Мы, после... Глава1 После войны пб 6

1.7. Первые послевоенные.
Речь пойдет о трех послевоенных годах – с начала  1945 года, до весны 1948-го.
  7 июня 1945 года я получил первый в своей жизни документ об образовании – Свидетельство об окончании начальной школы № 26 города Новосибирска. В нем все были пятерки, за исключением одной: по русскому языку письменно – 5, устно – 4. Эта четверка сильно огорчала меня – ведь все диктанты я писал без ошибок! Но правила, признаюсь, знал не на отлично. Сему виной была большая любовь к чтению – читал очень много и, благодаря хорошей памяти невольно запоминал написание слов. Поэтому я знал, как правильно написать то или иное слово, но не связывал это с конкретными правилами.

    Мать была рада моим успехам – ведь ей самой так и не удалось закончить последний класс начальной школы. Но по опыту своему знала, что после этого уже можно чем-то заниматься более полезным, чем просто учиться. Она поделилась своими размышлениями с тетей Тосей:
- Просто не знаю, что с ним делать, парень растет, ему и одеться надо, и питание получше. Но не в люди же ему идти, или нянькой, как я пошла. А у меня уже и сил нету, и так на двух работах – уборщицей и курьером, а получаю копейки, на четверых не хватает.

    Тося посочувствовала, и вдруг спросила:
- Ты не хочешь его в Суворовское училище отдать?
- А что это такое?
- Туда берут с этого возраста, содержат на полном государственном обеспечении  кормят, одевают, в военную форму, учат по полной программе десятилетки. А потом отправляют в военные училища, по окончании которых они станут офицерами.
- Это было бы очень хорошо! Где же эти училища?
- Надо все в военкомате узнать. Моему Юрке предлагали, но он не захотел, говорит – дисциплина там строгая, а я и не настаивала, пусть при мне будет.

    Мать пошла в военкомат. Пожилой майор вежливо выслушал ее и спросил:
- В каком звании был Ваш муж?
- Не знаю, но писал, что учился на курсах лейтенантов.
- Он их закончил?
- Нет, не успел.
- Это плохо. В Суворовские училища принимают только детей офицеров.
- А может все-таки можно, как-нибудь?
- Я понимаю Вас, но это закон, нарушить который я не могу.

    Мать опустила голову и замолчала. Майор прервал паузу:
- Есть возможность принять Вашего сына в армию – воспитанником военного оркестра. Как у него с музыкальными способностями?
- Не знаю.
- Сейчас я дам Вам адрес, сходите к руководителю военного оркестра, побеседуйте с ним.
 Мать сходила. Там ей сказали, когда можно прийти с сыном, и какие документы взять с собой.

    В назначенный день и время мы пришли к руководителю оркестра. Им оказался моложавый симпатичный майор. Он пригласил нас в кабинет, в котором стояло пианино (я видел его впервые), стол и несколько стульев. Просмотрев мои документы – свидетельства о рождении и об окончании начальной школы, мягко предложил:
- Давайте будем знакомиться. Володя, ты любишь музыку?
- Не знаю.
    Я действительно не знал. Мое знакомство с музыкой началось совсем недавно, после того, как мы приехали в Новосибирск. И оно было очень скромным – я слышал только то, что передавали по радио, и только тогда, когда был дома. Моя музыкальная память была совершенно пуста.

- Хорошо, давай послушаем тебя.
Он подсел к пианино, нажал одну из клавиш и, глядя на меня, сказал:
- Ну, давай, воспроизведи.
- Чего воспроизводить?
- Ты должен голосом воспроизвести этот звук, они должны зазвучать в унисон.
Слово «унисон» я услышал впервые, а издавать такие звуки, которые несутся из этого ящика, я посчитал просто невозможным – они же механические! А я – человек.
    Тут вмешалась мать:
- Ну, что же ты молчишь? Ты пой!
- А что петь то?
- Один звук, гласную букву, - подсказал майор.
Я открыл рот и издал звук, похожий на вопль тонущего человека.

    Помучившись со мной еще немного, майор устало произнес:
Хорошо, хватит. Давай ритмику проверим. Возьми карандаш, стучать умеешь? Будешь повторять за мной: сначала стучу я, потом – ты, но точно так же.
Здесь у меня кое-что получилось, но далеко не все. Майор вернулся за стол, еще раз посмотрел мои свидетельства и обратился к матери:
 - Я понимаю Ваше положение. Мы могли бы взять его воспитанником, но… ему здесь будет очень трудно. Чтобы стать профессиональным музыкантом, посвятить этому свою жизнь, надо очень любить музыку и иметь определенные способности. А его способности, причем хорошие, они есть, но они не связаны с музыкой. Он может стать хорошим специалистом, но в другом деле. Взяв его к себе, мы просто поломаем ему жизнь.

    Мать моча слушала, кивала головой. Потом поблагодарила его и мы с ней ушли. По дороге я спросил ее:
- Ма, так ты не отдашь меня в музыканты?
- Нет, сынок, не отдам. Будешь учиться в школе.
У меня словно камень с души свалился – я очень не хотел быть музыкантом.
    Примечание. В последствии, уже обучаясь в техникуме, я все же "стал музыкантом", играл в духовом оркестре более двух лет.В моем музыкальном развитии очень помогло посещение Новосибирского оперного театра.
 
.


Рецензии
Максим, становление любого человека начинается с малых лет. Можно посчитать, что твое становление началось именно с Новосибирска.

Вадим Прохоркин   29.06.2014 17:16     Заявить о нарушении
Да, ВАдим, именно так! Я благодарен Судьбе, хотя и дорогой ценой (гибелью отчима), но все же она привела меня из глухой уральской деревни в столицу Сибири. Если бы я остался там, вряд ли что-либо путное получилось из меня.

С уважением, Максим.

Максим Прямой   29.06.2014 18:16   Заявить о нарушении