От рассудка к со-вести

 От рассудка к со-вести.

Общеизвестные изречения «муки совести», «угрызения совести», «бессовестный поступок», «без стыда и совести» и т.д. представляют нам этот феномен как источник угнетенного состояния духа, если человек с ним не в ладу. Возникает вопрос, каким образом, открыть в себе этот мощнейший энергетический источник, дающий возможность обрести гармонию с внешним миром и равновесие собственной души, чтобы сердце  не оказалось обугленным сморчком, пугливо бьющимся в застенках собственных (пусть даже прекрасных иллюзий), а стало ярким источником тепла и света для окружающих.
Для поясним, точнее интерпретируем приведенные сочетания. Итак, наиболее распространенное и утвердившееся  в философии, культурологии  и психологии осознание совести как «внутренний чужой голос, как голос другого «я». «Интуиция совести (англ. intuition of conscience – понятие, введенное А. А. Ухтомским). Он считал интуицию дологическим аппаратом, в который включал наблюдательность, чуткость, проницательность, в т. ч. и совесть. Вместе с тем последнюю он рассматривал и как относительно самостоятельный аппарат функциональный орган, включающий в себя интуицию. Отсюда замечательное словосочетание – И. с.. И. с. – это конкретнейший аппарат познавания-предвидения, дальнодействующий рецептор на расстоянии совесть, аппарат цельного знания, который руководит нами обыденно – и в мелочах, и в крупном. И. с. – это таинственный судящий голос внутри нас, собирающий в себе все источники и порядки ведения, все унаследованные впечатления от жизни рода и предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о том, что сейчас делается перед нами (Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996, с. 458)).  «Ухтомский связывал этику с И. с. и признавал за ней права на проектирование действительности. И. с. или душевные интегралы в подсознательной жизнедеятельности человека позволяют предвидеть ситуации, когда нарушение законов бытия, вносимое проектами действительности, превращает эти законы в законы возмездия. К сожалению, чем дальше прогрессирует а не развивается человечество, тем легче искать примеры возмездия за нарушения законов бытия. И. с. лишено технократическое мышление, постоянно нарушающее законы бытия». (В. П. Зинченко (http://www.anypsy.ru/taxonomy/term/4038/0, http://www.anypsy.ru/user/register) ). Виктор Франкл определял совесть как «как интуитивную способность человека находить смысл ситуации».  Совесть — черта духовного облика личности, выражающая (http://psihotesti.ru/gloss/tag/sovest/) способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей. Слабое развитие совести у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольства собой и стремления поправить дело. Совесть предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны близких людей, всего народа. Когда говорят о свободе совести, имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В понятии совесть отражается тесная связь этики и психологии. Таким образом, это нравственная (нравиться) категория (со-весть), позволяющая не только со-зерцать и созидать мир с позиции собственных ценностей, но включаться, принимая (пришлось по нраву) либо отрицая, в сферу нравственных ценностей других людей. С одной стороны, это суровый судья («нет на свете печальней измены, чем измена себе самому» (Н. Заболоцкий)), с другой – путь (потенциал) с выбором дороги (то, что дорого, ценно) к гармоничным отношениям с окружающим миром.
А теперь приступим к расследованию (исследованию) цепочки вышеупомянутых феноменов человека:
«Муки совести», недоосознанное чувство вины, зачастую слепой укор, против котрого бунтует высшая сторона личности (номинант), ¬– «угрызения совести» (пассивное действие) – «бессовестный поступок» (действие) – «без стыда и совести» (отрицание, опустошение). Таким образом, возникает  душевный дискомфорт, болезненное состояние, приводящее к кризису, если не найден выход, толкающее, в лучшем случае, к неполноценному, в худшем – к преступному, решению ситуации  полному опустошению или порочному (ущербному) существованию.
«Мучает совесть у того, кого она есть» воспользуемся кратким изречением В. Высоцкого и возьмем  второе понятие из его поэтики  –«недостающее звено», т.е. что приводит к тупиковой ситуации,  не позволяющей принять верное решение Итак, наш путь пролегает от суда и следсвтия к гармонии  и свободе. Что необходимо пройти от ущербного (небезопасного для окружающих) существования к полноценному и гармоничному взаимодействию. Если совесть мучает – значит есть, рана болит – значит есть шансы на ее исцеление.
Старт – чёткая формулировка собственных ценностей (Эдмонд Бёрк), только полная искренность, прадивость перед самим собой позволят найти верную дорого и приведут к искомому результату. Есть изначально, курс взят ложно – движение бессмысленно. Если не «от чистого истока» (верю), то хотя бы «от своего порога» (прав) . Далее цепочка образных ассоциаций: рассудок – клетка, сознание – дом, жилище, душа – поле, ценности – остров, интуиция – путь, эмпатия – ключ,  личность –магнетизм, гравитация. Таким образом, начинается движение от осознания неверно принятого решения к восстановлению личности и способности реагировать и действовать в нужном направлении.  Ложный курс, как правило, либо возвращает к истокам пути, либо приводит к тупиковой ситуации.
Воображение, как правило, придает мысли значительную долю динамики. Роль образа в нашем мышлении, незаменима.
Итак, многие учёные (в особенности учителя Востока) считали, что рассудочное мышление замкнуто на самом себе. Законы логики, зачастую абстрактные, и на этом заканчивается движение мысли.
Рассудок может образоваться без сердца, а сердце — без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.(Георг Гегель).

Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Эдмунд Бёрк).
Если советы страсти более смелы, чем советы рассудка, то и силы для исполнения их страсть дает больше, чем рассудок. (Люк Вовенар).
Порой бывают глупцы и при уме; но никогда не бывают такими при рассудке. Голова всегда бывает обманута сердцем. (Франсуа Ларошфуко).
Он не лишился рассудка — рассудок лишился его. (Пол Тот).

Когда сердце борется с рассудком, рассудок редко бывает победителем. (Жюль Верн)

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка. (Михаил Лермонтов)

Любовь похожа на песочные часы, наполняя сердце и опустошая рассудок. (Жюль Ренар).

Любовь и рассудок враждуют в любом возрасте. (Джейн Ости).

Если человек всего за три пенса берется продемонстрировать, как опустить раскаленную кочергу в бочонок с порохом так, чтобы порох не взорвался, он едва ли соберет много зрителей. (Джонатан Свифт)


Кого Бог хочет погубить, того он прежде всего лишает разума /Латинская поговорка
Разум и душа используют разные приемы для борьбы друг с другом. (Ю.В. Бучарский).
 

У государственного человека сердце должно быть в голове.  (Наполеон Бонапарт)

Фразелогизмы (потерять рассудок):
повредиться умом, тронуться в рассудке, свихнуться разумом, сбрендить с ума, помешаться в рассудке, свихнуться с ума, повредиться рассудком, съехать с шариков, повредиться в уме, сбрести с ума, лишиться ума, помешаться в уме, обноситься умом, решиться ума, умом чикануться, спрыгнуть с ума, съехать с ума, сойти с резьбы, в уме рехнуться, взбеситься, свихнуться, помешаться, тронуться, двинуться, рехнуться, повредиться в рассудке, сбрендить, шизануться, сдвинуться, чокнуться, спятить с ума, тронуться рассудком, свихнуться с разума, тронуться умом, помутиться умом, помешаться рассудком, лишиться рассудка, свихнуть с ума, спятить, трахнуться, потерять разум, помешаться умом, свихнуться умом, тронуться в уме, лишиться разума, впасть в помешательство, своротить с ума, сойти с ума и т.д.
С помощью рассудка человек отличает одно от другого. Рассудок, он же интеллект, любит давать всему определительные. Это – одно из его свойств. Без этого свойства невозможно отличать одно от другого. Но рассудок не обладает качеством соизмеримости и, в отрыве от сердца, часто впадает в крайности, и восприятие окружающего оказывается подчинённым клише рассудка.
Рассудок на всё создаёт клише: это – одно, то – другое, мало того: это – чёрное, то – белое. Или наоборот. Рассудок оперирует категориями.
«Клише бывают маленькие и большие. Но какими бы они ни были– они своей застывшей формой заслоняют сущность явления, человека, предмета.
Выдав определение после различения, рассудок перестаёт воспринимать нюансы, не заботясь о выявлении многообразия проявлений. Зачем? Всё определено, клише созданы. И мы оказываемся в ловушке действий своего же рассудка. А когда человек волей обстоятельств вынужден заглянуть за рассудочное клише, оказывается, что не знал многого, что находится под им же созданным определительным. Самые удивительные открытия можно сделать, если убрать клише, созданное своим же рассудком на человека». (Папахова Наталья О рассудке. –электронный ресурс. Режим доступа: http://culture-into-life.ru/natalia_papahova_o_rassudke/).
Естественно, споры вокруг значению роли рассудка в сознании человека нескончаемы, однако общее свойство, пронизывающе и учения и народные изречения, отстраненность. Тенденция рассудка – обобщать, т.е. отстранять от живого явления, выявлять главное, отделяя его от второстепенного. Поэтому, когда мы касаемся рассудком явлений живой природы, следует помнить, что его сфера деятельности, ограничена анализом. Отсюда конфликт между рассудком и природой, не судите, да не судимы будете. В этимологии слова два показателя, указывающих на тенденцию к ограничению пространства (рас- движение извне и суд- ограничить, лишить полноты). Чаще всего призыв к совестливости основан именно на основе осуждения (ты поступил плохо, как тебе ни стыдно, разве так можно и т.д.). Таким образом, там где речь идет о рассудке очевидно ограничение жизненного пространства – результат требует рационально решения. Поэтому соотнесем рассудочное решение с камерой заключенного (умозаключение, вывод). Следовательно, не все попадает в поле зрения рассудка, а только избранные факты и наблюдения. 
На всем, подобно шахматной доске или мозаичному орнаменту, – своё клише, отделяющее умозрительное восприятие  реальности. Рассудочное решение чревато спекуляцией, тенденцией к лицемерию.
Перед нами камера (возможно, золотая клетка) с решётками (или витражами) на окнах.
По соседству с этой камерой – вахта алчности, камеры обиды, зависти, карцер отчаяния, вид из окна на аллею одиночества, на верхнем благоговение и трепет перед кумирами, упование на Высшие силы («тварь я дрожащая, а прав не имею»), служение букве Закона, в подвале –  сборище полупризраков реальности, вытесненных проблем, которыми дирижирует чувство вины. Очень важная деталь – воздух  в каждом из этих пространств: он, по сути, и определяет ход основных событий. На верху –  воздух разреженный, холодный, и в то время в его частицах есть нечто поспешное, нездоровая динамика, а иногда в открытое окно врывается ветер такой силы, что все легкие, подвластные ему предметы начинают кружить по комнате, хаотично, наталкиваясь друг на друга, при всём желании и усидчивости в кресле здесь очень сложно сосредоточится, иногда в этом воздухе ощущается примесь паров пустырника, тысячелистника, багульника, ромашки. У посетителей, как правило, напряжение в мимике и жестах. Постоянный контроль над собой: всё ли я  делаю правильно, не оплошал ли в том или ином действии или высказывании («Чив ли я? Чив?! Чив???»).  Говорить здесь принято на изыскано-вежливых тонах (прочие интонации приберегаются для  нижних этажей и подвалов).  На правой стене сразу у входа – зеркало во всю стену, чтобы входящие могли осмотреть себя с ног до головы, дабы не предстать в неприглядном виде. От улыбок входящих веет  стационарной порядочностью.
Золотая клетка рассудка как тесна ты бываешь порой, когда на аллее Одиночества появляются признаки жизни. От пения птиц, запаха листвы, синевы небес, журчания ручейка, шелеста тихих шагов тебя отделяет  непроницаемая стена сурового стремления к достигаемому результату,. Не свернуть, не отвлечься, не допустить – основные руководства к действию.  Мир за нашей стеной пагубно влияет на достижение наших результатов. Жалюзи на окна и с глаз долой всё то, что происходит за пределами золотой клетки. Ревностно стремимся «первым быть на горизонте». Но вот досада – сладок он, воздух свободы и мир так непредсказуем с его   жизненной силой, и так страшно заблудиться утонуть в  этом многообразии: необходимо во что бы то ни стало построить сухопутный плот.  У входа в камеру зависти лежит сторожевой пес-старожил. Глаза его подслеповаты, чутье еще  пока не подводит, однако реакция  на внешний мир весьма ослаблена, только критический случай, может напомнить ему о былой выправке и мгновенной реакции на опасность. Он дремлет сутки напролет, коридоры пустынны, по ним  изредка прохаживаются надзиратели. Псу никакого дела нет до них. В качестве заключенного в этой камере на нарах лежит уязвленное  самолюбие. Так же, как и пес оно пребывает длительно в состоянии бессонного сна. Ему уже не страшна темнота – оно к ней привыкло: глухая, густая, всепоглощающая, она ни к чему не обязывает, она уже пульсирует в каждой его жиле. А сырость в камере постепенно смывает со стены надпись:«Подлость»,  для самолюбия это теперь неважно. Только мертвый орнамент, шальное движение и орнамент рушится. И какая разница, кто, когда почему и зачем нацарапал это слова на сырой стене.

Со-весть в отличие от рассудка живёт и дышит. Первое, что делает человек, передавая другому человеку «весть души», согревает теплом своей светлой энергетикой, береги её, храни, не растеряй, не искази переданное, пойми как есть. Дополнись тем, чем дорожу я, возьми мою ценность, пусть и она согревает тебя так же, как и меня, если со-природна тебе. Дар моей души (дыши)  выстрадан и для меня имеет большую ценность я не подам тебе ложного, того, во что не верю сама. Любовь и совесть  – любить и не исказить, не упростить, того, что есть в тебе, чтобы ты не чувствовал ущерба в общении со мной. Семя совести – росток к взаимопониманию. Голос со-вести в первую очередь – голос наиболее близкого существа. Именно он восполняет и придает силу. Я тебя слышу, т.е. отзываюсь на твои  ценности. Для меня ты важен прежде всего как личность. Полноценное общение невозможно без стремления увидеть тебя таким, каков ты есть по возможности без иллюзий, услышать твое стремление к счастью, узнать, в чем для тебя состоит счастье. Счастлив в первую очередь тот человек, рядом с которым счастлив его возлюбленный. Я всегда должен знать, что могу помочь тебе. В этом основа счастливой любви и счастливой дружбы. Совесть как интуиция, ведущая к свету. Я «со-переживаю тебе» (голос со-вести) в отличие от «хорошо или плохо я поступил»  (голоса) рассудка. В первом случае - движение, во втором – ограничение. Первый путь ведет к поиску и встрече, второй к сомнениям и образцовым лозунгам. В первом случае дверь не заперта, во втором надпись «Добро пожаловать, но не факт, что дверь открыта. В первом случае – хочу понять, во втором – пригоден я для общения или нет.

Несколько практических моментов из наших абстрактных рассуждений. Преодолеваем преграды на пути к взаимопониманию: рассудок нацелен на результат: «Я сделал всё, что мог».  Совесть определяет перспективы: мы в начале пути, для взаимопонимания нет    преград, если ты пойдёшь на встречу.
Рассудочный подход к ценности: я следую своим и общечеловеческим идеалам и постоянно сравниваю наши отношения с ними: соответствуем или нет тому или иному образцу (Гайдар в 14 лет полком командовал, почему  мы не достигли этой цели?). Со-весть: я ценю в тебе личность, мои и  твои ценности постоянно претерпевают изменения, полагаемся на интуицию и истоки нашего сознания, истина рождается в диалоге, человеку свойственно ошибаться. Мы способны сформировать общие ценности. Опыт  – это работа сознания.
По-разному проявляется и нацеленность на результат. В первом случае: у меня четкая стратегия действий, я знаю особенности твоего характера, в мире все подчиняется закону типологии, ситуация под контролем моего сознания. Во втором – освобождаюсь от опеки идеала, каждая,  деталь, вошедшая в мое сознание может, изменить мое представление о реальности. Любая картина мира, пусть даже самая реалистичная, всегда содержит за своими пределами нечто неизведанное. Со-знание – это совокупность представлений и точек зрения, пропущенных через мое мировосприятие, следуй интуиции как результату накопленного опыта. Не ступай на не твердую почву.
Негатив и позитив: отделяем зёрна от плевел, по шкале плюс-минус (плохое – хорошее, полезное – бесполезное), решая ситуацию рассудочно. Отрицательного опыта нет, есть опыт,  убьешь (проигнорируешь) гусеницу  - не увидишь бабочки, исходя из закона совести. Стремлюсь к идеалу, следую тому, чему меня учли, признание одна из основных целей человека в обществе, с точки зрения рассудка. С точки зрения совести: признание – одна из основных целей человека в обществе, жизнь личности не возможна без признания и поддержки со стороны других. Не преувеличь и не умали значение этих ценностей в твоей жизни. Относись к этому с точки зрения взрослого человека, а не ребенка, жаждущего поощрения, защищая свою гордость и достоинство не нарушай гармонии во взаимоотношениях с другими людьми и не умаляй их ценностей, помни о двух полюсах, не дающих никаких результатов – высокомерии и самоуничижении.
Таким образом, «муки совести» сродни мукам творчества. Поиску гармонии, сочетания в отличии от слепого следования образцу. Уход от суда к пониманию и со временем преодолению причины. Рассудок помогает выявить истоки, совесть ведёт к полноценному разрешению ситуации. Проблема многих противоречий, неразрешимых конфликтов заключается в том, что наше сознание чаще всего опирается на рассудочные формы.  Соответственно искать выход необходимо путем творческого подхода. О людях, обладающих феноменом творческой интуиции можно сказать следующее:
«Что это за разряд, что это за люди? Те, которых называют поэтами, художниками. Чем они должны обладать? Способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, прошлое, не только свою страну, свое племя, но и другие, чужие, не только самого себя, но и прочих, — то есть, как принято говорить, способностью перевоплощения и, кроме того, особенно живой и особенно образной (чувственной) Памятью. А для того, чтобы быть одним из таких людей, надо быть особью, прошедшей в цепи своих предков очень долгий путь существований и вдруг явившей в себе особенно полный образ своего дикого пращура со всей свежестью его ощущений, со всей образностью его мышления и с его огромной подсознательностью, а вместе с тем особью, безмерно обогащенной за свой долгий путь и уже с огромной сознательностью.

 Великий мученик или великий счастливец такой человек? И то и другое. Проклятие и счастье такого человека есть особенно сильное. Я, жажда вящего утверждения этого Я и вместе с тем вящее (в силу огромного опыта за время пребывания в огромной цепи существований) чувство тщеты этой жажды, обостренное ощущение Всебытия. И вот Будда, Соломон, Толстой…» (И. Бунин).


Рецензии