Кашу в голове маслом не испортишь

 
                Кашу в голове маслом не испортишь

Джордж Озава, уникальный целитель и философ, предпринял грандиозную попытку соединить невозможное - рационализм западной культуры и целостно-интуитивное мышление восточной.

Создав макробиотику - выдающееся и чрезвычайно простое учение, Озава за очень долгую и светлую жизнь вылечил десятки тысяч безнадежных больных по всему миру. 


                Хочешь изменить мир – начни с себя

Джордж Озава родился в Японии в 1883 году. И его мама, и две сестры Озавы, и старший брат умерли от туберкулеза. А в восемнадцать лет и Озава заболел. Самые знаменитые врачи  категорически заявили: ничего сделать нельзя, жить осталось несколько месяцев, от силы год.

Но однажды юноша наткнулся на книгу, написанную доктором Ишизукой. В ней объяснялось, что туберкулез и другие болезни современного общества связаны с тем, что японцы отказались от традиционного питания и стали потреблять огромное количество рафинированных продуктов.

Озава отправился в Токио, в клинику доктора Ишизуки. Тот прописал ему диету, состоящую из бурого риса, тушеных овощей, бобов и водорослей. И вскоре все симптомы пропали! Озава был потрясен этим преображением и поклялся посвятить жизнь исцелению больных. С тех пор он вообще не болел - не считая одного раза, когда в научных целях во время исследований в клинике доктора Швейцера искусственно вызвал у себя тропическую язву.

После пятидесяти лет работы в качестве целителя Озава утверждал, что никогда не видел больного, состояние которого бы существенно не улучшилось – если только тот  соблюдал предписанный режим и принял всем сердцем философию его учения.

С конца двадцатых годов Озава жил в Париже, где преподавал восточную медицину, философию, стихосложение и даже искусство составления букетов. Написал множество  книг и статей, посвященных философии питания. Три года провел в индийских и африканских джунглях, где занимался научными исследованиями.

После Второй Мировой Озава стал одним из лидеров движения за создание мирового правительства. При этом он оказался в очень неплохой компании: Эйнштейн, Неру, Бертран Рассел, другие великие умы человечества. Озава считал, что прекратить гонку вооружений, построить мир во всем мире можно, если человек вернется к естественному, природному, органичному питанию. Философ был бесконечно далек от насилия, от идеи создать мировое правительство волей и декретами политиков. Он считал, что путь к миру и гармонии можно проложить только в том случае, если изменится каждый человек.


                Так поедим!

Озава – основатель современного макробиотического учения. Это вовсе не какая-то экзотическая методика питания, а философская теория. В переводе с греческого макробиотика дословно значит «большая жизнь». Но большая – это не просто долгая, но и обязательно счастливая, наполненная любовью, свободная от болезней тела, духа, психики, это жизнь в соответствии с законами природы. Согласно макробиотике,  болезней вообще не существует – есть нарушение равновесия внутри организма и в отношениях с миром. Чтобы стать здоровым, надо его восстановить - и это может сделать практически каждый. 

Очень важная роль в этом принадлежит правильному питанию. Макробиотический подход основан на оценке свойств продуктов – инь или янь. Это  философские понятия, которые известны с древних времен.  Две противоположных – и одновременно взаимодополняющих силы, которые управляют всеми процессами, происходящими во Вселенной. Под воздействием инь-энергии наступает расширение, охлаждение, она приносит тишину, спокойствие, пустоту и работает в основном в пространстве. Это центробежная сила.

Энергия янь – сжимающая, организующая, приносит звук, действие, свет, тепло. Работает преимущественно во времени. Это сила центростремительная.
Вместе они отражают целостность мира и его гармонию.   
День – ночь, мужчина – женщина, война - мир, здоровье-болезнь.

Янь и инь происходят один от другого: холодные страны, являющиеся инь, производят животных янь, и наоборот. 
Разные продукты питания обладают инь или янь свойствами, и задача полноценной макробиотической диеты – установить между ними максимальное равновесие. 

Поэтому макробиоты не употребляют пищу, которая очень инь или очень янь, так как она стоит слишком далеко от центра равновесия.
Очень инь продукты: сахар, ядра злаков, баклажаны, помидоры, картофель, бобы, фасоль, огурцы, кабачки, грибы, кефир, простокваша, сметана, маргарин, масло, лимон, уксус, горчица.   
Очень янь продукты: мясо, икра, петрушка, шалфей, тыква, морковь, яйца, женшень, петрушка, шалфей, хрен, морская нерафинированная соль, цикорий.   


                Зерна истины

Озава предлагает семь основных способов питания, которые позволяют добиться несокрушимого здоровья, баланса инь-янь и гармонии со всем миром.
Высший, седьмой режим на сто процентов состоит из злаков. Цельный рис, гречиха, пшеница, кукуруза, овес, пшено, ячмень. Их можно есть сырыми и вареными, с водой или без воды, поджаренными, испеченными в духовке.

Если вы не очень сильно испугались, продолжаем – дальше будет поспокойнее.
Шестой режим: 90 процентов – злаки, 10- процентов – овощи. 
Пятый режим: 80 процентов – злаки, 20 процентов – овощи.
Четвертый: 70 процентов – злаки, 20 процентов – овощи, 10 процентов – супы.
Третий: 60-30-10. Второй: 50-30-10, плюс еще десять процентов на мясо. И первый: 40-30-10-20.

Не поверите, но сам Озава абсолютно серьезно утверждал: самый верхний режим является наиболее легким, а самый нижний – самым трудным.

Кроме того он предложил еще три дополнительных, так сказать, подготовительных к макробиотике режима – где 10 процентов отводится на салаты и 5 процентов даже на десерты.

В дополнении к своим режимам Озава дает несколько чрезвычайно простых – и тем не менее очень эффективных рекомендаций. А именно:   
- все продукты и напитки должны быть натуральными, они не должны быть приготовлены индустриальным способом или искусственно обработаны
- готовить пишу нужно на растительном масле или воде, приправлять  нерафинированной и необогащенной морской солью
- не есть ни фруктов, ни овощей, выращенных с помощью химических удобрений или обработанных инсектицидами
- не употреблять в пищу продукты, происходящие из районов, удаленных от места, где вы живете 
- не употреблять пряности и химические ингридиентов за исключением макробиотических соусов 
- каждую порцию пищи пережевывать не менее пятидесяти раз – это для здоровых людей, а для больных – сто-сто пятьдесят раз. Как говорил Ганди: вы должны жевать свои напитки и пить свою еду.   
- воспринимать приготовление пищи как творчество, постоянно совершенствуя искусство сочетать инь и янь продукты   


                Гуманисты, вперед!

Понятное дело, здоровым питанием дело вовсе не ограничивается. На первой же странице своего «Макробиотического дзена» Озава приводит определение счастья, которые дали великие восточные мудрецы несколько тысяч лет назад. По их мнению, счастлив тот, кто:
- живет здоровой долгой жизнью и интересуется всем
- не знает заботы о деньгах
- умеет инстинктивно избегать несчастных случаев и трудностей, влекущих за собой преждевременную смерть
- понимает, что порядок характерен для всех стадий Вселенной
- не стремится к тому, чтобы блистать в первом ряду, что приводит к падению в последний; не боится быть последним, чтобы потом стать первым навсегда

Очень актуально звучит, вы не находите? 
Система Озавы рассматривает человека как целое – в единстве тела, духа и психики.

Невозможно вылечить физическую болезнь, если человек алчен, злобен, жесток, склонен к насилию.   
«Свободный человек принимает все: плохую погоду как и хорошую, трудности как и отсутствие затруднений, смерть как и жизнь – и все с радостью. В природе нет ни протестов, ни раздражений – все находится в совершенном равновесии».

Сам Озава прожил долгую, светлую, радостную жизнь. Он не был привязан к имуществу и деньгам, за лечение денег категорически не брал. По всему миру читал лекции, на которые приходили тысячи людей. Помогал организовывать рестораны макробиотической кухни в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе.

И конечно, он был не только великим гуманистом двадцатого века – но и во многом  утопистом. Свято веря в силу макробиотики, Озава считал, что ей под силу коренным образом изменить мир. «Я хотел бы вновь установить царство, где каждый должен быть счастлив, а если это не так, то это его вина, как говорил Эпиктет. В этом царстве не было бы ни нанимателя, ни нанимаемого, ни учителя, ни школы, ни больницы, ни фармацевтической фабрики, ни полиции, ни тюрьмы, ни войн, ни врага, но все были бы близкими друзьями, братьями и сестрами, родителями и детьми, не было бы принудительного труда, не было бы преступлений, не было бы наказаний – и все были бы независимыми».


Рецензии