.  Возможность заявить о себе громогласно, да еще донести до мира тщательно отполированный и подогнанный по швам образ мятежного «интернет-террориста».  Но есть и другая версия: «Пятая власть» - это своеобразный тактический ход американского госдепа, который поручил DreamWorks, кинокомпании Стивена Спилберга, снять «правильный» фильм про основателя WikiLeakes, назначив, при этом на главную роль  британского «безупречного бунтаря» Бенедикта Камбербэтча, специализирующегося на безумцах всех мастей от Ван Гога и Франкенштейна до Шерлока XXI века. Как известно, сам Ассандж первоначальный сценарий фильма назвал лживым и даже отказался встретиться с Камбербэтчем, правда, спустя время, сменил гнев на милость, и вступил с актером в переписку по e-mail. Суть да дело, на фестивале в Торонто состоялась премьера «Пятой власти». Критики фильм дружно разругали, но не скупились на похвалы Камбербэтчу.  Главное осталось за кадром - не говорите лишнего, не откровенничайте в интернете, не ругайте правительство, не питайте слабость к политическим сенсациям - и возможно вам удастся прожить долгую, счастливую жизнь.

Тайная любовь к фрикам

- Бенедикт, мы все никак не можем забыть вашего модернистского Шерлока Холмса, а вы уже ошеломили нас Джулианом Ассанджем. Каково вам в роли врага государства №1?

- С №1 я бы поспорил. По части врагов у Америки богатая биография. И список большой. И враги постоянно перемещаются то вниз, то вверх. Не будем это обсуждать. Но то, что Ассандж – больная мозоль Штатов, сомнений нет. Одиозная личность, ничего не говорю. Мне кажется, он не столько велик, сколько несчастен. Скорее всего, он никогда не ощущал себя единицей общества, он не был одним из нас и всегда стремился бунтовать против системы.

- Свой среди чужих, чужой среди своих?

- Нет. Даже этого в нем нет. Он никому не принадлежит. У него аутичная манера общения, он далек от стандартов, он не хочет быть как все, двигаться туда, куда ему указывают. Он родился в Австалии, его воспитывала мать, отца у него не было, почти все детство и юность он провел в поездках по миру, был период, когда они с матерью скрывались от секты, отнимающей маленьких детей. В общем, жизнь у него была «веселой». И скорее всего, было нечто, что сформировало в нем неприятие государственной системы и обострило их противостояние. 

- В вашем понимании, что им двигало, когда он создавал сайт WikiLeaks в 2006 году? Может все дело в пресловутой «американской мечте», жажде славы, ожидании сакраментальных 15 минут, которые есть у каждого, чтобы поведать о себе миру?

- Ни в коем случае. Это история иного замеса. И мы, создатели фильма, «Пятая власть» уже точно знаем, что он заварил всю эту кашу не ради славы. Сами подумайте, кого бы устроила такая слава, которую он сейчас пожинает? Обвинение в изнасиловании, домашний арест, жизнь в крохотной  комнатке на территории  посольства Эквадора в Лондоне. Вам бы такая слава пришлась по душе?
- В 2004  году вы сыграли еще одного героя нашего времени физика Стивена Хокинга, а в 2010 – Ван Гога. Вы специализируетесь на суперличностях?
- (Смеется). Конечно. Разве вы не знали, у меня и диплом есть, там написано: актер, исполнитель великих ролей. (Смех переходит в хохот). Это судьба. Я ничего не могу с этим сделать. Ко мне приходят люди и говорят: раз уж ты выучился на актера, вот тебе новая роль. И по странному стечению обстоятельств на мою долю выпадают или какие-нибудь фрики или гении, самые что ни на есть гениальные (смеется). Гениев всегда играть интересно, ведь у них не все как у людей, с творческими прибамбахами (улыбается). Ирония Бога лучше всего видна именно на судьбах этих несчастливцев.
- Вы считаете талантливых людей несчастливыми?
- Безусловно. С них спрос больше. И испытаний… Нам, простым обывателям, гораздо легче. Мы не контролируем каждый свой шаг, просто живем, не задумываясь о предназначении. В этом есть закономерность.  Если тебе дано больше, чем другим, так отрабатывай свой дар, подтверждай его. 
- Как вы думаете, зачем такие люди, как Ван Гог, Хокинг, Ассандж приходят в наш мир?
- Нашли, что спросить (улыбается). Вы думаете, я главный мировой философ? Я всего лишь актер, и моя задача ярко и правдиво создать образ героя. В данной ситуации тех, кого вы перечислили. Для этого нужна смелость, проникновение внутрь человека, которого ты не знаешь. Многим кажется, что играть современников легче. Но это не так. Наоборот, труднее. Потому что между мной и ими еще нет того временного расстояния, которое помогает видеть людей и события в истинном свете. Когда ты сам пребываешь внутри ситуации, то лишен возможности быть объективным, потому что ситуация тебя поглощает. Именно поэтому мне было трудно работать над образом Ассанджа. Я знал, что если в чем-то ошибусь или погрешу против истины, сразу найдутся те, кто непременно укажет мне на это.
- Ну, да, Ван Гог на вас в суд не подаст…
- (улыбается). Суд – не самое страшное. Страшно, когда ты понимаешь, что был нечестен. А мы ведь говорим об истине. Дело всей жизни моего героя – вскрытие секретных кодов, открытость информации, работа с фактами, способными изменить наш мир навсегда. Так и произошло. В 2006 году он создал сайт, на котором все, кто обладал важной информацией, могли ею поделиться со всем миром.

(Опубликовано в журнале Пойнтер. 2014 год)


Рецензии