Попытка

 Начинать рассказ всегда сложно, вот и сейчас с каждой буквой мысль уползает всё дальше в свои закрома. Сижу и от нечего делать печатаю слово за словом, даже не думая о том, для чего мне это надо, кому может принести хоть малейшую пользу написанное. Хотя «от нечего делать» - не совсем  правильное выражение. Скорее здесь более уместно от банальной лени. И от навязчивой идеи прославиться хотя бы на благодатной почве писательства. Хотя и эта идея есть ни что иное как проявление всё той же лени и нежелание подойти к вопросу основательно. Когда то меня интересовала археология, акробатика, музыка, футбол, настольный теннис, девушки…, даже учёба. Вроде бы всё по порядку. И это если смотреть на поверхности. В своих мечтах я заходил куда дальше: великий композитор, кинорежиссёр, танцор, … - если так подумать, практически все значимые фигуры, которые я выхватывал из своего узкого кругозора. И побывать пришлось во многих, так сказать, шкурах. Единственное, что огорчает – всё это было в мечтах. С другой стороны, всё было гладко и прекрасно, никому не принесло вреда, и самое важное – без каких-либо трудностей и действий с моей стороны. Да, в моем мире не было ни свойственной людям злобы, коварства, двуличности, даже сама цель, точнее, её достижение, отходило на второй план. Доставлял сам процесс создания мира и полное его подчинение сознанию. Уверен, что мой мир невозможно воплотить в реальности, даже небольшую его часть. Причин много, но главная именно в том, что это мой мир и, создавая его, я не обращал внимания ни на потребности других людей, ни на их пороки и слабости и приоритеты. О нем (моём мире) можно говорить часами, днями и месяцами, но не в этом цель рассказа. Цель – и теперь я ясно её вижу – в том, чтобы увидеть и понять те вещи, которые сформировали моё жизненное восприятие (оно же неприятие) и привели меня к написанию данного рассказа. Должен сразу прояснить, что мой мир не является чем-то непостижимым и мало отличается от большинства людей. Нет, он скуден и удивительно ограничен и служит лишь для того, чтобы убежать от реальности. Более того, его героев легко можно найти на страницах книг и интернета, и многим они известны лучше меня. От Хазор-Гейсу и Гендальфа до Тура Хейердала и Хемингуэя.
 P.S. Словосочетание «мой мир» честно говоря приелось, в дальнейшем откажусь от его написания.
Итак, начнём.

1. Картины из детства редко приходят мне на ум и всплывают перед глазами в тусклом желтом цвете. Первое, что вспоминается – это знатная трепка, заданная мне родителями в пять лет, когда мы с друзьями решили утопить обувь всего общежития в больших чанах с питьевой водой. Вроде бы не сильный повод наказывать юную ораву за такой проступок, однако стоит учесть некоторые обстоятельства. Во-первых, мы в то время жили за полярным кругом, в военном городке при сверхсекретной военной части. А во-вторых, в результате инцидента была испорчена вся питьевая вода, запасенная на неделю и обувь всех жильцов и гостей. Погода на улице стояла под -40 и началась полярная ночь. Вот так замкнулся сей круг, и мне было здорово всыпано. Самое интересное, что ремнём меня била мать, а отец немного покричал и успокоился. Но это и не важно. Всё же я до сих пор считаю, что здесь восторжествовала справедливость. Видимо, взрослые засиделись за праздничным (или будничным) столом и не уделяли должного внимания моей с товарищами персонам. Кстати о товарищах. Их было пятеро как минимум: кучерявый Артур, у которого было много наборов Lego, страшненькая девчонка Ксюша с очками-линзами и её младший братец с такими же очками, щуплый даже по сравнению со мной паренёк Антон и, наконец, моя первая любовь – Катя. Она и сейчас нередко встает перед глазами в своём новом чепчике – такой я её запомнил. Отношения наши были до безобразия просты: я нравился Ксюше, сам любил Катю, равно как и Антон, Катя любила Артура, Артуру было не до любви – у него было много наборов Lego. Следует думать, что вдохновителем грандиозной идеи с утоплением обуви был я. Как ни странно говорить это в моём теперешнем положении, в ту пору именно я был если не мозговым, то идейным центром всей нашей немногочисленной шайки. Вообще это было отнюдь не плохое время, чего только стоят поездки на снегоходах «Буран», сбор морошки и клюквы, плавание на военном корабле и последний полет на Ми-8, когда улетали в город С. Стоит об это сказать пару слов. Никогда не ел ягоды вкуснее морошки; очень интересные симптомы морской болезни, когда половина пассажиров выбегают каждые 15 минут на палубу и, так сказать, кормят рыб, а моя мать ест всё, что попадётся под руку; и, наконец, бесконечный гул вертолёта и белая пустыня внизу. Ах да, ещё комары, их там миллиарды, особенно летом. Столько, что при просмотре видеозаписей слышен только противный писк кровожадных тварей. Там мы прожили три года, и Катя так и не ответила мне взаимностью. Каждое лето я уезжал к бабушке.

2. Нет смысла долго рассказывать про жизнь в городе С. Достаточно представить типичный военный городок, разросшийся до полноценного города и при этом сохранивший все «прелести» армейского уклада. Он [город], по крайней мере в то время, напоминал подростка лет 15-16, который, будучи мелким несуразным приземышем резко вымахал за год, превратившись в столь же несуразную каланчу со всеми вытекающими. Как говориться, Non vulvam non Rubrum Legionem. Вот и весь город. Необходимо, правда, описать атмосферу того времени. Для этого как раз подходит один случай. На праздник флота отец повел меня на центральную площадь или что там было в этом городке. Не важно. Детям подарки – родителям… Не помню. Но в этот раз были водка и общежитие. Матери причитался магнитофон, однако не донесли – кто-то спёр, пока обсуждались глобальные проблемы за столом. Я в это время спокойно играл с другими детьми. Видимо в этом общежитии не были рады гостям, потому что и у меня украли маленький оранжевый кораблик. А я тогда ещё даже не пил. И это обидно. Не знаю, как там живётся сейчас, да оно и не важно. Конец главе.

3. Нужно ли посвящать целую главу воспоминаниям шестилетнего паренька о трех днях в Москве? Определенно да, если он родом из провинциального городка и впервые познал все достижения и прелести цивилизации в Magna Mater русских городов. Не могу сказать, откуда мы ехали и куда, но первое место, где я очутился, был Казанский вокзал. «Как на Казанском вокзале!» - это народное восклицание наиболее полно отражает всю суть этого места. Идёшь среди вопящей, вечно спешащей, задыхающейся от запаха пота тысяч людей толпы, и, стараясь занимать как можно меньше пространства, всё равно натыкаешься то на бабку с огромным мешком за спиной и бесчисленными сумками в руках (я называл таких «фуры»), то на широкоплечего вояку, который может отбросить тебя метров на пять даже не моргнув глазом (при безветренной погоде их можно учуять за версту по запаху перегара), а то и на представителей таких же семей с отпрысками, но тут уж не так страшно. По моему мнению, таким сооружениям как Казанский вокзал вообще не место в этом мире, и сейчас объясню почему. Во-первых, они неизменны: побывав там совсем недавно, я не увидел никаких перемен, разве что чуть меньше стало солдат и чуть больше «фур». Во-вторых, они вечны: разве что ядерный взрыв способен разрушить злачную конструкцию и убрать толпу. И, наконец, в-третьих: совершенно безобидные и в некоторой степени полезные вначале, такие места постепенно накапливают всё больше грязи, вони, шума, становясь, как ни странно, всё более значимыми для людей. А люди продолжают приносить свои вонь, грязь и шум. Опять замкнутый круг.
 Но довольно о неприятном. Поговорим об Арбате тех годов. Вот это было действительно здорово. Тысячи прилавков с сувенирами, выставки художников, джаз-кафе и куча иностранных товаров. И много чего ещё, я уверен, просто не запомнил. Толпа была и там, но куда более терпимая: семьи, худощавые перекупщики, просто культурные люди, - все не настолько потные, что нельзя терпеть. Тогда я впервые познакомился с нормальной музыкой. Целый оркестр играл на улице произведения многих композиторов. Сейчас я могу вспомнить разве что сюиту №2 Шостаковича. Это было обалденно. На Арбате я впервые попробовал кока-колу в стеклянных бутылках. Сейчас многие говорят, что раньше кола была вкусней и арбузы слаще. И это правда. Не знаю, почему так изменилась кола, но знаю, почему стали хуже арбузы. Дело в том, что арбузы к нам привозили из Астрахани или Соль-Илецка. Вот они лучшие. А сейчас не знаю откуда завозят, но они не очень и мягкие внутри. Но мы отвлеклись. Вообще про Арбат можно говорить часами. А можно и одним словом: Здо;рово. Побольше бы таких мест.
Ещё искупался у родственников в джакузи. Это также был успех. Вот и всё о Москве.   

4. Данная глава посвящена жизни в родном городе с момента поступления в школу (7 лет) до её успешного окончания (17 лет – всё как у всех. С детства не люблю выделяться).
Здесь нужно сделать небольшое отступление. Прочитав начальные главы, многие могут подумать, что целью данного рассказа (работой выше написанное нельзя назвать, так как основной стимул самого написания – всё та же банальная лень) вызвать у читателя старое, доброе, приятное и бесполезное, а в пресыщение опасное чувство ностальгии. Это не так. Повторюсь, что задача, которую я ставил, впервые нажав на кнопку клавиатуры, - это выявление событий, наиболее значимых для меня в разное время и потому отложившихся в памяти, и попытка собрать их в цепочку, сформировавшую моё современное мировосприятие. Хотя нет, основная задача – скоротать время, но надо же как-то оправдаться. Кроме того, сама идея написания подобного хоть и не является оригинальной, но служит примером превосходного тона и хорошего отношения к читателю. Ведь мало найдется писателей, которые так подробно описывали бы свою жизнь и давали свои оценки произошедшему. А вообще нет, автобиографий сейчас куча. Это я запамятовал. Должно быть из-за того, что никогда их не читал. Стыдно, конечно. И всё же оправданием и несомненным преимуществом следует считать выбранный период  моей жизни (от пяти лет до двадцати одного года). Он [этот период] мало освящён в творчестве по крайней мере известных мне писателей. Разве что Хемингуэй и Горький о нём упоминали. Можно сопоставить в конце ради смеха. Но довольно разглагольствований.  Это уяснили.
4.1 Говорят, первая линейка довольно-таки знаменательный день в жизни школьника. Вряд ли это так. Помню только, что было солнечно и кто-то плакал. И да, впервые надел туфли. Приятное ощущение поначалу – классно скрипят. А в дальнейшем - неудобная и бесполезная обувь.
 Вспоминается вывеска в центре города на Новый, 2000-й, год: Дед Мороз и Снегурочка подсвечивались разноцветными мелькающими лампочками (светодиоды – теперь знаю, но не уверен, что именно они были в то время), деревянная горка, где впервые на своей памяти разбил нос, ледяные скульптуры и изрядно поддатые жители города. Странно, что тогда пьяные люди не вызывали антипатии. Я сам тогда не пил.
 В начальных классах читал мало. Старым добрым советским русским народным сказкам предпочитал узбекские советские народные сказки ввиду краткости и отсутствия смысла первых и запоминающихся персонажей последних. Хазор-Гейсу  чего сто;ит, да тысячи батыров в придачу.
 На этом пока и закончу. Не сказать, что, прочитав текст, я могу чётко провести параллель между событиями, произошедшими со мной, и сегодняшним образом мышления, но кое-что всё-таки уяснил.


Рецензии