Божественный ветер

       Девушки провожали их как героев. Мальчишки восхищались ими. Они шли на смерть ради своей страны - и не было высшей чести. Всего лишь полтора года поднимались они в воздух - и эти полтора года сделали их легендой на все времена. Их знают  под именем «камикадзе».
     Они писали прощальные письма, а на следующий день, выпив ритуальную чашку сакэ и, поклонившись в направлении Токийского Императорского дворца, садились в свои деревянные машины и летели к морю. Они прорывались сквозь непогоду и вражеские истребители, сквозь бьющие прямой наводкой корабельные орудия, чтобы, если повезёт, удариться о палубу и превратиться в огненный шар. Тот самый, что изображён на флаге их страны.
     Жертвы японских камикадзе были плановыми. Военные операции заранее предполагали, что эти люди умрут; оружие «специального назначения» разрабатывалось без учёта сохранения жизни человека - пилот был расходным материалом.
     Большинство камикадзе не было фанатиками. Обычные молодые японцы, вполне трезвомыслящие и жизнерадостные - в них не было заметно ни подавленности, ни отрешённости, ни паники, несмотря на то, что они знали о предстоящей смерти. Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Как правило, учиться на камикадзе шли юноши в возрасте 17–24 лет. Закончив двухнедельные курсы, они были едва способны управлять самолётом: показательно, что при перелёте из Японии к месту операции (на Филиппины и Окинаву) зачастую терялось больше половины группы. Опытных лётчиков к концу войны осталось крайне мало, и они были на вес золота. Им категорически запрещалось участвовать в таранных атаках, их задача была другой: сопровождать до места и защищать группы новичков-самоубийц, иначе последние, не обученные приёмам воздушного боя, становились лёгкой добычей для американских истребителей.
     Командование специального корпуса никогда не слышало от личного состава жалоб на бытовые условия. Хотя, казалось бы, люди, решившие отдать свою жизнь ради благополучия нации, достойны более комфортных условий проживания в последние недели, а случалось - и дни своей службы. Бытовые условия для камикадзе были такими же, как и для обычных летчиков. Тропический климат избавлял от необходимости носить лишнюю одежду, а постоянные перебазирования с одного аэродрома на другой просто не позволяли таскать за собой лишнее. В повседневном рационе ничего изысканного не было. Проще говоря, кормили их неважно. С другой же стороны ; всю свою очень короткую жизнь камикадзе проводили в казарме при аэродроме, где ни магазинов, ни ресторанов не было. Очень редко кому-то из них случалось по какой-нибудь служебной надобности оказаться в городе. Тогда – да, отбоя от предложений не было: любой японец считал за великую честь оказать какую-нибудь услугу.
      Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты  бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.
     Так почему эти парни добровольно отправлялись умирать? Почему вообще Япония обратилась к стратегии использования самоубийц? Именно в отношении к собственной смерти и состоит японский феномен, не понимая которого, не понять ни самураев, ни тех японцев, которые самураями не были, ни самой их нации в целом.
     Причин несколько, и первая - это японский менталитет, столь не похожий на привычный нам европейский склад ума. Здесь смешалось многое: и синтоизм, и буддизм, и средневековый самурайский кодекс «Бусидо», и культ Императора, и вера в избранность японской нации, выпестованная за столетия изоляции и подкреплённая военными успехами. Немаловажно, что само отношение к смерти у японцев совсем другое, нежели принятое в европейской христианской традиции: они не боятся смерти, как таковой, и не считают самоубийство греховным поступком, напротив, иногда предпочитая смерть жизни. Уже в те незапамятные времена самураи не дорожили жизнью и легко с ней расставались. Для них проблема была вовсе не в дилемме выбора между жизнью и смертью ; они давно выбрали путь смерти, а в том, чтобы уйти из жизни достойно и «не теряя лица». Согласно древней самурайской традиции, подвиг, совершенный во благо товарищей по оружию, а тем более ; во благо родного клана, непременно станет семейным достоянием, память о котором будет бережно передаваться от поколения к поколению. Что ж тогда говорить о подвиге, совершаемом во благо всего японского народа?
     Одной из причин самоотверженности, породившей камикадзе, можно назвать общность японского народа: человек в первую очередь считался членом своей семьи, и уже потом - самостоятельной личностью; соответственно, совершённый им бесчестный поступок ложился пятном на всех его родственников. Семьи же погибших героев становились очень уважаемыми и окружались почестями. Сегодня подобную этому психологию можно встретить у представителей мусульманских общин (правда, предпосылки к такому мировоззрению у мусульман совсем другие).
     Камикадзе верили, что после смерти становятся «ками» - духами-хранителями Японии. Таблички с их именами помещались в храм Ясукуни, и до сих пор японцы приходят поклониться героям.
     Были ли эффективны камикадзе в масштабах войны? Как показывает история, самоубийцы не спасли Японию от капитуляции. Кроме того, есть мнение, что атомные взрывы стали «специальным» ответом американцев на «специальные атаки» японских камикадзе.
     К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву - всего в атаках участвовало 1465 самолётов. Было потоплено 84 боевых корабля США и более 200 кораблей были выведены из строя до конца войны.
     10 августа 1945 года, после взрывов в Хиросиме и Нагасаки и вступления в войну с Японией Советского Союза, император Хирохито принял решение о капитуляции. Вице-адмирал японского военного флота в своём предсмертном письме написал: «Всем сердцем я восхищаюсь лётчиками-героями. Они доблестно сражались и умирали, веря в нашу победу. Смертью и я хочу искупить свою долю вины в несбывшихся надеждах и принести извинения душам погибших лётчиков и их осиротевшим семьям. Я хочу, чтобы молодые японцы извлекли урок из моей смерти. Не будьте безрассудны, ваша гибель теперь будет только на руку врагам. Склонитесь перед решением императора, как бы вам ни было тяжело. Гордитесь тем, что вы японцы. Вы сокровище нашей страны. И в мирное время с самопожертвованием, достойным камикадзе, боритесь за благосостояние Японии и за мир во всём мире».
    * Камикадзе - «божественный ветер», название тайфуна, который дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожил армаду кораблей монгольского хана на подступах к берегам Японии. Во второй половине XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся на заключительном этапе войны на Тихом океане.


Рецензии