Андрей Платонов

Часто задаю себе вопрос, на который не нахожу ответа: почему тоталитарные режимы столь богаты талантами, такими, как Булгаков, Платонов и Борхес?  Что талантам помогало? Сила сопротивления?

В двадцатые годы прошлого века лилась кровь, разрушались одни устои, рождались другие. В искусстве и литературе возникали  объединения людей, пытающихся найти новый путь, новые формы. Время вызывало   надежды.  Эмиграция искала свои пути. Многие из образовавшихся  форм уничтожались, распадались, другие – находили своё продолжение за рубежом.

 В эти годы  писали И.Бабель, М. Булгаков, Н. Гумилёв, Е.Замятин,  М. Зощенко, Б.Пастернак, Б. Пильняк, А.Платонов А.Толстой, Д. Хармс. …Возникает  многовариантное, неунылое  развитие искусства. В конце 20–х  годов  партийное руководство и государство начинают активно вмешиваться в литературную жизнь, наблюдается тенденция к одновариантному развитию литературы, начинается травля выдающихся писателей.


СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА.

АНДРЕЙ  ПЛАТОНОВ  стал называть себя Платоновым с 1920 года.
Андрей Платонович Климентов родился в 1899,в Воронеже.

  Отец — Климентов Платон Фирсович - машинист паровоза и слесарь. Мать - Лобочихина Мария Васильевна. По разным источникам мать  писателя родила десять (одиннадцать детей).
 
 Андрей был старшим. С 13 лет начал трудиться, окончив 4  класса школы. Подёнщик,  литейщик, помошник машиниста на локомобиле, рабочий по изготовлению  мельничных жерновов. Участвовал в качестве военного  корреспондента в гражданской войне. Окончил Воронежский железнодорожный  политехникум (1924).  В 1923—26 работал губернским мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции.

 В 1921 вышла публицистическая книга "Электрификация", в 1922 — сборник стихов "Голубая глубина". Вскоре появляются другие  книги писателя.
В них  проявился сильный и своеобразный талант автора.

  Стиль и язык  его  прозы отличается от привычных строк других писателей. Герои произведений  Андрея Платонова люди, выдвинутые революцией, пытающиеся понять  свою роль в новой жизни. Они будто размышляют вслух. Неправильное произношение рождается  от неумения выразить мысль. Он не смеётся над их неумением. Он живёт мыслями  своих героев, считает себя «трибуном передового класса». Знакомый с западной философией, он выстроил в своей голове  романтический образ справедливости для новых героев, Был идеалистом и романтиком,  так же, как и его герои  мечтает об идеале, с ними вместе ошибается, живёт их надеждами и прозрениями, утопией.
 
«Хотел  того Платонов или нет, всё это выглядит довольно таки злой пародией на  сталинский – ставший в то время уже государственным - стиль мышления.» ( Б.Сарнов «Сталин и писатели», кн 3, стр. 817

Отношение Платонова к происходящему в стране в то время, было примерно таким же, как и у героев А.Твардовского в «Стране Муравии»-

…Товарищ Сталин,
Дай ответ,
Чтоб люди зря не спорили,
Конец предвидится, ай нет
Всей этой суетории?..
И жизнь - на слом,
И всё на слом,
Под корень, подчистую,
А что к хорошему идём,
 Так я не протестую.

Только Никита Моргунок у Твардовского не очень уж уверен в хорошем конце. А у героев платоновской бедноты нет сомнений. Ими движет вера.
В его произведении не может появиться Шариков, не могут появиться  комические обыватели, подобные тем, которые говорят языком Зощенко. Его герои – не люди с убогой моралью и примитивным взглядом на мир.

Если проследить за жизнью Платонова, станет понятно,  что он жил, отдавая силы, чтоб изменить жизнь к лучшему. Он работал как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства, он  построил три электростанции. Это идеалист, мечтавший о прекрасной жизни. И его герои такие же люди. Они будто только родились к новой жизни. Они  из тех «кто был ничем, а станет всем» Поэтому и речи их не обычны. Они ещё не могут гладко выразить свои мечты и мысли. И автор с ними. Он мечтает, страдает и разочаровывается вместе со своими персонажами.

Книги Андрея Платонова сложно читать. Бегло   не прочтешь  его произведения. Язык Платонова был не похож на язык образованного человека. «Это была сознательная, принципиальная его установка»  Б.Сарнов «Сталин и писатели», кн. 3 стр.788.
Пересказать сюжет любого произведения писателя своими словами - значит, убить это произведение. Это так же нелепо, как пересказывать стихотворения Пастернака.

Читать Платонова трудно, но если мы хотим понять жизнь человека ХХ века, понять себя,надо приложить усилия.

 Сталин  отозвался о языке писателя так: «Это не русский, а какой-то тарабарский язык». Эстетическая манера языка так же не понятна Сталину, как музыка Шостаковича (Сумбур вместо музыки). Он не хотел, да и не мог бы  этого понять.
Сталин не хотел, как Ленин отменить художественную литературу. Он хотел использовать её, управлять ею. И управлял, примеров привести можно много.

 В своём предсмертном письме Фадеев говорил о себе: «Одарённый БОГОМ талантом незаурядным».  Назначением этого таланта  было - облечь в художественную форму идеи, в которые он верил. И трагедия  была в том, что светлые идеи оказались извращенными.

Чтоб хоть как-то проиллюстрировать язык писателя приведу небольшую цитату из повести «Впрок»

«Слышен был работающий где-то триер, и отовсюду раздавался знакомый, как колокольный звон, стерегущий голос  собак, работающих на коммунизм с тем же усердием, что и на кулацкий капитализм»  Собрание  сочинений  в 6 томах  т. 2 М.1998

« нам нужен живой- и такой же, как  Ленин…Засею землю – пойду Сталина глядеть: чувствую в нём свой источник. Вернусь, на всю жизнь покоен буду» Там же стр. 433


Недавно сосед по дому, образованный врач поделился со мной находкой. У помойки лежали выброшенные книги, среди них был томик Платонова. Он  погрузился в чтение и был потрясён.
 
Если Вы, уважаемый читатель, готовы к серьёзному чтению и постижению тайны письма Платонова, в добрый путь!

Я не буду останавливаться на отдельных произведениях писателя. О писателе написано более 100 научных работ. Хочу только  кратко рассказать некоторые важные факты из жизни писателя, следуя за статьёй  Бенедикта Сарнова «Сталин и Платонов» из  его четырёхтомника «Сталин и писатели».

ЗАПИСКА  И.В.СТАЛИНА редакции журнала «Красная новь» по поводу повести Платонова «Впрок» (май 1931 год).

К сведению редакции «Красная новь».
Рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения и опубликованный головотяпами - коммунистами с целью продемонстрировать свою непревзойденную слепоту.
                И.Сталин.
P.S. Надо бы наказать и автора и головотяпов так, чтобы наказание пошло им «впрок».

«Агент наших врагов»- это обвинение тянуло на серьёзное наказание. В повести «Впрок» многие страницы и отдельные места были отмечены, испещрены пометками Сталина :  «Дурак, болван, балаганщик, подлец, сволочь».

В ответ редактор журнала стал бывшим, а писатель пишет длинное  покаянное письмо.

Вот одна  фраза из   письма: «…Этим письмом  я не надеюсь уменьшить гнусность «Впрока», но я хочу, чтобы Вам было ясно, как смотрит на это дело виновник его – автор, и что он предпринимает для ликвидации своих ошибок…»
Глубоко уважающий Вас Андрей Платонов.      8 июня 1931 года.

Вслед за указанием Сталина на писателя обрушивается водопад статей, справок, писем в разных изданиях, уничтожающих автора  своим содержанием и даже названиями.
 - «Клеветнический рассказ А.Платонова» В.Ермилов».   Литературная газета»,
 
«…одним из кулацких агентов…является писатель Андрей Платонов, уже несколько лет разгуливающий по страницам советских журналов в маске «душевного бедняка» простоватого, беззлобного,  юродивого, безобидного «усомнившегося Макара». Он сыплет шуточками, прибауточками, занимается нарочитым  косноязычием, вздыхает о душе, о том, что  «трактора горячие, а жизнь прохладная»…И потому нас, коммунистов, работающих в «Красной нови», прозевавших конкретную вылазку классового врага, следовало бы  примерно наказать, чтобы наука пошла впрок» Из большой статьи А.Фадеева «Об одной кулацкой хронике».  «Красная новь» 1931 год № 5-6.

Статья за статьёй, клеймящие всё, что выходило у Платонова. Разбирается творчество писателя  и на заседании Политбюро. В писательской среде считали Платонова обречённым. При всём размахе этого дела, остаётся удивляться, что Платонов уцелел.

Были расстреляны или погибли в сталинских лагерях Мандельштам, Бабель, Пильняк, Артём Весёлый, Иван Катаев.  Правда,  расправы начались в 1934 году. Но ни о ком из названных Сталин не говорил с такой злобой.

Почему же тогда с Платоновым не расправились? Сталин ничего не забывал, умел ждать и находил нужное время для мести. Окружающие Сталина холуи знали об этом.
В октябре 1932 года  на знаменитой встрече вождя с известными писателями на квартире Горького (когда  Сталин назвал писателей инженерами человеческих душ), он  спросил: «А Платонов  здесь есть?» Вопрос прозвучал непонятным сигналом. И на время стал «охранной грамотой» писателя.

Беда подкралась с неожиданной стороны. 4-го мая 1938 года  арестовали 16-летнего сына писателя. Вначале дело казалось пустяковым, основано оно было на доносе соученика, ухаживающего за той же девушкой, что и Платон-сын писателя.
«Но его тюремная история развернулась совсем по другой схеме, бесконечно далёкой от этой банальщины.

 Ему слепили обвинения в преступлениях статьями 58-а, 58-8, 58-11 УК РСФСР (Измена Родине,террор и участие в контрреволюционной организации)». Из документов, приведенных Б.Сарновым.

Арест сына вызвал состояние депрессии. Долгое время  отец не знал, где находится сын. Есть много свидетельств, иногда противоречивых  о том, что  некоторые писатели пытались  помочь, посодействовать в деле освобождении сына. Среди них М. Шолохов, Фадеев и Шкловский. Свидетельства Шолохова об этом расходятся с показаниями жены Платонова, Фадеев хлопотал формально, а Шкловский действительно говорил с Вышинским.

Наконец, Андрей Платонов узнаёт, что сын находится на Соловках. Он ищет любые возможности для передачи писем и заявлений.

Просит:
«1.Чтобы его, отца, вызвал следователь, так как он не может не считать себя ответственным      за сына.
2.Чтобы сыну позволено было передать одежду и обувь. Сын Платон Андреевич  страдал ушной болезнью, перенёс уже две трепанации черепа и ПЛАТОНОВ опасался за его жизнь.

Всё это время поступали донесения  Второго (секретно-политического) отдела Главного Управления Государственной Безопасности НКВД СССР. Это управление вело постоянную слежку за писателем и его состоянием.

Составить против мальчика такое дело было не просто. Нужны были хоть какие-то доказательства или показания соучастников. И доказательства были.  Но узнали о них через 56 лет после ареста Платона.

1-го июня 1994 года в «Литературной газете» появилась статья «Отрок Платон». Автор статьи Лев Разгон писал о том самом Тошке - сыне Платонова, с которым в апреле 1938 года он сидел в общей камере (№ 29) в Бутырской тюрьме.
Этот рассказ есть в сочинениях Разгона, я кратко перескажу его. Юноша был одинок. Никто с ним не общался. Всем было известно, что Платон – шпион.  Разгон,  и я с радостью могу это подтвердить, со всеми мог найти общий язык. Он сумел разговорить мальчика, с которым, как оказалось, они жили рядом – Разгон жил в Гранатном переулке, Платоновы -   у Никитских ворот. Мальчик поведал то, о чём однажды уже рассказывал сокамернику Олегу Рейхелю. 
Сам Тошка был красив, музыкален, играл на гитаре, танцевал, пел. Всегда был душой компании. Он был знаком со студентами Военно-воздушной академии. Часто проводил время в компании молодых лётчиков. Однажды на Тверском бульваре к нему подошёл человек,  предложивший ему работать на немецкую разведку. За рассказы  военных в компании, этот человек обещал при каждой встрече выдавать 100 рублей и сигареты «Ява». Никакого раскаяния мальчик не ощущал, а представлял всё школьной проделкой. Сочувствия  у Разгона мальчик не вызвал.  Лев Эммануилович  укорил  юношу, который не подумав, что ему самому за шпионаж светит  8 лет, а друзьям, на которых он доносит, сулит вышка, согласился на стукачество.

Больше они не виделись. Но после, на пересылке, Разгон вдруг вспомнил разговор с Тошей,  и понял « кто же был резидентом немецкой разведки». Понял, что это была подстава  ГБ. Одновременно  « соорудить  Заговор в Военной  академии» и заодно скомпроментировать сына неугодного писателя». Но встретиться с юношей Разгону не пришлось.
(М.Ю. Михеев. Мемуарный текст: Свидетельство Льва Разгона 1994 года о сыне А. Платонова в Бутырской тюрьме 1938 года. В книге: Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн.  4.  СПб, 2008 стр. 299-302.

То, что главной мишенью этой провокации, был Андрей Платонов, подтверждает любимый приём Сталина – брать в заложники. Чтоб держать в узде  ближайших соратников, были арестованы жёны Калинина и Молотова,  сын А. Ахматовой.

И арест  Тошки  и  освобождение в октябре 1940 года, когда Особое  совещание при НКВД СССР переквалифицировало преступление П.А. Платонова с  измены Родине, террора и участия в контрреволюционной организации на антисоветскую агитацию и постановило «зачесть в наказание срок предварительного заключения», а «П.А.Платонова из-под стражи освободить». Всё это мог санкционировать лишь Сталин.

Из донесения 2 отдела 3 (секретно-политического) управления НКВД СССР  15 февраля 1943 года : «…Сейчас он, Платонов, вообще в ужасном  состоянии. Недавно умер его сын от туберкулёза. Болезнь эту, как мне сказал Платонов, он приобрёл в лагерях и тюрьме…»

Платонов был сокрушен. Но не раздавлен.

Из донесения 3 отдела 2 управления  НКГБ СССР. 5 апреля  1945 года.
«…Он  стал говорить о том, что советская власть ошибается, держа курс на затемнение человеческого разума…Как свидетельствует история, все военные империи, несмотря на их могущество, рассыпались в прах. Наша революция начинала, как светлая идея человечества, а кончает, как военное государство. И то, что раньше было душой движения, теперь выродилось в лицемерие или в подстановку понятий : свободу у нас называют принуждение, а демократизмом диктатуру назначенцев».
(Андрей Платонов в документах ОГПУ – НКВД –НКГБ 1936 – 1945. Публикация Владимира Гончарова и Владимира Нехотина. «Страна философов « Андрея Платонова. Проблемы творчества. Выпуск 4. М, 2000, Стр. 863 -870.)

5 января 1951 года скончался от туберкулёза писатель Андрей Платонович Платонов.

Андрей Платонов уходил из жизни непризнанным. Один из самых значительных писателей XX века главные свои произведения — роман «Чевенгур», повести «Котлован»,поэма «Ювенильное море», «Джан» — не увидел опубликованными.

Когда в  шестидесятые годы  робко стали появляться первые платоновские книги, в каждом интеллигентском доме видное место  занимал портрет Хемингуэя, который в своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей.


В рассказе «Мусорный ветер» (1934) используется приём фантастической метаморфозы, вызывающий аллюзии с известным рассказом Франца Кафки «Превращение».

Главные произведения Платонова – роман «Чевенгур» (1929) и повесть «Котлован» (1930) — современная литературная критика определяет как социальные антиутопии, а его пьесы — «Дураки на периферии» (1928), «Шарманка» (1930) — ставят в один ряд с работами создателей театра абсурда Ионеско и Беккета.
Андрей Платонов- современный писатель. События, происходящие сейчас
между Украиной и Россией- это "Чевенгур".

При написании очерка использовалась литература:
Б.Сарнов. «Сталин и писатели»  Кн.3 м. 2010 г.
Лев Разгон. «Отрок Платон». «Литературная газета» 1 июня 1994 г.
«Впрок»



Библиография
1920— рассказ «Чульдик и Епишка»
1921 — рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»
1922 — книга стихов «Голубая глубина»
1926 — рассказ «Антисексус», повесть «Епифанские шлюзы»
1927 — повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»
1928 — повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком)
1929 — роман «Чевенгур» (в первой редакции — «Строители страны», 1927)
1929 — рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
1930 — «Котлован», «Шарманка» (пьеса)
1931 — «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
1933 — 1936 — «Счастливая Москва» (роман не окончен)
1934 — повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»
1936 — рассказы «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер» (незаверш.)
1937 — рассказы «Река Потудань (повесть)», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург» (рукопись утеряна)
1938 — рассказ «Июльская гроза»
1939 — рассказ «Родина электричества»
1942 — «Под небесами родины» (сборник рассказов), вышел в Уфе
1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов)
1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
1943 — «Броня» (сборник рассказов)
1944 — пьеса «Волшебное существо»
1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
1946 — рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
1948 — пьеса «Ученик Лицея»
1950 — «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок)
1951 — «Ноев ковчег» (незавершённая пьеса-мистерия)

Издания

Платонов А. П. В прекрасном и яростном мире. Повести и рассказы / Вступ. ст. В. Дорофеева. — М.: Художественная литература, 1965. — 630 с.
Платонов А. П. Избранное / Сост. М. А. Платонова. — М.: Современник, 1977. — 445 с.
Платонов А. П. Сокровенный человек (Рассказы. Повести). - Кишинев: Литература Артистикэ, 1981. - 640 с.
Платонов А. П. Повести, рассказы, статья, из писем / Сост. и подгот. текста М. А. Платоновой; Вступ. ст. В. А. Свительского. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1982. — (Отчий край). — 453 с.
Платонов А. П. Ювенильное море. Повести. Рассказы. Публицистика. Пьеса. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. — 431 с.
Платонов А. П. Государственный житель: Проза, письма / Сост. М. А. Платонова; Вступ. ст. и коммент. В. А. Чалмаева. — М.: Сов. писатель, 1988. — 608 с. — ISBN 5-265-00404-1
Платонов А. П. Записные книжки. Материалы к биографии / Сост. Н. В. Корниенко; Публ. М. А. Платоновой. — М.: Наследие, 2000. — 421 с. (2-е изд.: М.: ИМЛИ РАН, 2006.)
Платонов А. П. Сочинения. Том 1: 1918—1927, Книга 1: Рассказы. Стихотворения. — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 644 с. — ISBN 5-9208-0146-8
Платонов А. П. Сочинения. Том 1: 1918—1927, Книга 2: Статьи. — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 510 с. — ISBN 5-9208-0181-6
Платонов А. П. Собрание сочинений в восьми томах / Сост. Н. В. Корниенко. — М.: Время, 2009—2011.
Платонов А. П. Чевенгур / Илл. С. Филипповой. — СПб.: Вита Нова, 2008. — 560 с. — ISBN 978-5-93898-185-0
Платонов А. П. «...я прожил жизнь»: Письма 1920—1950 / Сост., вступ. статья, ком. Н. Корниенко и др. — М.: Астрель, 2013. — 688 с. — (Наследие Андрея Платонова). 3000 экз., ISBN 978-5-271-46785-1[6].
Ссылки



Сайт произведений и материалов о жизни и творчестве Андрея Платонова
Платонов, Андрей Платонович в библиотеке Максима Мошкова
Произведения Андрей Платонова в электронной библиотеке классической литературы — Классика.ру
Подборка рецензий на произведения Андрея Платонова
Платонов, Андрей Платонович энциклопедия «Кругосвет»
Магический Большевизм Андрея Платонова, Александр Дугин, Философский портал Арктогея
Электронное собрание сочинений, воспоминания современников, материалы к биографии и критика в Библиотеке «Im Werden»
«Воодушевление»: Неснятое кино Андрея Платонова, Елена Грачева, Журнал «Сеанс» № 25/26  (Проверено 5 января 2010)
Песчаная учительница Сталь Пензин

 Послесловие:

В рецензии на очерк об Андрее Платонове автор сайта Роман Барнет сообщил не известные мне ранее сведения о романе А. Платонова  "Счастливая Москва"

Об этом романе можно прочитать в интернете в ряде публикаций. В том числе на сайте
http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=173.

Автор статьи Валерий Бондаренко.

Странный роман Андрея Платонова.
У каждого автора есть незавершенные или малоизвестные вещи, которые порой ближе нам, чем иные, признанные шедевры художника. Такова для меня «Счастливая Москва» – странный роман Андрея Платонова о советской Мессалине. Роман, над которым писатель работал дольше, чем над другими своими произведениями (1932 – 34 гг., работу над текстом продолжал и в 1936 г.), да так и не отшлифовал, хотя уже загодя пытался напечатать. Наивный!..
Ю. Нагибин назвал «Счастливую Москву» самым страшным детищем Андрея Платонова, «страшнее «Котлована», там хоть пробивался какой-то бледный кладбищенский свет…, здесь все уже разъедено червем надрывно-больного сарказма».
Спасибо внимательному читателю.


Рецензии
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.