Поздняя волна

ПОЗДНЯЯ ВОЛНА

"В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа…"
А.С.Пушкин

Но в этот раз так и не дождалась. Пытаясь отдать дань приметам и классику, на Крещение случился было настоящий снегопад, и мороз ударил, но через две недели снова потеплело, и снег исчез. Он даже не растаял, а просто высох.
В феврале расцвели подснежники, а потом все как-то плавно превратилось в лето. Утро года получилось настолько скомканным, что кое-кого разбудить просто забыли…

Я терзалась в догадках, вырастут в этом аномально теплом году строчки или нет? Гриб этот все еще новый для меня, повадок его я не знаю…
В прошлом году я собирала строчки прямо из-под снега, урожай их был обилен сверх всякой меры. Оба эти обстоятельства, казалось, свидетельствовали против массового выхода «мозговиков» этой весной. Редко, когда изобилие устойчиво повторяется из года в год. Да и погодные условия не вдохновляли: тепло было, а дождей не было. Нет талой воды, нет луж, нет даже комаров. Весенняя засуха, понимаете ли… Как тут проснешься?

Однако ж «в урочный день, в урочный час», то есть спустя несколько дней после апрельского новолуния я посетила-таки свои контрольные точки. Прогноз оправдывался: грибов нет.
Грибные форумы в сети вяло подтверждали мои выводы. Кто-то сообщал, что никаких строчков «на привычных им местах» не обнаружено, а не привычных мест для них я еще не разведала.

Но выходные приходят строго по расписанию, и грибной зуд все равно проявляется. Решилась я все же съездить туда, где в прошлом году мне улыбнулась удача. Улыбнулась она мне тогда настолько приветливо, что я даже выписала себе в подарок заплечный кузовок для грибов. Сморчок – гриб не легкий, воздушный, а плотненький и весьма тяжелый в массе своей. Помнится, в прошлый раз я еле дотащила свою добычу до машины.

И хотя я почти совсем не рассчитывала на удачу, кузовок в багажник все равно поставила. Однако, приехав на место, смалодушничала, побоялась опозориться, выходя из леса с большой, но пустой тарой. Перед кем, спросите вы, перед кукушками, что ли?

Прошел уже месяц с того времени, когда по моим подсчетам надлежало прокатиться строчковой волне. Но тогда стоял полный штиль. Откуда же им было взяться сейчас? Деревья стоят уже совсем зеленые, отросла молодая травка, в лесу тепло и сухо. Какие тут строчки?

Корзинку беру маленькую, дескать, чтоб было куда сложить сучки и шишки для дизайнерских нужд… Это я так себя успокаиваю на тот случай, если повстречается кто-либо. Ну, чтоб на лице в тот момент отразилось что-нибудь, кроме тупого разочарования…
Все органы чувств блаженствуют от лесных видов, запахов и первобытного ощущения своего слияния с ветром, небом, теплом… и полным отсутствием «согласного гуденья насекомых»…

И тут я вдруг увидела Его. Он был крупным, свежим, нагло извилистым. Он не прятался и не скрывал лица. Я уставилась на Него в полном недоумении. Что Он делает тут в середине мая, накануне главного весеннего полнолуния в окружении зеленой травы? Наклоняюсь, срезаю прохладный гриб и бережно кладу его в корзинку. Осматриваю окрестности. Никого. Случайный одиночка?
Как бы не побился он один в корзинке. Тело строчка хрупко, легко крошится. Неспешно иду дальше, пытаясь придумать, чем бы смягчить Его грибное одиночество…

Вот подхожу к месту, где в прошлом году я впервые в жизни увидела настоящую россыпь коричневых строчков. Помню свои ощущения. Аки буриданова ослица, не могла тогда решить, с какого края приниматься собирать, и каким способом утолить внезапное пёсье любопытство, чтобы не потоптали вожделенные грибочки. Но в этот раз лужайка пуста и вовсю зеленеет, ничем не напоминая прошлогоднее зрелище. Но что это шоколадненькое виднеется ближе к тропинке? Строчок! А рядом еще один, маленький…

Корзинка быстро наполняется. Что ж я, растяпа, кузовок-то в машине оставила? И грибы-то какие крупные все! Это вчерашний дождь их напоил, и они, верные своей грибной природе, выросли, как «грибы после дождя». Интересно, откуда ранневесенние грибы, подснежники по природе, нахватались таких осенних навыков?
Пришлось-таки перекладывать уже найденные грибы в мой крохотный рюкзачок, чтобы освободить корзинку вон для того распадка… А потом для следующей куртинки…

Снова вспоминаю, как росли строчки, опираясь о снежные кочки… И сравниваю с ними шоколадные комки, разбросанные на совсем по-летнему зеленеющем мхе… Чудны дела твои, Природа-матушка! Чудна и непостижима сила твоя!

Вот ведь, твари бессловесные, грибы эти, случайно лишь напоминающие комок извилин, за что и прозваны мозговиками… Или не случайно? Какая сила заставила их проснуться так поздно и повести себя так, как только классическим грибам доступно?..
А еще я обнаружила на них улиток. Вроде не могут строчки быть с ними знакомы. Из разных климатических эпох они – грибы-подснежники и летние гурманы – улитки. А вот ведь схлестнулись, как будто с детства играли в одной песочнице, никаких проблем в общении!
Показать кому-нибудь строчок с улиткой на шляпе в окружении зеленой травы – Сальвадору Дали плохо станет…


Вот и не зря съездил в лес мой новый кузовок. Причастился-таки… Примерно, два ведра отменных шоколадных красавцев привезла я домой.
Вот думаю, не попробовать ли замариновать баночку строчков? Как они будут смотреться в маринаде, а? А то столько жареных мне не осилить, опять придется соседей угощать.


Рецензии