Первомай 1945-го на Алтае

         
 
 Девятилетние мальчишки, учащиеся третьего класса, воскресный день проводили далеко за селом. В другие дни они исправно ходили на уроки. И завтра их непременно выстроят на линейку, и все они хором будут петь Гимн Советского Союза. День будет разорван, сделать ничего путного не успеешь. Придется  заниматься рутинной работой.

Что-нибудь путного - как это? А так: не только лично для себя, но для всей семьи нужно что-то сделать. Сюда даже не входит, например, выполнение уроков. Дело это пустяшное и много времени не требует. А вот насобирать хворосту, кизяка, чтобы всегда был запас на дождливые дни. Посадить капусту, огурцы, помидоры, горький перец. А ПОТОМ ВСЕ ЭТО ПОЛИВАТЬ. Не забыть посадить по краям брюкву: зимой как хорошо она идет!

Вот и сейчас они, эти малые дети войны, заняты очень важной для дома работой – сбором остатков прошлогоднего урожая на бывшем картофельном поле. Дома последнюю картошку посадили, и сразу нечего стало есть.

 Мальчики шли широкой шеренгой по вспаханному колхозному полю. Казалось бы, что здесь вообще можно искать? Ведь картошку колхозницы выкопали еще осенью. Потом была долгая и лютая зима. Если какой клубень случайно остался в земле, то алтайский мороз и зимнее солнце выжали из него не только влагу, но и содержимое, и он слился с землей. Не должно быть здесь картошки, и даже ее запаха!

 Самый веселый из них подпевал себе:

Мы Первый Май встречаем,
По полосе идем.
По вёдрам мы ударим
И песню запоем!

Он был как акын у казахов: что видел вокруг, о том и пел. Очень легко подбирал рифмы.

Мальчики были натренированы долгой голодной зимой и твердо знали, что еда может находиться в самом неожиданном месте. Поэтому они зорко смотрели по сторонам, вглядываясь в каждый бугорок земли, стремясь найти хоть какие-то признаки бывшей картошки. И иногда их труд вознаграждался успехом. Как ни тщательно выбирали  колхозницы клубни под присмотром бригадирши, после них в земле что-нибудь да оставалось. Хоть самая малость, но она сохранялась в земле!

 И надежда оправдывалась. После осенних и весенних ливней, после бесконечных морозов и буранов, после вспашки поля конным плугом кое-где среди засохшего чернозема все же удавалось разглядеть белесые оттенки светлых клубней. Мальчики бежали к этому пятнышку, кое-как очищали тощий остаток прошлогоднего урожая, оттирали его от налипшей земли и ликовали, если обнаруженная картофелина оказывалась крупной. Но радовались и мелочи, фактически разноцветной земле, бросали все это в ведро. В принципе это был крахмал, почти смешавшийся с почвой. Но как бы он ни маскировался, все равно это была картошка, то есть еда!

Да, это был крахмал! Хоть и грязный, хоть и странный на вид, но все-таки крахмал! Мало было его на поле. Но каждый набрал по четверти ведра.

Матери с пониманием встречали ребят. Содержимое ведер высыпали в воду. И там был основной контроль: крахмал отделялся от земли, как в бане. И уже горели огни под казанами! Через четверть часа добытчик и домочадцы получали в миску свежую, ни с чем не сравнимую по запаху и вкусу пищу. Это был кисель! Он был темен, бурого цвета, почти как земля. Но кого это останавливало? Уплетали за обе щеки. Бывало, что это - первая еда за целый день. Ну, чем не жизнь!

А что на завтра? Чем кормить ораву из шести человек? Мать спозаранку выгонят на колхозные работы. Именно «выгонят». С рассветом бригадир объезжает женщин верхом на лошади и стучит в окно черенком кнута до тех пор, пока не услышит отзыв. Но это будет завтра. А сегодня – спать! На сытый желудок и спится крепче.

А после занятий в школе мальчики отправились на озеро. Взяли с собой пустые мешки. В них складывали «рожки» - молодые побеги аира и рогоза. А днем на лугу в прогревшихся на солнце лужах талой воды находили толстый, как детский  палец, луговой лук и очень кислый щавель. Мешок набивали так, чтобы только можно поднять.

Все это дома нарезалось, подсаливалось. А мальчишки грызли «рожки» своими острыми зубами, не дожидаясь общего ужина. И валились спать прямо от миски.
 
Подрастала в огороде картошка. Жив крестьянин! Его голыми руками не возьмешь! Он не только кормил себя, но и содержал армию, флот и рабочий класс. На войне нужны не только снаряды. Люди должны питаться, чтобы быть сильными. На голодный желудок долго не повоюешь и не поработаешь.

Дорогие наши горожане! А спросите своих соседей: откуда они родом? И они вам ответят: из деревни. Там в их домах теперь дачи стоят. Да называй, как хочешь! Хоть домиком в деревне. Здесь сохранялся народ в самую лютую военную и последующую пору. Здесь закалялись дети войны. И всегда люди здесь будут выживать, и народ вечно будет жить!

Редко кто из отцов вернулся с войны. Старшие мальчики уже стояли на учете в военкомате. Через год и они уходили служить в армию. Село пополняло страну рабочими руками и защитниками Родины. Ах, какой вырастал в деревне народ! Трудолюбивый, честный, застенчивый. И неутомимый. И неустрашимый! Перед ним лежала в развалинах покалеченная страна. И он не дрогнул, поднял ее из руин.
 
Я думаю, что ИМЯ ПОБЕДЫ – НАРОД!
 


Рецензии
Здравствуйте, Василий!
Спасибо за Ваш рассказ! Полностью солидарна с Вами. "Имя ПОБЕДЫ - НАРОД!"
Читала Вас, вспоминая рассказы своих родителей о войне и послевоенном времени.
Горжусь своим народом!
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Марина.

Марина Белухина   12.06.2021 11:09     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Марина!
Спасибо за прочтение и понимание!
Меня радует то, что после прочтения этого текста можно воскликнуть:
"Горжусь своим народом!"
И я горжусь!
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   12.06.2021 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.