О, эти удивительные и загадочные пчёлы

 Пчелы, как и мы, живут семьями, любят и ненавидят, самозабвенно трудятся, обороняют дом от захватчиков. Как они это делают? Понаблюдаем. Будем иметь в виду, что у пчёл матриархат, и женские особи на главных ролях. Не потому ли так гармонично налажен быт пчелиной семьи?


 "При роении пчелы задерживаются на ветке, пока идет голосование по выбору места переселения. В это время происходят танцы пчел и вылеты разведчиков", заявил в беседе со мной мой знакомый Д.П.
 При всём уважении к вам, Д.П., не могу согласиться ни с одним из ваших утверждений.


 ВЫХОД РОЯ - это пчелиная свадьба! Попробуйте представить себя на месте зрелой, но еще плодовитой матери: вы благородно решили уйти из родного дома, где стало тесно, вместе с частью семейства, оставив дом старшей дочке и её будущему потомству. Вы захватили с собой немного провизии в дорогу, бездельников-трутней, которые нужны, тем не менее, для продолжения рода. Плодная матка всю жизнь хранит верность своим первым мужьям, но не кормлена несколько дней, легка и способна к полёту. Тогда зачем нужны переселенцам трутни? Для последующей замены старой матки! Дни ее сочтены. Вскоре по прибытию на новое место ее поменяют. Увы! "Се ля ви". Но опять парадокс - с трутнями, кровными братьями, новая царица улья спариваться не будет. Не положено, как и нам, людям. Следовательно, Природа на это переселение смотрела шире: трутни-женихи нужны для спаривания с чужими матками! Для поддержания генетического здоровья всей популяции медоносных пчел.

 За вами увязалось немалое количество двоюродных сестер и даже часть соседей! Цыганский дух переселения заражает всех и срывает с насиженного места! Ощущение праздника охватывает и пчеловода. И он иногда, если еще молод, начинает кружить в самой гуще выходящего многотысячного роя в свадебном танце, вместе с пчелами! Душа его рвётся ввысь! Пчеловод постарше ликует внутри. Но снаружи он спокоен. Чинно готовит роевню. Надевает пчеловодную шляпу только на макушку, не опуская сетки. Притихшие свидетели-мальчишки с восторгом наблюдают это священнодействие на почтительном расстоянии в восхищении.

 - Дяденька, поторопитесь, пчёлы сейчас улетят!
 Но пчелы не спешать улетать, а всё кружат и кружат вокруг родного дома, словно прощаясь. Они поджидают царицу-пчелиную матку. Вот и она вылетела. Но что это? Семья собирается в свиток-клубок на невысокой ветке дерева или на каком-нибудь столбике, торчащем из земли, и затихает на долгие минуты. Плотный комок пчёл слегка волнуется и словно дышит, но улетать не торопится! Пожилой пчеловод знает эту особенность роя. Он, приговаривая:

 - Спасибо, Господи, за приплод! - гусиным крылышком осторожно сметает пчел в роевню. И ни одна пчелка даже не помышляет его укусить! Пчел можно в эти мгновения брать пригоршнями, посыпать ими голову, повесить на руку, как гирлянду!

 Задумайтесь, почему? Скажите мне, что пчелиная семья не поджидала в эти минуты своего хозяина. Скажите, что в биологии семьи не заложено это ожидание и покорность человеку! Я вам всё равно не поверю. Надо быть там и видеть роение своими глазами, чтобы в удивлении оглянуться вокруг и воскликнуть:
 - Я потрясен! Я сейчас только понял, что эти пчелы доверчиво отдаются на моё попечение! Милые пчёлки! Простите за то, что я неразумный хозяин, простите, что на планете скоро не останется места ни для цветов, ни для вас!

 Но, продолжим переезд. Итак, вы решительно хлопнули дверью и очутились на улице, окруженная многочисленными переселенцами.
 И тут оказывается, что у вас нет ни крыши над головой, приобретенной заранее по случаю переселения, ни даже сколь-нибудь чёткого плана "Куда ж нам лететь?". И вы, сидя на придорожном пне, начинаете размышлять: "А и в самом деле, куда теперь податься?"

 - Сгоняй-ка ты, Мариша, в Мариуполь: говорят, там можно снять квартиру недорого.
 - А ты, Клава - лети в Чугуев! Я слыхала, что там можно подыскать работу, - будем выпускать мужские подтяжки.
 Написал и удивился - а ведь частенько так и происходит у нас, людей, но - не у пчёл! Поскандалил с родителями ли, с женой ли, хлопнул дверью и был таков. Не пропаду! Где-нибудь да устроюсь! Руки, ноги на месте! А что головы нет - не беда, добрые люди не дадут пропасть - их умом проживу!

 Не так у пчёл. Перед тем, как переселяться, жилище уже подыскано, прибрано, выметено с истинно женским усердием; там произведён мелкий предварительный ремонт. У входа дежурят воинственные амазонки-пчелиная охрана, хотя жильцов внутри пока нет! На всём следовании маршрута переселения, выставлены пчёлы-регулировщицы! Они выделяют пахучие ферромоны, дорожные указатели. По ним переселенцы безошибочно находят путь "на целину"! Каким образом пионеры-первопроходцы сообщают семье о местоположении нового жилища? Как матка- пчелиная царица, отправляет туда первые экспедиции строителей и ремонтников? Кто отдает команду части пчел остаться для охраны нового жилища? В танце ли, касаясь ли антеннами-усиками друг друга, но пчелы, общаясь, действуют слаженно и целенаправлено. Так и хочется добавить - осмысленно...

 Новое жилище иногда расположено довольно далеко от старого. Гораздо дальше радиуса кормовых угодий. И это объяснимо и разумно. Весь мир к нашим услугам! Разве что в Антарктиде нет пчёл, по понятным причинам! Там нет цветов. Мороза пчёлки не боятся: и при 40 градусах успешно зимуют.

 В медовых зобиках запасов мёда на 90 км полёта! И если за роем никто не пришёл, он вдруг распадается. Десятки тысяч переселенцев поднимаются высоко вверх и, не раздумывая, на громадной скорости устремляются к «земле обетованной». Путь неблизкий. Иногда в десятки километров. С шумом летит рой. Удивленно поднимают люди головы на это внушительное зрелище. С невольным уважением и опаской провожают взглядом удаляющийся рой. Удачи вам в новой жизни, переселенцы!


 ТАНЦЫ ПЧЁЛ - удивительный и таинственный способ коммуникации внутри пчелиной семьи! Это язык пчел! Пчёлы танцуют на сотах внутри гнезда. Язык танца - средство быстрой мобилизации большого количества пчёл-сборщиков на разведанные угодья нектара.
 Они не танцуют во время роения!Семья возбуждена! Пчелы выкучиваются наверх, стоит только открыть потолочины. Вызывает восторг картина бурлящей и клокочущей в свадебном угаре семьи... Возможно, пока не наступила эта фаза, они танцуют, передавая друг другу карту маршрута перелёта. А на этапе вылета роя - все уже пьяны от любви! Хороводов не получается, диагональную пробежку, указывающую азимут маршрута относительно Солнца не дадут пробежать празднично снующие сородичи - сомнут! А за порогом к рою присоединяются пчелы из соседних ульев. Кто же танцевал на сотах для них? В их доме свадебного настроения пока нет.

 Танцы разнятся: для небольших угодий один танец, где за танцующей пчелой устремляются всего несколько пчёл, а для изобильных - другой!
 О! Наконец-то, пчеловод, ожидавший в сомненьях начало главного взятка, вдруг видит на соте кружащих в заразительном танце пчёл, за которыми увлекаются целые группы других. Он тоже приходит в радостный восторг: вот оно - началось! Поспешно вынимает и рассматривает следующий сот: и здесь танцуют! И не один хоровод, а несколько! Главный взяток начался!
 Он поднимает глаза кверху. Будто на аэродроме в минуту тревоги пасека наполняется гулом взлетающих пчёл. В сильный взяток пасека почти ревёт, напоминая оживленный аэропорт! Как истребители, стремительно взлетают пчёлы-сборщицы. Они уходят в полёт, заложив крутой вираж в нужном направлении, не делая обычного ориентировочного облёта.

 Азимут на медовые угодья по отношению к Солнцу и расстояние до цветущего массива они получили в танце.

 Пчеловод в восхищении. Так и хочется воскликнуть:
 - Какой взлёт! Какой почерк! - вслед за героем фильма "В бой идут одни старики!". Порой темная полоса работающих пчел отчетливо прочерчивает небо. Она обозначает трассу к медовым угодьям. Обратно пчелы возвращаются тяжело груженые нектаром. Снижаются по пологой, садятся с одного захода. Грузно плюхаются, тяжело дыша, на прилётную дощечку, как на мини-аэродром. Радивый пчеловод к главному взятку сменил дощечку на широкую, удобную для полётов. Многие после приземления не способны сдвинуться с места, лишь бурно пытаються отдышаться. К ним навстречу выбегают приемщицы нектара и нежно оглаживают усиками-антеннами, подбадривая их. Какая трогательная картина!
 Некоторые воздушные асы без промаха, с грузом нектара, влетают прямо в леток. Пчеловод, увидев танцы пчёл, открывает его на всю ширину. Ранее леток был прикрыт для предотвращения воровства мёда.

 У нас праздник - начался главный взяток! Пчеловод торопливо переходит от одного улья к другому, расширяя летки, а пчёлы-сборщицы после приземления тяжело дышат на прилётной дощечке некоторое время, восстанавливая силы. Всю энергию они отдали полёту! Какая самоотверженность! До миллиона километров налетывает пчелиная семья, чтобы собрать всего лишь один килограмм меда! Каждый вылет для сборщицы нектара может стать последним. В полете её караулят стайки золотистых щурок, для которых пчелка -изысканный деликатес, шершни, одним ударом могучих челюстей перекусывающих пчелу пополами и другие опасности.

 Пчеловод заражается неуёмной жаждой работать, наблюдая этот трудовой порыв! Он и себе находит работу: поменяет лишний раз воду в поилке, подставит семье лист вощины, проверит исправность медогонки. Да мало ли работы на пасеке! Стыдно прохлаждаться, когда вокруг кипит работа!
 Это ли не пример людям, годный для подражания! Пчелы уникальны тем, что в их биологии, в летной деятельности, как бы заложены многие наставления природы нам, людям, по устройству нашего социума. Они не только самозабвенно трудятся для блага всей общины, но и готовы пожертвовать собой, защищая ее.

 В БОЮ пчела ведёт себя очень благородно: она не сразу жалит врага. Сначала она пытается прогнать его. Для этого кружит вокруг, имитирует атаки. Но не жалит, а только крылышками щекочет пришельца, издавая при этом характерный зудящий звук, от которого мурашками покрывается кожа от леденящего страха. Инстинктивная боязнь пчёл на генетическом уровне заложена у всех живых существ. В ужасе убегает прочь кот, тёршийся у ног пчеловода. Щенок, с громким стуком задевший лбом входной проём, улепетывает в свою будку.

 - Поучись у пчёл ловкости, недотёпа! - весело кричит ему вслед пчеловод.
 Но вот одна из пчелок нахально зависла в воздухе на уровне его носа и упорно сохраняет дистанцию, куда бы он не двинулся. Так и кажется, что она пристально смотрит тебе в глаза, пытаясь понять твои намерения - но почему-то не атакует!

 - Отстань, - пытается он увещевать её. - Не волнуйся! Лети на работу. Мне надо подставить вам лист вощины. Обновляю ваше гнездо.

 Он нисколько не опасается, что пчела ужалит его в глаз и не опускает защитную сетку шляпы. Пчела не способна на столь подлый приём! Защищая родное гнездо, она жалит обидчика во все неприкрытые места тела. С каким-то неимоверным чутьём находит щелки в одежде и жалит, скажем, в подмышки (о, незабываемые ощущения! Небо кажется с овчинку!), в крылья носа, в губу, под глаз, под ноготь... Но никогда в глаз! Я допускаю несчастный случай, когда порыв ветра бросит пчелу в глаз и она рефлекторно ужалит вас. Она, груженная нектаром, может не успеть отвернуть, если вы в это время слоняетесь перед летком без защитной сетки.

 Казалось бы, чего проще, всего лишь две пчелки ослепляют врага, например, медведя-сладкоежку, разворотившего улей, и стотысячная пчелосемья спасена! Но никогда этого не происходит в открытом бою! Странно, на первый взгляд, и то, что пчелиное сообщество собирает меда в несколько раз больше, чем требуется, чтобы прокормиться суровой зимой. Почему? Ответ, по-моему, на поверхности: природа сотворила пчелу для пользы людям. В акте сотворения пчелы проявился ее менталитет: чем больше отдаешь другим, тем больше остаётся себе! А вот африканизированная порода пчел, которую недавно вывел человек, убивает в округе всё живое, нападая огромным роем.

 Отдохнув несколько секунд, пчела направляется внутрь улья, где приемщицы из зобика в зобик примут у нее жидкий нектар для последующей переработки его в мёд.
 Целую ночь натужно гудит пасека, выпаривая из нектара лишнюю влагу. Если в этот момент поднести зажженный пучок травы к летку - тот погаснет - такой сильный поток воздуха создают пчелы!

 Пчеловод по этому признаку понимает - день был прибыльный. И в который раз поражается - когда же вы отдыхаете, милые труженицы!?
 Часть сборщиц остаётся ночевать в поле, среди медовых угодий, чтобы утром не терять времени на перелёт. Вы представьте ее, дремлющую где-нибудь на качающемся стебельке донника, эспарцета или лаванды вдали от милого улья! Как одиноко и, должно быть, страшно малютке! Множество ночных хищников выползли на охоту: ящерицы, медведки, богомолы - эти совершенные убийцы не оставят ей ни малейшего шанса, найди они ее.

 А запах какой на пасеке! Божественный запах! Без преувеличения - само совершенство! Вы знаете, дорогой читатель, пчеловоды не пользуются химическими моющими средствами, одеколоном и духами! Их попросту нет в доме пчеловода. Не только пчёлы, но и он сам не выносит резкого ужасного запаха химикалий. Стоит вымыть голову с шампунем - и на пасеке не появляйся! Пчелы тебя зажалят, как предателя! Насмерть! Пчёлы восстанавливают человеку природный вкус! В обиходе пчеловода только простые моющие средства без запаха.

 Пчеловод вдруг замечает, что любит окружающие запахи, которых раньше не замечал: вспаханную землю, ботву помидоров, различает деревья даже в темноте. Грецкий орех, например,прежде садили у дома. Его терпкий аромат отпугивал насекомых и облагораживал воздух. Он - природный дезодорант!

 Если меня спросят, чем благоухает в раю, я не раздумывая отвечу: цветущим шиповником! Это запах моего детства. Если побродить - найдёшь акации, расцвеченные белоснежными кистями. Они пахнут юностью. Там поодаль - липовый парк, напоённый восхительным ароматом цветущих лип и гулом работающих меж цветков пчел. Это запах трудовой зрелости.
 Несомнено, что рай у каждого свой. Пчелы и цветы - частица земного рая. Неужели мы погубим их?

 Нам, приученным к продуктам с усилителями вкуса, поначалу мед кажется однообразно сладким. Но стоит начать употреблять его регулярно, как открывается масса разнообразных оттенков вкуса и аромата! Наши рецепторы, скукоженные защитной реакцией на химикалии, оживают, становятся девственно чувствительными, и мы обретаем утраченную полноту вкуса!

 Пора остановиться, пожалуй.
 Уважаемые читатели, я надеюсь, наблюдения пожилого пчеловода над удивительным пчелиным сообществом подвигнет вас задуматься, почему иногда мы так невыгодно смотримся на их фоне...


 Автор высказыват искреннюю признательность биологу, кандидату сельскохозяйственных наук Софье Непейвода за рецензию и высказанные в ней профессиональные замечания.


Автор выражает глубою признательность В.М. Калабухину, автору Прозы.ру  за содействие  в публикации статьи в "Московской городской газете".


В качестве иллюстрации: автопортрет с пчёлами  :) Привет однокашникам по Бериславскому педучилищу!


Рецензии
Да, образ жизни пчел удивительно
интересен. Люблю о них читать.
С большим удовольствием прочла
и Вашу работу : каждый раз уз-
наешь что-то новое.
Успехов Вам и в творчестве и в
пчеловодстве.

С уважением!

Фаина Нестерова   21.02.2020 18:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.