Воспоминания из детства...

Мой дед оставил о себе теплые и яркие воспоминания , не смотря , на то , что он умер , когда мне не было и восьми лет. Где-то , примерно лет с четырех – пяти я  воспитывалась дедушкой и бабушкой. Родители уехали ,( тогда еще), на Украину. Имели там неплохую работу, ведомственную квартиру и ожидали получения квартиры в новостройках. Папа с мамой приезжали часто в гости  к своим родителям , что бы поведать свою на то время единственную дочь, то есть меня.  Дед не хотел я. что бы меня  забрали родители, он им говорил, что мне с ними лучше… и фразу . которую мой дед произнес моей маме. она часто вспоминала по жизни, когда приходили воспоминания о родителях, умерших . еще совсем не старыми людьми. Им было по 57 лет . Бабушка умерла вскоре после дедушки, через одиннадцать месяцев, так и не увидев мою младшую сестру , которая родилась через  два месяца , после бабушкиной смерти…Так, вот эта фраза , была такова : « Если ты хочешь, что бы я умер, то можешь забирать Светку….» Это был не каприз деда, эта говорила его любовь ко мне …..Я конечно, не знаю, была ли эта фраза поводом для  окончательного решения моих родителей , оставить меня на воспитание деду и бабушке, или действительно , окруженная заботой и вниманием со стороны маминых родителей , они посчитали , что их дочери не будет плохо в этом райском саду , где каждую весну зацветали фруктовые деревья, где ни зимой , ни летом , не заканчивались свежие фрукты и овощи…  К райскому саду я еще вернусь, ведь там прошло все мое детство.
Так вот, мой дед – человек любящий во всем порядок , и в доме , и в огороде и так же в своей душе , я так думаю. Если это было бы иначе . ведь разве смог бы  он оставить мне эти теплые  воспоминания ? При всей строгости деда, я все равно чувствовала его любовь к себе ( которую , несу до сих пор в своем сердце)
О саде моего деда . можно рассказывать бесконечно … В свои пять лет я была садоводом- знатоком, я знала . как называется то или иное дерево. Я знала , что у каждой яблони, сливы , черешни- свой сорт, свое время цветения , и что не каждое дерево плодоносит каждый год. И что на одном дереве можно вырастить два сорта яблок. И когда я видела , на дереве с одной стороны красные плоды . а с другой белые, меня это не удивляло, потому что дед мне рассказал , что нужно для этого сделать- привить к одному сорту , другой. Меня забавляло, что в этом процессе использовался  мой пластилин … Я  знала , что без любви и заботы любое дерево может погибнуть , что полив и уничтожения вредных насекомых – обязательное действие в выращивании сада . Когда дед занимался опрыскиванием сада , то я должна была находиться в доме , выход на улицу был строго запрещен, за все процессом я наблюдала из окна . Дед в специальной одежде и респираторе носил большую палку , к которой был прикреплен распылитель , через который опрыскивались специальными растворами деревья , это нужно было сделать в определенный период , когда еще не завязались плоды . Бабушка в этот день ходила и причитала « хоть бы не пошел дождь». Эту фразу она повторяла несколько раз на дню . И я тогда уже знала , что дождь смоет раствор и не успеют погибнуть вредные жучки и гусеницы.  Вот именно этому времени я могу дать название « КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ».
Когда к нам приезжали родственники  погостить и набраться сил от южного солнца , я водила их по саду и рассказывала , чему меня учил дед , это их очень забавляло  и когда они тянулись сорвать недозрелый плод или ягоду , я с возмущением требовала этого не делать, и говорила , что эта ягода созреет только в июле и  что сейчас ее есть нельзя .
Когда-то  давно , в одну прекрасную весну , но будуче  уже взрослой , когда в том саду моего детства , зацвели яблони и персики , я написала это стихотворение , пусть оно бездарное , с отсутствием стихотворного ритма , но я думаю , я вложила в эти двенадцать строк   свои воспоминания из  того далекого детства , из того любимого и родного сада .
Здесь песню мне пел о любви соловей.
Здесь яблони цвет сдувал суховей.
Здесь ветви деревьев качал ветерок.
Здесь урожай убирали в положенный срок.
Здесь не росли , ни трава, ни сорняк.
А сейчас здесь вовсе не так .
Как в детстве здесь больше цветы не цветут.
Тут груши , как в детстве уже не растут.
Тут яблони цвет облетает не так.
А это уже не пустяк.
Здесь годы детства промчались мои.
Ты, память , струны гитары не рви.
Дай оглянуться жизни назад.
Посмотреть на вечно цветущий сад !
Дед был рыбаком. У него было много снастей : сети, вентеря,  крючки . Больше всего меня привлекали цветные железные рыбки , потом я узнала , что эта снасть называется – блесна и она нужна для ловли рыбы  спиннингом. И все это было сложено в сарае, с такой аккуратностью и щепетильностью , что было страшно что-то трогать без спроса. Когда дед заходил в сарай , что бы взять что-то из снастей , я бежала за ним , чтобы еще раз и еще посмотреть с завораживающим взглядом на его добро. Дед рыбачил часто, он знал в какое время и на какую рыбу , нужно выходить.  У деда была лодка, сказочная лодка, которая меня увозила в путешествие по нашей реке, которая в то время , казалась мне огромной. Дед сажал меня в лодку, на скамеечку, и катал меня . Капельки воды, которые оставались на весле , когда дед переносил его с одной стороны лодки на другую , что бы управлять лодкой, капали мне на колени , я визжала и кричала . И все равно ждала , когда дед снова будет переносить весло за другой борт лодки, и эти хрустальные капельки снова попадут мне на ноги .
Как-то весенним вечером дед собирался на утреннюю ловлю. и пообещал взять меня с собой . Точно я уже не помню – пообещал , или этого хотелось мне , чтобы утром меня разбудил и взял с собой … и проснувшись утром , я поняла , что деда уже нет дома . я кинулась к окну ( огород уходил в реку) и увидела рассвет. Сквозь деревья камыш солнышко медленно вставало – начинался новый день . Этот рассвет я буду помнить всю жизнь! Слезы и обида душили меня , бабушка успокаивала , говорила , что дед обязательно возьмет меня , но только в следующий раз . Я тогда не понимала , что рыбалка давала какой-то доход  -пенсионерам. К деду приходили люди и покупали рыбу . Но этот рассвет был самым красивым в моей жизни, хотя и пропитанный моими детскими слезами, но зато оставшийся в моей памяти навсегда.
А еще помню , как мы с дедом ходили на футбол, на наш сахзаводской стадион. При входе когда-то там были железные ворота, и огромные тумбы по бокам этих ворот, в одной из которых находилась касса. Дед купил билет  и мы отправились на свои места.  Самого матча я не помню,  но помню жестяную коробочку с монпансье ( цветные леденцы)  , которые мне дед купил перед игрой. Я долго хранила эту коробочку с красной крышечкой с золотыми разводами и цветами.
Когда бабушка готовила суп с галушками, я была очень рада , но совершенно не супу. Разве есть дети любящие суп ? Я знала , что дед . сидя у печки , будет из полена вырезать остренькие палочки , которыми мы будем есть галушки, это были самые вкусные галушки на свете….
Потом , когда я училась уже в школе , попросила сделать такие палочки своего папу , но вкус галушек был уже совсем другой…
У меня в детстве была железная машина- зеленая  большая , крепкая , с открывающими дверьми.  На ней я перевозила песок , камешки и корм для кроликов .которых дед держал для шкурок и мяса. Я слышала, как дед говорил бабушке. Что сегодня придет вет.врач
, кастрировать кроликов, тогда значения этого слова я не понимала, и интересовалась, что будут делать кроликам? При том  процессе , я ни когда не присутствовала,  но после того , как уходил вет.врач, у многих кроликов были круглые дырочки на ушах , я думала это и есть кастрировать. Но я до сих пор не знаю , зачем эти дырки !. Кролики были моими друзьями, я заходила к ним в базок, так называл дед большую клетку для кролей, проходила по проволочному полу осторожно , что бы не наступить на маленькие белые и серые пушистые комочки. Так я пробиралась до середины клетки , и пыталась взять кролика в руки . Они в рассыпную разбегались по углам, и только один , самый смелый малыш, давался его погладить, но почему –то он обязательно царапал меня и я выскакивала со слезами из их жилища.
В то место , где находились кролики , я приходила часто. Наблюдала за большими , уже выросшие до нужных размеров кролей. Я засовывала им веточку в клетку и кормила их . Я знала в какой  клетке живет мама-кролик , у которой недавно родились крольчата, и что смотреть и трогать их нельзя , потому что мать может бросить кормить деток , потому что у них появиться посторонний запах. Я с нетерпением  ждала этого дня , когда маленькие детки сами начнут выходить из своего теплого гнездышка , до самого верха , заполненного материнским пухом , который она рвала со своего животика, когда готовилась стать мамой. Я в очередной раз просовывала свой палец , сквозь решетку, мне хотелось погладить малыша, он обязательно кусал меня , я бежала к бабушке , что бы она меня пожалела .
Я рано научилась считать и читать , дед уделял много времени , моей подготовке к школе , и подготовка началась рано. В пять лет я считала свободно до ста и больше , складывала цифры и решала задачи, в условиях которых были- конфеты, фрукты и зверушки. Я ходила по двору и в очередной раз считала до ста , дед останавливал меня и говорил , что нужно уметь считать не только вперед , но и назад. Я останавливалась и думала , зачем нужен обратный счет?. .. Со временем у меня это быстро получилось- считать от десяти до нуля , и я быстро поняла . как это проделывать с десятками.
А еще у деда на веранде в больших деревянных кадушках росли два деревца – лавровый лист и лимон . На лимоне сначала появлялись, беленькие с приятным запахом,  цветочки , которые так хотелось потрогать .Но я знала , что из цветочков появится лимоны, и что уже кто-то договорился с дедушкой и ждет лимон для родственника, которому будут делать операцию. В 60-е лимоны не продавались в магазинах. Дед научил меня различать по цветочкам , где пустоцветы , а где будущий лимон. Когда умерли дед и бабушка , моя мама отдала это дерево на сахарный завод , в цех . где работал мой дед. Дальнейшую историю этого лимона , я не знаю….
Погружаясь в эти теплые и яркие воспоминания моего детства, хочется сказать – огромное спасибо моему деду , за ту , правда, не долгую заботу , жаль конечно , что он ушел так рано, за ту любовь ко мне . За ту зеленую железную машинку, за палочки для галушек, за обратный счет, за коробочку леденцов, за тот рассвет , которого уже ни когда не будет , и за эти воспоминания из моего детства…..


Рецензии