Взлёт на форсаже история лётчика-инструктора
Закончив Барнаульское высшее военное авиационное училище по специальности фронтовой бомбардировочной авиации, я и представить не мог, что мой путь приведёт меня в истребительную авиацию. Выпускался я на самолёте Ил-28 — мощном и надёжном бомбардировщике, который стал для меня первой школой неба.
Но после академии меня направили в истребители на самолёты МиГ-23 и МиГ-29. Эти годы стали для меня настоящей школой жизни и профессионального роста, где каждый полёт был новым вызовом и возможностью для совершенствования.
Ил-28 — это классический фронтовой бомбардировщик, который служил верой и правдой в ВВС СССР и многих других стран. Его мощность и надёжность действительно впечатляют, и опыт управления таким самолётом заложил прочный фундамент для дальнейшей летной карьеры.
МиГ-23 — истребитель третьего поколения, который отличается высокой манёвренностью и скоростью. Управление МиГ-23 требует точности и быстрого принятия решений, что помогает развивать навыки пилотирования на высшем уровне.
МиГ-29 — истребитель четвёртого поколения, который стал символом советской и российской авиации. Его современные системы и высокие тактико-технические характеристики сделали его одним из самых эффективных истребителей своего времени. Опыт полётов на МиГ-29 — это настоящая школа для любого пилота.
Прибытие лётчиков из Багерово
Из Багерово к нам на аэродром Луговая прибыла группа лётчиков, готовящихся к переучиванию на самолёт МиГ-23. Среди них оказались в основном выпускники истребительных лётных училищ — молодые, полные энтузиазма и жажды знаний.
Старшим в группе был мой первый лётчик-инструктор, подполковник Александр Тимофеевич Кошелев, выпускник Барнаульского ВВАУЛ 1973 года. Пока их команда проходила тренажи на авиационной технике, у нас продолжались плановые полёты на самолётах МиГ-29.
Подготовка к взлёту
В ту летную смену мне, как лётчику-инструктору, предстояло показать взлёт на форсаже Володе Попову, выпускнику Барнаульского ВВАУЛ 1981 года. На МиГ-29 лётчики обычно взлетают на максимальной тяге, но взлёт на форсаже — это особый вид полёта, требующий высокой квалификации и полной концентрации. Не всех допускают к этому виду взлета, и мы выполняли его крайне редко. С земли такой взлёт выглядит невероятно эффектно — удивительно, почему его не показывают на авиашоу?
Я заранее предупредил Александра Тимофеевича, чтобы прибывшие гости из Багерово не упустили это зрелище. Володю я тщательно проинструктировал: во время взлёта ему предстояло работать с арматурой управления самолётом и плавно держаться за ручку управления, чтобы не допустить ни малейшей ошибки.
Взлёт на форсаже
Мы выруливаем на взлётную полосу. Сердце бьётся в такт с ритмом двигателей. Получаем разрешение на взлёт. Выводим двигатели на максимальную мощность, отпускаем тормоза и включаем два полных форсажа. Начинается ювелирная работа с ручкой управления самолётом.
На третьей секунде ручка управления на себя — поднимаем переднее колесо. Длина разбега — 200 метров. После отрыва, при аэродинамическом подхвате по углу атаки, ручку от себя. Самолёт уходит от земли — ручку на себя. Шасси на уборку. Переламываем траекторию, убираем закрылки и в небо! К центру взлётной полосы, над РСП, высота 1000 метров. Чувство свободы и могущества захватывает дух. В этот момент понимаешь, что ты на вершине — в воздухе, где всё возможно, и каждый манёвр — это искусство.
Зрелищный манёвр
Переворачиваю самолёт по крену на 110 градусов и с разворотом на обратный курс ложусь на горизонт. Выключаю форсажи и продолжаю движение в пилотажную зону. Этот манёвр был не только технически сложным, но и невероятно впечатляющим для наблюдателей.
С земли это выглядело как настоящий полёт ангела, парящего над землёй с невероятной скоростью и грацией. Каждый элемент манёвра требует точности и слаженности, а зрители затаили дыхание, наблюдая за тем, как МиГ-29, словно живое существо, легко и уверенно выполняет свои акробатические трюки в небе. Чувство свободы и контроля наполняет меня, и я понимаю, что этот момент — вершина мастерства и искусства пилотирования.
Отзыв старшего группы
После полёта Александр Тимофеевич мне сказал: «Я этим истребителям показал на ваш взлёт и сказал: «Ну, а так взлетают бывшие «бомбёры» из Барнаульского.»
Эта история не только о профессионализме и мастерстве, но и о том, как важен опыт и наставничество в авиации. Взлёт на форсаже — это не просто техническая процедура, это искусство, которое передаётся от одного поколения лётчиков к другому. Каждый манёвр, каждое движение ручки управления самолётом — это результат долгих лет тренировок и упорного труда. И именно такие моменты делают нашу профессию такой уникальной и интересной.
Свидетельство о публикации №214051700317