Русская история. Вступление
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».
(Ф.И.Тютчев)
А.С.Пушкин, полемизируя с П.Я.Чаадаевым по поводу его «Философических писем», в своем ответном письме (оно было датировано 19.10.1836 г., т.е. за три месяца до его гибели, но адресату отправлено не было) писал об истории России так:
«… Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
О «загадочной русской душе» много говорили и продолжают говорить во всем мире. Одной из причин этой «загадочности» была и остается её необузданная широта, пренебрежение человеческими условностями, рамками, законами. Теми постулатами, которые человека Запада, увы, извечно загоняли в тиски, «прокрустово ложе», откуда и родилось понятие, называемое современным казённым языком «общий европейский дом». Правила и законы скученной жизни принуждали народы Европы к вынужденной терпимости или, выражаясь ныне модным словечком, «толерантности», из-за человеческой скученности, когда сосед от соседа находится, что называется, на расстоянии локтя. Другого им просто было не дано.
А русская душа всегда рвалась из оков: государства, князя, барина, церкви, собственной нищеты и безысходности – к воле, к новым пространствам и землям. Это наше, исконно российское, благо. Оно и воспитало наш характер, непонятный для Запада.
Природу его, а также причины всех исторических завоеваний и свершений нашего народа, как, впрочем, источников его бед, несчастий и прочей нашей исторической неразумности – всё это всегда было главными вопросами для нашего народа. Над ними ломало голову не одно поколение российских учёных, мыслителей, философов, историков, творческих людей. Но не только их.
Не менее важным нашим завоеванием, является то, что этими проблемами изначально озадачивались и продолжают «болеть» и поныне самые обычные люди. Это их подвижничеством порой разрушаются, казалось бы, незыблемые исторические постулаты и стройная теория развития общества. И пусть они не всегда вписываются в неё и порой нарушают скрупулёзно выстроенную систему, но их подвижничество, их рациональные зёрна привносят что-то новое, свежее, нестандартное в исторический подвиг бытия наших предков, расцвечивают его новыми красками, позволяющими по-новому взглянуть на историю страны, на природу характера, харизму нашего народа.
К сожалению, наша фундаментальная историческая наука, часто счастливо пребывая в облаках собственной непогрешимости, недостижимости и замкнутости, игнорирования и пренебрежения к «инакомыслию» непосвящённых - простых смертных любителей отечественной истории, давно и прочно оградила себя от их проникновения в «святая святых» - в архивные фонды страны, как федерального, так и местного уровня. Всё это до сих пор прикрывается частоколом ведомственных инструкций и положений, под разными надуманными предлогами запрещающих доступ исследователей к архивным и музейным полкам, прикрываясь необходимостью сохранения многочисленных тайн: от государственной и военной до коммерческой и лично-семейной.
А существующая и поныне порочная практика так называемого «депозитарного» хранения Архивного фонда РФ, то есть документов, имеющих историческое, научное, культурное значение для всего общества в целом, в ведомственных архивах (МВД, ФСБ, МИД и т.д.), вместо федеральных, позволяет этим ведомствам в течение длительного времени и зачастую безнаказанно уничтожать эти бесценные исторические материалы, скрывая истинную правду и, тем самым, искажая саму историю.
А ведь жизнь каждого из нас проходит не только на фоне самой истории, но все мы вышли из наших семей, предания которых и есть сама история. «Наша родина – революция…», - еще совсем недавно с неподдельным большевистским воодушевлением пели наши родители, а следом за ними и мы сами, в том, казалось, светлом советском вчера. Но постепенно для нас стали открываться ранее закрытые горизонты, запретные темы. И вдруг оказалось, что круг наших родных и близких оказался намного шире, чем мы знали ранее. Что и среди наших близких оказалось много тех, кто сгинул не только на полях Великой Отечественной, но исчез либо пострадал намного раньше, начиная ещё с Гражданской, либо позже, в мирное довоенное время. Что, оказывается, у наших родителей в семьях, где они сами росли, было намного больше родственников, тех же дядей и тетей, чем это обычно принято было считать. И постепенно стала открываться жутковатая правда о длительной борьбе власти с собственным народом, в результате которой пострадали миллионы ни в чем не повинных людей. И среди этих жертв политических репрессий оказалось много нашей близкой и дальней родни.
Естественно, настали такие времена, когда у людей возникло стремление узнать собственную родословную, историю своего рода: «откуда есть пошла…» твоя семья, твоя фамилия, желание заглянуть за далекий горизонт, на несколько поколений назад, намного ранее 1917 года. И это отнюдь не праздное любопытство, не наносной снобизм или желание найти какие-то мифические аристократические корни или наличие голубых кровей. Нет, всё намного глубже и в духовном плане. Это стало нужным и важным не столько ради собственного тщеславия, сколько для собственных потомков, тогда и они будут помнить о нас. Закончилось время «Иванов, не помнящих родства». И, естественно, вдруг вполне современно зазвучали слова великого А.С.Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…».
А потому ныне существуют и продолжают шириться многочисленные группы, сообщества, форумы, общественные организации истинных знатоков, любителей и профессиональных исследователей отечественной истории. Достаточно назвать только Международное общество «Мемориал», филиалы которого долгое время действуют на всей территории страны, коллективы которых в полной мере можно назвать бессребрениками, подвижниками, несмотря на чинимые препятствия со стороны официальных властей, восстанавливающими в памяти народной страшные списки жертв политических репрессий, оформляя их многотомными фолиантами мартирологов пострадавших соотечественников. Один из таких томов в прошлом году бесплатно получил и я от Сыктывкарского филиала общества, в котором среди других поименован мой дед, отсидевший в тридцатые годы пять лет в Ухтинских лагерях.
А какие действуют интернет-сообщества исследователей истории Гражданской и Великой Отечественной войн, с их глубокими и интереснейшими материалами, нисходящими до отдельных воинских частей, до конкретных личностей, до мельчайших подробностей событий, которых не найти в официальных исторических источниках!
Много таких подвижников и на нашем форуме, глубоко и профессионально описывающих исследованный ими материал. Низкий им всем поклон за это благородное дело.
Считаю своим долгом начать размещать на страницах форума серьезную историческую работу моего деда, Попова Флегонта Петровича (1897-1986 гг.), уроженца деревни Малая Минуса Минусинского округа Енисейской губернии (ныне Красноярского края), прожившего долгую и трудную жизнь, много повидавшего и испытавшего на своем веку. Он был человеком удивительно разносторонним и увлекающимся, обладавшим обширными знаниями, сохранившим до глубокой старости удивительно острый ум и память, слывшего интересным рассказчиком и неисправимым спорщиком и, наконец, во многом оказавшим влияние на формирование моего мировоззрения. В круг его интересов вошли многие отрасли человеческих знаний: от истории, политики и географии до литературы, музыки и живописи.
Он, волею судеб, оказался участником и свидетелем многих исторических событий, в которые была вовлечена Россия в 20-м веке. Выходец из простой крестьянской семьи, он сумел в непростое предреволюционное время получить достойное образование (четыре года – с 1913 по 1917 гг. - учился в Петроградском реальном училище А.С.Черняева, окончил первый курс Томского университета). В период февральской революции принимал участие в создании Минусинской молодежной коммуны, затем, по мобилизации, попал в Белую Сибирскую армию. В 1933 году он был арестован и пять лет провел в Ухтинских лагерях. В 1957 году был реабилитирован. Он ушел из жизни в 1986 году на 90-м году жизни и похоронен в Кишиневе.
В последние годы его жизни мы с ним мало общались, что было связано с моей кадровой военной службой на Дальнем Востоке. К сожалению, он не оставил письменных воспоминаний, осталось очень мало документальных свидетельств отдельных периодов его жизни. Наибольшую ценность из сохраненного представляют некоторые его коллекции, являвшиеся следствием его разносторонних увлечений в последние годы жизни. Кое-чем из его творческого наследия мне в свое время удалось правильно распорядиться. Так, в конце 80-х годов, уже после его кончины, я отправил в Институт этнографии Академии наук 15 тетрадей собранной им коллекции фамилий, когда он увлекался ономастикой (наукой о фамилиях).
Наибольшую же ценность представляет его многолетний труд - Справочник по русской истории с древнейших времен. Удивляет то обстоятельство, что он писался дедом в те трудные годы, когда в свободном обращении отсутствовала классическая литература по русской истории таких столпов отечественной исторической мысли, как Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, Н.И.Костомаров и других.
Я пытаюсь последние несколько лет оформить компьютерный вариант этого грандиозного рукописного труда, разбирая мелкий, по-бухгалтерски убористый, старческий подчерк моего пращура, поражаясь и восхищаясь проделанной им, на благо потомкам, благородной работой и удивляясь поискам и находкам ярких исторических источников для своего труда.
Последние несколько лет я тружусь над мемуарами о нём. Со временем постараюсь выложить и эти материалы на форум (С 11 марта 2015 года они размещаются на форуме под названием "Факел непопалимый", а с 15 мая 2015 года - "Враг народа" Приглашаю уважаемых читателей ознакомиться с публикуемым материалом):
http://www.proza.ru/2015/03/11/701
http://www.proza.ru/2015/05/15/1617
Представляя на Ваше ознакомление эту грандиозную работу, надеюсь на Вашу заинтересованность, снисходительность и непредвзятость. Хотелось бы получить возможные рекомендации по дальнейшему возможному использованию и применению этого труда. Ведь недаром набатом и надеждой звучат слова великого Ф.И.Тютчева:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..».
Виталий Голышев.
(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/05/16/1138)
Свидетельство о публикации №214051601127
С уважением:
Татьяна Дружинина 26.06.2017 20:40 Заявить о нарушении