Шахматные юбилеи

                ШАХМАТНЫЕ ЮБИЛЕИ
               
                МОЛОДО – НЕ ЗЕЛЕНО
   Приятно отметить «красивый» столетний юбилей: в апреле – мае 1914 года в Петербурге состоялось грандиозное  состязание, на которое были приглашены только  те шахматисты, которые прежде выигрывали крупные международные турниры. А это - такие корифеи шахмат, как Эмануил Ласкер, Зигберт Тарраш, Хосе Рауль Капабланка, Александр Алехин, Фрэнк Маршалл, Акиба Рубинштейн и другие. Особый интерес вызывало соперничество двух непримиримых гениев – Ласкера и Капабланки.
   Первый этап этого соревнования выиграл Капабланка, на полтора очка опередивший Ласкера и Тарраша. Казалось, что кубинца уже не остановить. Но в заключительном двухкруговом состязании Ласкер, одержав шесть побед,  в том числе и над Капабланкой, завоевал первый приз. Второе место занял Капабланка, третье – Алехин.
   А на торжественном банкете
   Сергей Прокофьев на рояле
   (Конечно, в музыкальном свете
   Его тогда еще не знали),
   Волнуясь, трепеща от страха,
   Исполнил Моцарта и Баха.

   Затем в беседе оживленной
   С кубинцем проронил смущенно:
   «Сеньор, двух шахматных гигантов,
   Перенося в мир музыкантов,
   По их таланту и размаху
   Я вижу Моцартом и Бахом.

   Вы – Моцарт, легкий и небрежный,
   Полный фантазии безбрежной,
   А Ласкер – Бах, глубокий, сложный,
   То смелый, то вдруг осторожный …»

   Но том же памятном банкете,
   У многих вызвав восхищенье,
   При петербургском высшем свете
   Шаг сделал Ласкер к примиренью.

   «Друзья! Мой тост в честь Капбланки!
   Забудем ссоры, перебранки!»
   И оба шахматных кумира
   Под одобрительные звуки
   В знак уважения и мира
   Друг другу протянули руки …
   Свое удивительное шахматное дарование Капабланка проявил в … четыре года. Нередко его отец, принимая друзей, играл с ними в шахматы. Малыш молча наблюдал за игрой, а однажды осмелился во время одной из партий сделать отцу … замечание.
   «О, падре, так не ходит конь!»
   Отец ко лбу поднес ладонь
   И тут же погасил свечу:
   Сын болен – завтра же к врачу!

   Ребенок же спросил несмело:
   «Могу ли, падре, я сыграть?»
   Отец кивнул лишь ошалело,
   Не зная даже, что сказать.

   Его прошиб холодный пот,
   Он, делая за ходом ход,
   Не отводил от сына взгляд
   И получил в итоге … мат!
   Вот так четырехлетний Хосе одержал свою первую в жизни шахматную победу…
   В 1902 году 14-летний Капабланка выиграл матч у чемпиона Кубы мастера Корсо, а спустя семь лет разгромил чемпиона США знаменитого Фрэнка Маршалла. Друзья, называвшие гениального кубинца Капой, советовали ему бросить вызов Ласкеру. «Свалить такого великана, как Ласкер, еще не настало время», - твердо отвечал он.
   Не удивительно, что Капабланка получил приглашение от организаторов престижного турнира в Сан-Себастьяне. Несмотря на резкие возражения гроссмейстеров Осипа Бернштейна и Арона Нимцовича 23-летний «зеленый новичок» все же был допущен к участию в этом соревновании. С обоими своими «обидчиками» Капабланка легко расправился в ходе турнира, получив за победу над Бернштейном специальный приз «За самую красивую партию». Остается лишь добавить, что кубинец, опередив 14 известных шахматистов,  стал победителем этого ыдающегося  форума. Особенно поражало – с какой легкостью,  быстротой, даже изяществом играл гениальный кубинец, которого вскоре стали называть «непогрешимой машиной». 
   После этого триумфа шахматный мир с нетерпением ожидал его дуэли с Ласкером. И вскоре Капабланка направил официальный вызов чемпиону миру, но из-за серьезных разногласий по регламенту их матч состоялся лишь в 1921 году в Гаване. Сильная жара в столице Кубы повлияла на исход состязания. Больной Ласкер, проигрывая после 14-ти партий со счетом 0:4, по требованию врачей прекратил борьбу. Так Капабланка стал третьим чемпионом мира по шахматам.
   Став шахматным королем, кубинец сразу же оградил свой престол от частых посягательств «долларовым валом». Теперь претенденту на шахматную корону, чтобы вступить в борьбу с чемпионом мира требовалось внести в призовой фонд матча весьма солидную по тем временам сумму – 10 тысяч долларов. Сегодня Роман Абрамович мог бы кинуть «бедному претенденту» вместо требуемой в то время суммы, скажем, сто тысяч долларов и при этом небрежно сказать: «Сдачи не надо».   
   А тогда … Именно из-за «этой мелочи» не смогли вступить в борьбу за шахматную корону такие шахматные асы как Акиба Рубинштейн и Арон Нимцович. И все же нашелся шахматист, который не только собрал нужную сумму, но и в 1927 году в Буэнос-Айресе обыграл непобедимого Капабланку. Это был проживавший в то время во Франции Александр Алехин.
   Их состязания исход
   Родил забавный анекдот:
   Один чудак спросил немого:
   «Ты слышал, Капа проиграл?»
   «Не может быть!» - немой вскричал,
   И от известия такого
   Дар речи снова потерял …
   Капабланка очень рассчитывал сыграть с Алехиным матч-реванш, но преодолеть навязанный им же шахматному миру «долларовый вал» он не смог. Много еще ярких турнирных побед одержал великий кубинец, но осуществить заветную мечту – возвращение мировой шахматной короны ему так и не удалось. А весной 1942 года перестало биться сердце гениального шахматиста Хосе Рауля Капабланки.
   Алехин, шахматный король,
   Воскликнул, не скрывая боль:
   «Стряслась великая беда,
   Нет слов для утешения –
   Мы потеряли гения,
   Какой не вспыхнет никогда!»


Рецензии